Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы маркетинговых войн




«Война — неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков» (Карл фон Клаузевиц).

Классическое определение маркетинга заставляет верить в то, что цель его заключается в удовлетворении нужд и потребностей потребителей.

«Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Филипп Котлер).

«Маркетинг — это осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю» (Американская маркетинговая ассоциация).

«Маркетинг — это выполнение действий, направленных на достижение целей организации посредством предвидения потребностей покупателя или клиента и направления потока, удовлетворяющих эти потребности товаров и услуг от производителя к покупателю или клиенту» (Э. Джером МакКарти из университета штата Мичиган).

Возможно, самое полное объяснение теории «нужд и потребностей» содержится в определении, которое дал в 1973 году Джон А. Говард из Колумбийского университета. «Маркетинг — это процесс, состоящий из: «(1) определения потребностей покупателей, (2) осмысления этих потребностей с точки зрения производственных возможностей организации, (3) доведения этого осмысления до соответствующих лиц в организации, обладающих правом принимать решения, (4) осмысления ожидаемых последствий с точки зрения определенных ранее потребностей покупателей и (5) доведения этой концепции до покупателей».

Однако, сегодня и эти пять шагов не обеспечивают путь к успеху в маркетинге.

В будущем в маркетинговом плане конкуренции станут уделять намного больше места. В этом плане будет проведено тщательное «вскрытие» каждого игрока на рынке. Оно включит перечень сильных и слабых сторон конкурентов, а также план действий по защите от одних и атаке на других. Это говорит о том, что маркетологи должны готовиться вести войну. Успешные маркетинговые кампании все чаще и чаще приходится планировать, как военные операции. Все более важным будет становиться стратегическое планирование. Компаниям придется научиться атаковать конкурентов и обходить их с флангов, овладеть навыками ведения партизанской войны. Им понадобится разведка, чтобы знать о готовящихся действиях конкурентов. Что касается персонального уровня, тут маркетологам придется продемонстрировать те же достоинства, которыми обладали великие военачальники: мужество, верность и непоколебимость.

Рассмотрим основные принципы маркетинговых войн.

Существуют три основных принципа оборонительной маркетинговой войны. Каждый из них легко выучить, но сложно применить на практике.

Принцип обороны №1. «Оборонительная война — игра только для маркетингового лидера». Это может показаться очевидным, но все далеко не так просто. Мы никогда не встречали компанию, которая не считала бы себя лидером. Беда в том, что большинство фирм обосновывают свое лидерство не реалиями рынка, а просто красивыми словами. Компании не создают лидеров — их создают покупатели. Истинным лидером в категории является тот, кого они посчитают таковым. Более того, речь идет об истинных лидерах, а не о «просто лидерах». Хороший маркетинговый генерал должен иметь перед глазами четкую картину действительной ситуации, чтобы управлять, опираясь на реальность. Обманывайте врага, но не себя самого.

Принцип обороны №2. «Лучшая стратегия обороны — это мужество атаковать самого себя». Поскольку обороняющаяся сторона является лидером, она прочно закрепилась в сознании потенциального покупателя. Чтобы еще более упрочить свою позицию, лучше всего постоянно ее атаковать. Иными словами, вы укрепляете свою позицию, выпуская товары и услуги, которые делают ваши предыдущие продукты устаревшими. Атака на самого себя может заставить пожертвовать сиюминутными прибылями, но имеет одно фундаментальное преимущество. Она защищает рыночную долю — решающее оружие борьбы в любой маркетинговой битве. Верно и обратное. Любая компания, которая не может решиться атаковать себя, обычно теряет часть рынка и, в конечном итоге, лидерство на нем.

Принцип обороны №3. «Сильные шаги конкурентов всегда нужно блокировать». Большинству компаний предоставляется всего один шанс победить, однако, у лидеров таких шансов два. Если лидер упустит возможность и не атакует самого себя, компания, как правило, сможет поправить свое положение за счет копирования шагов конкурентов. Но двигаться ей нужно быстро, чтобы атакующая фирма не успела закрепиться. Многие лидеры отказываются блокировать шаги конкурентов. Им мешает собственное самолюбие. Хуже того, они до последнего момента, когда еще можно спасти ситуацию, продолжают критиковать разработки конкурентов. Тактика блокирования хорошо подходит для лидера — причиной тому сама природа театра военных действий. Помните, что война происходит в умах потенциальных покупателей. Атакующей стороне требуется время, чтобы произвести на них впечатление, сформировать представления. Обычно этого времени достаточно, чтобы лидер прикрыл свои тылы.

Принципы наступательной войны. «Когда абсолютного превосходства достичь невозможно, вы должны добиться относительного в решающей точке за счет умелого использования того, что имеете» (Карл фон Клаузевиц).

Такого понятия, как «хорошая стратегия маркетинга», в обобщенном виде не существует. Хорошая стратегия — плохая стратегия. А плохая стратегия — хорошая. Все зависит от того, кто собирается ею пользоваться. По сути, наступательная стратегия — то же самое, что и стратегия оборонительная, только наоборот. Эти две линии поведения настолько тесно связаны, что провести черту между ними бывает очень сложно. То, что является хорошей стратегией для лидера, будет плохой стратегией для компаний-середнячков и наоборот. Поэтому нужно постоянно спрашивать себя, какую позицию занимаешь на рынке, и уже только потом применять стратегию. Если ваша компания достаточно сильна, она должна вести наступательную игру. Для ее ведения существуют три принципа.

Принцип наступления №1. «Главное, что нужно принимать во внимание, — это сила позиции лидера». Это в точности то же самое, что и первый принцип обороны. Лидер обладает позициями в сознании покупателей. Чтобы выиграть битву за умы, нужно отобрать эти позиции прежде, чем вы сможете заменить их своими собственными. Вам недостаточно преуспеть — нужно разгромить остальных, в особенности лидера. Никогда не забывайте, что маркетинговая война — это состязание умов, и поле боя — тоже человеческий ум. На него должны быть нацелены все наступательные операции. Ваша артиллерия — это всего лишь слова, изображения, звуки.

Принцип наступления №2. «Найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его». Подчас лидеры имеют слабые точки, которые являются именно слабыми и практически никак не соотносятся с сильными сторонами. Возможно, лидеры чему-то не придали значения, что-то посчитали неважным, о чем-то просто забыли.

Принцип наступления №3. «Проводите атаку на возможно более узком фронте. Предпочтительно с одним-единственным продуктом». «Полный ассортимент» — это роскошь, которую могут себе позволить только лидеры. Наступательную войну следует вести узкими фронтами, и чем ближе к одиночному продукту они будут, тем лучше. Это область, в которой маркетологи точно могут многому поучиться у военных.

Очевидно, что наступательная война подходит только для самых целеустремленных и опытных специалистов по маркетингу. Однако, в любом случае вы сможете повысить свои шансы на успех, если будете тщательно анализировать силу лидера.

На наступление можно позволить себе потратить больше, поскольку вы твердо знаете, ради чего идете в атаку. Фланговая атака — всегда рискованное предприятие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 719; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.