Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания по выполнению курсовой работы




Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа

(ТСР), направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала бакалавров и заключается в:

- поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований,

- анализе статистических и фактических материалов по заданной теме,

- исследовательской работе. участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах,

- выполнении контрольных работ;

- выполнении курсовой работы

 

«История социальной работы» – одна из основных дисциплин, которые преподаются в рамках подготовки специалистов по специальности 040101 «Социальная работа». Цель ее изучения студентами заключается в том, чтобы последние получили представления, выработали умения и навыки по анализу исторического опыта развития социальной работы в России и за рубежом. История социальной работы направлена на понимание того, как появилась идея социальной работы в качестве специфической сферы профессиональной деятельности, выяснение исторических, социальных, культурных оснований ее возникновения.

Написание студентами курсовой работы предполагает организацию процесса по выявлению исторических оснований социальной работы в общем или частном вариантах.

Общий план предполагает выявление универсальных мировоззренческих, социокультурных оснований формирования идей взаимопомощи, призрения больных и нуждающихся, получивших свое развитие, начиная с глубокой древности до настоящего времени.

К частным аспектам истории социальной работы относится исторический анализ деятельности, в которой в качестве объекта может быть представлен определенный контингент нуждающегося в помощи населения, сфера жизнедеятельности, определенная социальная практика и т.д. Например, в рамках студенческой курсовой работы может быть рассмотрена история социальной работы с молодежью, история социальной работы в сфере здравоохранения, история оказания самопомощи, история функционирования социальных служб (социальной службы) и т.д. Частный аспект истории социальной работы может быть сформирован и сформулирован самостоятельно студентом. Главное, чтобы объект исследования относился к сфере социальной работы и было продемонстрировано его возникновение, функционирование и развитие от прошлого к настоящему (а, возможно, и будущему) или, иными словами, соблюден принцип историзма.

При выборе темы одна из первых задач – определение границ исследования, которые лучше всего оговорить в названии курсовой работы, можно их уточнить и во введении к ней. Например, если берется тема «История социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми», то уточнение границ исследования можно осуществить за счет хронологической конкретизации объекта исследования («История социальной работы с беспризорными и безнадзорными детьми в первой половине ХХ века»); за счет внесения географической определенности объекта («История социальной работы с беспризорными детьми в СССР»); за счет обозначения какого-то дополнительного аспекта исследования, на который будет делаться упор в работе («История становления и развития теории социальной работы в Западной Европе в первой половине ХХ века»); за счет выделения субъекта социальной работы и выявления специфики его деятельности в этой сфере на различных исторических этапах («Трансформация места и роли социального работника в работе с безработными в Западной Европе во второй половине ХХ века») и т.д. Не обязательно следовать в вопросе уточнения границ предмета исследования указанным здесь образом. В этом вопросе студент может и должен проявить самостоятельность, так как это будет являться одним из критериев оценки его курсовой работы.

В отличие от тематического реферата, который выполняется и по специальным, и по общим дисциплинам, курсовая работа предусмотрена только по специальным дисциплинам (всего – 5 – 6 курсовых работ). Как правило, курсовая работа носит комплексный характер, строится на основе бóльшего количества источников и с помощью более сложных методов. Выполняя курсовую работу, студент учится интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать её, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности.

Поскольку пишется она по специальному предмету, назначение её в том, чтобы выяснить, насколько студент овладел навыками самостоятельной исследовательской деятельности.

Цели курсовой работы:

1) закрепление, углубление и обобщение студентами теоретических знаний по учебной дисциплине;

2) выработка навыков:

· постановки исследовательской проблемы;

· анализа возможных вариантов её решения;

· отбора методов исследования и подготовки текстов;

· поиска и изучения теоретических источников по теме исследования;

· использования полученных в ходе обучения знаний в анализе исследуемой проблемы;

· формулирования собственных выводов;

· написания профессионально грамотного текста;

· оформления текста в соответствии с требованиями.

Темукурсовой работы студент выбирает самостоятельно из тематики, предлагаемой кафедрой. Студент имеет право предложить свою тему, соответствующую целям и задачам изучаемого предмета.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование на заданную тему. Это может быть теоретическое исследование конкретной темы или научно-обоснованная разработка какой-либо социальной проблемы.

Курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента:

· обосновать актуальность выбранной темы;

· показать степень её изученности и разработанности;

· сформировать цели и задачи работы;

· выявить источники и литературу по теме курсовой работы;

· анализировать и интерпретировать полученные в ходе исследования эмпирические данные;

· сформировать научные результаты;

· делать выводы;

· излагать материал профессионально грамотным языком;

· оформить работу в соответствии с требованиями.

Особое внимание при написании курсовой работы следует уделить вопросу постановки цели исследования, поскольку от этого зависит дальнейший результат исследования. Если цель исследования сразу будет неправильно поставлена, то сама курсовая работа не будет соответствовать тому предназначению, ради которого она пишется. Поэтому вопрос определения цели – это исходный и основополагающий вопрос.

В рамках дисциплины «История социальной работы» основной круг целеполагания заключается в выявлении исторических оснований как социальной работы в целом, так и ее отдельных аспектов, в оценке возможностей использования исторического опыта в современных условиях, в установлении исторической обусловленности региональных особенностей осуществления социальной работы в отношении тех или иных категорий нуждающихся. Не исключается и иной способ определения цели.

В случае если студент выявил новые исторически обусловленные аспекты функционирования социальной работы, указал на возможности использования исторического опыта, он должен продемонстрировать новизну полученного результата, проанализировать возможности его применения в социальной сфере применительно к современной ситуации..

В случае, если студент выбрал целью исследования выявление исторически обусловленных региональных особенностей социальной работы, он должен осуществить сравнительный анализ исторического развития различных регионов, цивилизаций, культур мира. Только в этом случае те или иные особенности могут быть выявлены и продемонстрированы. Без этого исследование будет носить голословный характер. Выявление особенностей можно осуществлять с применением сравнительно-исторического метода, позволяющего сопоставить условия развития различных регионов, обнаружить общее и различное в их историческом прошлом.

Главное при постановке цели – соблюдение исследовательского отношения к избранной теме и проблеме. Следует не забывать, что социальная работа – междисциплинарная дисциплина, предмет ее внимания чрезвычайно широк. Именно поэтому в рамках курсовой работы лучше сосредоточиться на конкретном исследовании истории какого-либо достаточно определенного аспекта социальной работы.

Объем курсовой работы должен составлять 40 машинописных страниц, набранных на компьютере с интервалом равным 1,5. Размер шрифта – 14. Если работа в рукописном варианте, то ее объем – 60 страниц.

Поля: справа – 15 мм;

слева - 30 мм;

снизу - 25 мм;

сверху – 25 мм.

Должны быть ссылки на литературу (количество работ, на которые ссылки – не менее 20) Ссылки и библиография должны быть оформлены согласно ГОСТа.

Работа должна состоять из введения, 2-3 глав, заключения, библиографии. Возможны приложения.

Объем глав должен быть пропорциональный. Глава разбита на параграфы (не менее двух, но не более пяти).

Название темы писать шрифтом 20.

Работа должна быть сдана в переплетенном виде (сброшюрована или в скоросшивателе с прозрачной стороной).

Образец титульного листа курсовой работы дан в Приложении.

Более подробные сведения по оформлению и написанию курсовой работы содержатся в следующих работах:

1. СТО ТПУ 2.5.01-2011 «Работы выпускные квалификационные, проекты и работы курсовые. Структура и правила оформления».

2. Мигуренко Р.А. Научно-исследовательская работа: учебно-методическое пособие / Р.А. Мигуренко. – Томск: Изд-во ТПУ, 2006. – 184 с.

6.2.2. Примерный перечень тем курсовых работ:

1. Борьба с профессиональным нищенством в России и Европе (сравнительный анализ)

2. Влияние историко-культурных и национальных традиций на становление социальной работы в обществе

3. Возникновение социальной работы на Западе

4. Государственные службы и общественные организации в социальной работе

5. Европейская модель социальной защиты

6. Зарубежный опыт подготовки специалистов в области социальной работы

7. Исторические основы профессии социального работника

8. Исторические предпосылки становления социальной работы

9. История благотворительности в России

10. Меценатство и спонсорство как формы благотворительной деятельности в России

11. Морально-этические проблемы в социальной работе

12. Обучение социальной работе за рубежом: преемственность и инновации

13. Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах: сравнительно-исторический анализ

14. Основные идеи и принципы зарубежной социальной работы

15. Формирование правовых основ в области социальной работы

16. Основные направления социальной политики Древнего Рима

17. Основные тенденции развития социальной работы за рубежом в ХХ веке

18. Основные теории социальной работы за рубежом

19. Особенности государственной поддержки в СССР

20. Становление пенсионной системы в странах Европы

21. Особенности светской благотворительности в России и Европе

22. Особенности социального обеспечения в Англии

23. Особенности социального обеспечения в Германии

24. Особенности социального обеспечения в США.

25. Особенности социального обеспечения во Франции

26. Пенсионная система в западных странах.

27. Формирование пенсионной системы в США

28. Политика социального развития и благосостояния развитых западных стран

29. Предпосылки социальной помощи в Древнем мире

30. Развитие системы государственного обеспечения в Западной Европе в ХVI-ХIХ вв.

31. Реформы местного управления в странах Западной Европы

32. Роль монастырей и церквей в оказании помощи неимущим

33. Роль негосударственных благотворительных организаций в социальной работе за рубежом

34. Российский опыт социального обеспечения

35. Своеобразие исторического становления социальной работы в России

36. Семейная политика и формы помощи семье: зарубежный опыт.

37. Система социального страхования в европейских странах

38. Становление системы социальной защиты в западных странах

39. Становление системы социальной защиты в США

40. Становление системы социальной защиты в ФРГ

41. Становление системы страхования в США

42. Система этических взглядов на милосердие и человеколюбие в Древней Руси

43. Социальная работа в России как вид профессиональной деятельности

44. Социальная работа как социокультурный феномен

45. Становление и развитие социальной работы в Японии.

46. Становление частной и общественной благотворительности в дореволюционной России

47. Эволюция теоретических моделей социальной работы.

48. Факторы развития социальной работы как профессиональной деятельности

49. Филантропия как социокультурный феномен

7. Средства текущей и итоговой оценки качества освоения дисциплины (фонд оценочных средств)

Оценка успеваемости учащихся осуществляется по результатам:

- самостоятельного (под контролем преподавателя) выполнения контрольной работы,

- входного, рубежного и промежуточного тестирования;

- устного опроса при сдаче выполненных индивидуальных заданий;

- выполнении курсовой работы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-01-03; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.