Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные группы источников по истории Церкви




Предмет и метод истории Церкви

История христианской Церкви как дисциплина есть изучение прошлого в жизни Церкви (православной, католической, протестантской, а также отдельных вероучительных течений, со временем принявших определенную организационную форму) и изложение его в систематическом порядке, т.е. в хронологической последовательности и прагматической связи.

Согласно Гегелю, Церковь – это последователи Христа, имеющие целью жить духовной жизнью, создавая общину – Царство Божье.

С точки зрения науки, Церковь – это специфическая организационная форма, в которой предстаёт организованная религия при наличии определённых условий: территориальный принцип построения, иерархия, своя юрисдикция, наличие неких правил для приёма в организацию.

ВЦеркви два элемента – божественный и человеческий. Церковная история изучает элемент человеческий, его развитие, его изменения, под влиянием или воздействием божественного фактора. Сам же по себе божественный фактор, как вечный, неизменяемый, не подлежит историческому исследованию, так как он шире границ истории.

История Церкви использует все методы исторической науки (историко-критический метод, индукция, дедукция, сравнительно-исторический метод, методы статистического анализа и др.). Но, разумеется, главным является общеисторический. Факты нужно расположить в хронологическом порядке, хотя в отдельных случая прибегают и к диахроническому принципу. Только такой порядок даст возможность понять факты в их естественном, закономерном, генетическом развитии и поможет установить прагматическую связь между ними, как между основаниями и следствиями, причинами и действиями.

 

Источником для церковной истории служит все то, что так или иначе помогает установлению исторических действительных фактов из прошлой жизни Церкви. Между источниками первое место занимают в истории древнейшие монументальные памятники и письменные документы.

Монументальные источники. К ним относятся произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры. Таковыми являются в особенности римские катакомбы с их символическою живописью, христианскими алтарями и гробницами. Кроме того, можно назвать, например, открытые в XVI в. статуи Ипполита Римского; известна также надпись из Олимпии с именем консула Гая Юлий Филиппа Траллиана (149 г. н.э.), важная для решения вопроса о мученической смерти Поликарпа Смирнского; надпись Аверкия Иерапольского, подтвердившая достоверность ряда событий его жития.

Нарративные памятники:

1) римско-византийские юридические предписания касательно христиан – эдикты, указы, новеллы, собранные в кодексе Феодосия, кодексе Юстиниана, в позднейших законодательных памятниках императором Василия, Льва и Константина;

2) различные христианские акты официального, юридического характера – постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам;

3) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты;

4) творения святых отцов и учителей Церкви, церковных писателей;

5) агиография – акты мучеников и биографии святых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.