Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система аблаута в д-а в претерито-презентных глаголах




Претерито-презентные и неправильные глаголы в д-а языке и их дальнейшее развитие.

Развитие слабых глаголов.

1й класс подразделяется на те, которые пойдут по продуктивному типу с прозрачной моделью, и те, которые присоединятся к непродуктивному типу и в итоге попадут в будущую группу неправильных глаголов.

 

1класс неправ: sell, teach, seek и оканчивающиеся на l,n, r, v, rd, nd, ld (присоединяющийся к ним суффикс оглушался: dealt, send, went, bent).

Wendan-wende-wended перешло в

Wenden-wente-went

Wenden становится отдельным словом (to wend one's way)

Wente-went становится супплетивным претеритом глагола зān/зangan-ēode-ēod, у которого 2я и 3я формы вытесняются.

 

2й класс формировал основу будущих неправильных глаголов. К ним присоединятся:

1. Несколько глаголов 1 класса слабых deem-deemed.

2. 3 класс live-lived.

3. Все заимствования (единственное заимствование take из сканд как было в 6 классе, так и осталось)

 

3й класс разрушился.

 

К концу этого процесса мы имеем 2 класса:

1. Правильные (на базе слабых)

2. Неправильные: 1) все оставшиеся сильные 2) слабые 1кл неправильные 3) слабые 1кл с оглушением на конце 4) 2 оставшихся глагола 3 класса have, say.

К ним относятся глаголы со специфической семантикой: они не выражают действие или состояние, а отношение исполнителя действия к действию, не с т.зр.симпатии/антипатии, а с т.зр."модальности": мочь, сметь, быть должным.

Именно эта семантика является причиной того, что в глубокой древности, когда из и-е системы видов герм.языки развивали противопоставление по времени. У них бывший перфект переосмысливается в настоящее, а не в претерит.

У п-п глаголов те формы, которые у всех "нормальных" глаголов используются для претерита, используются для презенса. Претерит образуется по слабым глаголам, т.е.прибавлением дентального суффикса.

П-п глаголы могут образовывать ряды аблаута. В д-а были все 6 рядов аблаута.

1. Wāt-witon презенс ед.ч-мн.ч (знаю)

2. Dēaз-duзon (гожусь)

3. а) Can-cunnon (знаю, могу)

б) Dearf-durfon (нуждаюсь)

4. Sceal-sculon (я должен) ea после sc

5. Зeneah-зenuзon (являюсь достаточным) ea перед h зenuзe-зenuзen

6. Mōt-mōtan (могу, имею право)

4 и 5 группы 2я форма от 3й формы сил.гл.этого класса.

В сил.гл.эти формы пришли не из перфекта, а из Аориста - мгновенный, точечный вид. Поэтому в них было долгое æ. А потом из перфекта перешли во 2ю форму претерито-презентных.

Длительного вида, 1 формы, презенса у них нет.

 

Сохраняется:

Witon – to wit=to note, обращать внимание, witty, wisedom

Dēaз и dearf не осталось

Sceal-shall

Mot-must

 

Претерит образовывался с помощью дентального суффикса:

*witte>wiste, dohte, *cunÞe>cūÞe, dorfte, sceolde, -, *mōtte>mōste. О долгое от систематического употребления в безударной позиции>ū>u>Λ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.