Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ Прометея у Гесиода и Эсхила. Истолкование образа




Эсхил как отец трагедии. Характеристика эпохи и творчества.

5 в. до н. э. – классика, лучшие достижения античной культуры и литературы.

Эсхил ввел 2 героя, Софокл (496 – 406) – 3-го. Уменьшается количество хорового пения. У Еврипида (480 – 406) от Эсхила и Софокла язык отличается простотой. Движется трагедия к болееширокому раскрытию характера и психологизму. Эсхил призывает к объединению традиционного и нового. Эсхил (525 – 456) – отец трагедии. Ввел 2 актера – появилась возможность конфликта. В творчестве разработана структура классической трагедии: пролог (введение в действие) → парод (выход хора и его 1 песня) → эписодий (актерская сцена) → коммос (кульминация, совместное пение актера и хора) → стасим (неподвижное пение хора) → эскод (завершение). Эсхил был аристократом. Его молодость совпала с периодом ухода от тирании и становлением полиса как демократического государства. Во всех произведениях отстаивает принципы демократии. Всегда страмился к гормонии, к примирению противоборствующих сил, к примирению традиционной мифологической этики с новой моралью демократического полиса. Высокий, героический характер трагедии обусловлен эпохой войн греков с персами. Всего 90 трагедий, 20 сатировских драм. Дошло 7 трагедий: «Персы», «Семеро против Фив», «Просительницы», «Прометей прикованный», «Орестея» (трилогия).

 

Промете́й – царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены. Его жена Гесиона.

Прометей у Эсхила. «Прометей прикованный»

110 стихов, из них 150 хоровых. Героическое обоснование поступка Прометея, который жертвовал собой во благо людей. Носитель идеи справедливости (оппозиция Зевсу). Зевс – тиран, лишенный сочувствия. Возникает проблема ответственности героя за свои поступки. Появляется образ Ио. Зевс – прелюбодей, Ио – жертва его любви, Гермес – трус. В своем противостоянии богам Прометей доходит до богоборчества. В итоге происходит примирение Прометея и Зевса. Обе стороны одерживают верх над собой. Примирение ради мира вцелом. В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.

 

Гесиод. «Теогония», «Работы и дни»

титан Прометей, благодетель человечества – умный хитрец. Боги сперва не любили людей, но им помог выжить Прометей. Люди должны были чтить богов, прино­ся им в жертву часть своей еды. Прометей устроил хитрый дележ: за­резал быка, положил отдельно кости, прикрытые жиром, и мясо, прикрытое желудком и кожею, и предложил Зевсу выбрать долю богам и долю людям. Зевс обманулся, выбрал кости и со зла решил не давать людям огня для приготовления мяса. Тогда Прометей сам похитил огонь на Олимпе и принес его людям в пустом тростнике. За это Зевс наказал и его и людей. Людям он сотворил, «на горе мужчинам», первую женщину, Пандору, и от женщин, как известно, пошло на свете очень много худого. А Прометея, как сказано, он приковал к столбу на востоке земли и наслал орла каждый день вы­клевывать у него печень. Только много веков спустя Зевс позволил Ге­раклу в его странствиях застрелить этого орла и освободить Прометея.

Прометей изображен обманщиком, Гесиод явно его осуждает. Земледелец Гесиод не любит ремесленников и потому рисует Прометея, покровителя ремесла весьма отрицательно. Прометей – бунтарь, восстает против высших законов справедливости, Зевс – справедлив и мудр.

17. «Орестея» Эсхила как трилогия. Основная проблематика и образы. Истолкование финала.

1 – Агамемн (трагедия убийства), 2 – Хоэфоры (трагедия мщения), 3 – Эвмениды (трагедия суда и примирения).

Трилогия основана на одном из самых кровавых мифов (Арей накормил брата блюдами из детей). Старинный миф Эсхил трансформирует, подчеркивая необходимость соединения традиции и новой морали, которую осуществляют новые боги (прежде всего Аполлон и Афина) над старой моралью, которую осуществляли Эринии. Лежащий в ее основе миф представляет, вообще говоря, идеальный пример действия архаического закона кровной мести. кровная месть, как и многие другие категории архаической этики, подчиняется в «Орестее» новому, более высокому моральному принципу — божественной справедливости. Оценку поведения человека Эсхил возводит на более высокую ступень, чем индивидуальное право на месть; он проверяет его нормами высшей, объективной закономерности, олицетворяемой в понятии (или образе) Справедливости: тот, кто в упоении богатством попирает священный алтарь Справедливости, погибнет от неотвратимого удара божества. Электра подталкивает Ореста на убийство матери за то, что она убила отца. Электра взывает к жалости. Эринии начинают преследовать Ореста. В 3 части Орест пытается спастись у Аполлона. Затем бежит в Афины, т.к. спасти его может только Афина. Выслушав Ореста и эринний, она приходит к выводу, что это очень сложный вопрос и она не будет его решать. Афина назначает суд из самых достойных афинян. Эриннии жаждут смерти. Аполлон выступает защитником отцовского права за Ореста. На весах по 6 камешков с обеих сторон → в пользк Ореста. Афина предлагает эринниям стать милосердными богинями, которые будут способствовать процветанию государства. – эвменидами. Афина прекращает цепь бесконечных убийств и мщений. Побеждают молодые боги.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 3127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.