Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Культура Древней Индии 2 страница




В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но подверглась серьезным уточнениям. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиавелли встали проблемы народа, класса, нации. Его "Мандрагора" - одна из лучших комедий XVI в., а "Сказка о Бельфагоре" не уступает рассказам Бокаччо. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий политический памфлет "Государь" ("Князь"). Макиавелли считал нужным отделить политику от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже безнравственной, ибо именно христианство "сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям". Однако в "Государе" реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической. Указывая на практическую невозможность для "нового государя" обладать всеми общечеловеческими добродетелями, "потому что этого не допускают условия человеческой жизни", Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.

Почва, на которую попадают ренессансные веяния, очень разнообразна. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая новые тенденции, вместе с тем видоизменяют многое в соответствии со своей местной и национальной традицией. В Италии расцвели все виды искусства. Живопись, архитектура, скульптура, музыка, поэзия, театр достигли высочайшего развития. Но в 1530 г. начинается феодально-католическая реакция (контрреформация), и этот год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI, а иногда и на часть XYII века.

В рамках эпохи Возрождения был осуществлен и ещё один переворот в области христианской религии. Речь идет о реформации, широком общественном движении в странах западной и северной Европы, связанном с борьбой за обновление католической церкви. Зарождение в первой половине XVI в. в Германии протестантизма было продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Реформа Мартина Лютера была бы невозможна без распространения в образованных кругах Германии гуманистических идей. Ведь именно гуманистическое движение, гуманистическая литература способствовали расшатыванию авторитета католической церкви, особенно римской курии и, в конечном счете, победе протестантизма. В кругах немецких гуманистов в начале XVI века большим авторитетом пользовался нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1466 - 1536), называвший себя "гражданином Вселенной". В литературе XVI века выдающееся место занимает его произведение "Похвала глупости", в котором он с тонкой иронией и остроумной насмешкой описывает недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость, пустой формализм, бессмысленную догматику и, прежде всего, глупость, отсутствие всякого разумного начала. Эразм Роттердамский, также как и другой представитель немецкого гуманизма, Иоганн Рейхлин, к Реформации не присоединились и лютеранами не стали, но именно их рассуждения о приоритете личной веры над церковными обрядами во многом подготовили Реформацию.

Всевозможные злоупотребления католического клира, выкачивание из Германии и вообще Северной Европы денег в пользу папской казны, пренебрежение пап-итальянцев к "северным варварам", наконец, стремление упростить богослужение- все это немаловажные причины успеха реформации. Впрочем, как и незаурядность личности самого великого реформатора - Мартина Лютера (1483-1546), не только вдохновителя, но и организатора новой церкви, талантливого богослова, проповедника, оратора, публициста, поэта, музыканта и политика. Для истории культуры определяющими принципами протестантизма, как называют с 50-х годов XVI в. реформированную Церковь, стали два:

1. Идея личной связи человека с Господом без непременного посредничества священника.

2. Стремление перевести все богослужение на родной для верующих язык. (Начало этому положил сам Мартин Лютер, который совершил, можно сказать, литературный подвиг - за год с небольшим перевел на немецкий язык большую часть Библии).

Реформацию предвосхитило и творчество великих немецких художников XV - XVI вв.: Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Ганса Гольбейна Младшего, Грюневальда. В сущности, в Германии эпоха Возрождения и начинается с творчества Альбрехта Дюрера, которого многие называют немецким Леонардо. Альбрехт Дюрер -великолепный портретист, график, разработчик техники офорта, (гравюра на меди), создатель графической серии "Апокалипсис", автор живописных работ "Адам и Ева", "Мадонна с чётками" и др. Ганс Гольбейн- превосходный портретист, создатель портретов Эразма Роттердамского и его друга, английского гуманиста Томаса Мора, иллюстратор "Похвалы глупости". Лукас Кранах - также портретист и гравер. Еще до Реформации Кранах создавал карикатуры, высмеивающие торговлю индульгенцией, монашество, папскую курию и все то, на что впоследствии обрушится Мартин Лютер. Кисти Кранаха принадлежит портрет самого Лютера. Все они художники одного поколения, составившие славу "Северного Возрождения", культуры Германии, Нидерландов и скандинавских стран, XY -XYI вв., своей эмоциональной обостренностью, философской глубиной оказались чрезвычайно близки лютеровской проповеди о личной, без посредства духовенства и обрядов, связи человека с Богом. Все они были и преддверием Реформации и воплотителями её идей.

В Нидерландах подлинным началом Возрождения можно считать творчество Яна Ван Эйка (1390-1441), творца Гентского алтаря и ряда замечательных портретов. С городом Брюгге неразрывно связано творчество Ганса Мемлинга, прославившего себя лирическими образами мадонн. Общественная жизнь Нидерландов второй половины XV - начала XVI в. была полна острых социальных противоречий и конфликтов. В этих условиях родилось сложное искусство Иеронима Босха (1450-1516), создателя мрачных мистических композиций, в которых он обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности. Острый гротеск его знаменитых работ "Корабль дураков" и "Сад наслаждений", сродни "Похвале глупости" Эразма Роттердамского и книге дидактических стихов Себастиана Бранта "Корабль дураков".

Вершиной нидерландского Ренессанса было несомненно творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (1525-1569). Особую славу у потомков снискал его "Зимний пейзаж" из цикла "Времена года" (другое название - "Охотники на снегу"). Одним из последних произведений Брейгеля была картина "Слепые": пять калек, не понимая, что с ними происходит, летят в овраг вслед за оступившимся вожаком. Работа несомненно имеет символическое значение. Природа вечна, как вечен мир, а путь слепых - это жизненный путь всех людей. Таким образом, художник выразил и собственное трагическое мироощущение.

Расцвет испанской культуры: литературы и театра (Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон), а затем живописи (Эль Греко, Ривера, Сурбаран, Веласкес) - не совпал с периодом наивысшего экономического и политического могущества Испании и наступил несколько позднее. Золотым веком испанской живописи и театра является XVII век, а точнее - 80-е годы XVI - 80-е годы XVII столетия. Суровость исторической судьбы испанского народа также оказала влияние на специфику мировоззрения испанцев и их идеалы. Религиозные идеи, которыми, по сути, освящено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно, в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет врывается народная, национальная стихия.

В Испании ярко и самобытно развивается театральное искусство. Утверждается новый тип театрального действия, создаётся прекрасная, наполненная жизненной конкретикой драматургия Лопе де Вега (1562 - 1635). До сих пор популярны написанные им "Собака на сене", "Дурочка", "Учитель танцев", "Овечий источник", "Звезда Севильи". В пьесах Лопе де Вега, в независимости от того комедия это, драма или трагедия бьёт ключом жизнь. Из-за длившейся несколько столетий реконкисты, борьбы с мавританским владычеством, испанская культура отличалась наибольшим патриотизмом, самой сильной приверженностью католицизму, основательно выраженными народными чертами, поскольку народ был той силой, которая победила иноземцев. Испания достаточно поздно вступила в русло гуманистических идей, и интерпретировала их по своему, создав великую живопись и великий театр.Знаменитый писатель Мигель де Сервантес (1547 - 1616), автор знаменитого романа "Дон Кихот", в котором гуманистические идеи воплощены в традиционной для испанской литературы форме рыцарского романа, также начинал как драматург, написав патриотическую трагедию "Нумансия" и ряд озорных жизнерадостных интермедий.

Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в конце XYIв. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614). До Испании Эль Греко учился в Италии у Тициана. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей. Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего религиозные сюжеты ("Святое семейство", "Благовещение"), чаще - алтарные образа ("Погребение графа Оргаса", церковь Сан Томе, Толедо), портреты, романтизированые виды Толедо. Неповторимое, ярко индивидуальное творчество Эль Греко имело большое влияние на формирование живописи Испании в XVII в

Английская культура Возрождения, английское Возрождения, создала в основном выдающиеся образцы философской литературы, поэзии и драматургии. Заслуживает внимания интереснейшее произведение философа и юриста Томаса Мора - философское сочинение о государстве "Утопия" (1516). Он переносит свое идеальное государство, Утопию, на далекий остров, требует передачи собственности индивидов в пользу государства, требует религиозной веротерпимости, возможно меньшего количества религиозных догм и передачи дела воспитания юношества духовенству. Произведение Мора положило начало литературно-философскому направлению - " социальной утопии".

Несомненно, что самым известным представителем английского Возрождения был Уильям Шекспир (1564 - 1616). Шекспир никогда не был скучным моралистом, никого из героев не осуждал изначально. Зритель сам должен был сделать выводы и по достоинству оценить каждого. Шекспир писал поэмы, сонеты, комедии, хроники и трагедии, и трудно сказать, что удавалось ему наилучшим образом. Используя сюжеты из итальянской новелистики, он создал такие неповторимые, глубоко индивидуальные по общественно-философскому звучанию произведения как "Ромео и Джульетта", "Отелло", "Много шума из ничего". Вершинами его творчества являются комедии "Двенадцатая ночь" и "Укрощение строптивой", трагедии "Гамлет", "Король Лир", "Макбет", хроники "Ричард III" и "Юлий Цезарь". Шекспир ярко отразил конфликт высоких идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью, порождённой в том числе и этикой индивидуализма.

Во Франции гуманистические тенденции начинают распространяться только в начале XYI века. Выдающимся представителем французского гуманизма был писатель Фрасуа Рабле (1494 - 1553), сумевший в своём бессмертном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" раскрыть мысли, чувства и переживания своего современника, человека сложной и противоречивой эпохи, через форму традиционных французских сказаний воссоздать реалистически обобщенную картину современности. Значительными представителями французской культуры XYI века были также мыслитель Мишель де Монтень, автор философско-исторического труда "Опыты", утверждавшего принципы рационализма, а также поэты объединения "Плеяда" во главе с Пьером де Ронсаром.

Лекция 5. Культура эпохи Просвещения (Европа).

Эпоха Просвещения занимает исключительное место в истории культуры. Хронологические рамки данной эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1689) и Великой французской революцией (1789). Необходимо отметить приоритет Англии в формировании идеологии и культуры европейского Просвещения, причем не следует забывать о неоднородности, глубоких отличиях и специфике проявления идей Просвещения в разных странах.

Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно вести речь об изменениях в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли "из состояния своего несовершеннолетия" и были захвачены потоком новых идей, что привело к рождению нового типа культуры.

Культура эпохи европейского Просвещения имеет ряд специфических черт.

Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). Деизм открывает возможность выступать против религиозного фанатизма и христианской церкви, за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк в Англии и др.) противопоставляли вере разум. В эпоху Просвещения христианская идея теряет свою силу. Проявляется стремление освободить религию от церковного учения и слепой веры и вывести ее из естественного знания.

Во-вторых, апелляция просветителей к природе привела к космополитизму. Он выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Вместе с тем распространение космополитизма вызвало падение чувства патриотизма, что наиболее ярко видно на примере Франции. "С самого начала французская революция отличалась космополитизмом, ее трудно назвать собственно французской... тогда идеалом считался скорее абстрактный "человек", но отнюдь не Родина" (Э. Фагэ). В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человечества и культуры.

На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание "Восточная библиотека". В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание "Сказок тысячи и одной ночи", вызвавшее множество подражаний. Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода. Итальянский просветитель Вико говорил: "В природе существует один умственный язык, общий для всех народов". Просветители исходили из представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Немецкий учёный Гердер внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник "Голоса народов в их песнях". Разумеется, охватить все богатство культуры мира было невозможно. Но он мечтал об этом, восторженно восклицая: "Какой бы это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре!"

В-третьих, культуре эпохи Просвещения присуща "научность". К началу XVIII в. естествознание переживало своеобразное возрождение. Ученые середины XYIII в. стремились объяснять все явления природы исключительно естественными причинами. "Это вовсе не были эмпирики с философской точки зрения, это были служители науки, - подчеркивает В.И. Вернадский, - окончательно вошедшей в жизнь человечества на равноправном положении с философией и религией". То, что раньше было уделом немногих, теперь стало общим достоянием, примером чего служит знаменитая французская Энциклопедия. Здесь на историческую арену впервые выступило самостоятельное и цельное научное мировоззрение. В эпоху Просвещения завершилось формирование современной науки с ее идеалами и нормами, определившими последующее развитие техногенной цивилизации.

В-четвертых, с "научным духом" связана такая черта культуры эпохи Просвещения, как рационализм (недаром Просвещение называют веком разума). Идеологи Просвещения верили, что именно с помощью разума будет найдена истина о человеке и окружающей природе. Рационализм - основополагающая черта культуры эпохи Просвещения. Разум трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально. Культ разума в XVIII веке стал главной культурной идеей. Вольтер называл свой век веком разума, распространившимся по Европе - от Петербурга до Кадиса.

В-пятых, определяющей чертой культуры эпохи Просвещения является идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием "разума". Именно в эпоху Просвещения была сформулирована концепция "вера в прогресс через разум", определившая надолго развитие европейской цивилизации и принесшая целый ряд разрушительных последствий.

В-шестых, для культуры просветителей характерна абсолютизация значения воспитания в формировании нового человека. Деятелям той эпохи казалось, что достаточно создать целесообразные условия для воспитания детей - и в течение одного-двух поколений все несчастья будут искоренены. Спалив и уничтожив плоды прошлого, XVIII век вынужден был все отыскивать и устраивать заново. Была сделана ставка на нового человека, свободного от наследия той или иной философской, религиозной или литературной традиции. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о "врожденных идеях". В противовес ему Локк утверждал, что не существует "врожденных идей", а поэтому нет и людей "голубой крови", претендующих на особые права и преимущества. Произведение Джона Локка "Опыт о человеческом разуме" стало своего рода манифестом эпохи Просвещения. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум - главный критерий истины и справедливости.

Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения - Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу Англии, где установилась конституционная монархия - форма государственного устройства, при которой власть монарха ограничивается рамками конституции и сильного парламента. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуа и аристократов. Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и их соратники - в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали монархическую власть, выступая при этом за просвещенный абсолютизм или просвещённую монархию, воплощение идеалистической веры в возможность улучшить монархическую власть через активное просвещение монархов в духе новых идей времени. Самостоятельным и влиятельным направлением во французском Просвещении был руссоизм. В "Общественном договоре" Ж.-Ж. Руссо сформулировал общественный демократический идеал, основанный на передаче власти от немногих всем.

Искусство XVIII в. находилось в стадии пересмотра всех существовавших ранее ценностей. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга мировоззренческой и идеологической направленностью. Одним из них является рококо, художественный стиль, сформировавшийся во Франции во 2-ой пол. XVIII века, отражавший вкуса двора Людовика XV. Некоторые исследователи рассматривают его как вырождающееся барокко. Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, рококо как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр звучания, более камерный, изящный и нежный. Рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Обнаженные нимфы и ангелы на фоне бледных пастельных тонов пейзажей заполняют пространство. Собственная сфера рококо - убранство интерьера. Рокайльная живопись и скульптура, тесно связанная с архитектурным оформлением интерьера, имела декоративный характер. Она избегало обращения к драматическим сюжетам, носила откровенно гедонистический характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративным панно в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии. Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо. В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, несвойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере.

Крупнейшим представителем рококо в живописи был Ф. Буше (1704- 1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы гобеленов и росписей по фарфору. Его мифологические и пасторальные композиции очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Типичные сюжеты - "Триумф Венеры", "Туалет Венеры", "Купание Дианы". В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты. Его упрекали за отсутствие правды жизни, хотя реальная жизнь, действительность, его никогда не интересовала.

Сюжетами произведений Ж. О. Фрагонара напротив становятся незамысловатые обыденные эпизоды "Поцелуй украдкой", "Счастливые возможности качелей". В них проявляется реалистическое мастерство, тонкая и тщательная проработкадеталей, незаметно переводящая условный рокайльный жанр в план бытового. Просветители призывали художников заняться изображением быта третьего сословия. Выразителями этих призывов стали Ж. Б. С. Шарден (1699- 1779) и Ж. Б. Грез (1725-1805). С трудом верится, что шарденовские женщины ("Молитва перед обедом", "Прачка", "Женщина, моющая кастрюли") - современницы моделей Буше, но именно они представляли подлинную Францию тех лет. Картины Греза ближе к проповеди руссоистских идей о патриархальной идиллии, семейных добродетелях ("Отец семейства, читающий своим детям Библию", "Деревенская невеста", "Балованное дитя"). Живопись Греза и Шардена служит иллюстрацией морали просветителей. Недаром Дидро в своих критических статьях говорил о Шардене как о создателе нового искусства и называл Греза "поистине своим художником".

Предтечей критического реализма в живописи выступил великий английский художник У. Хогарт (1697-1764). Целые серии картин (из 68 композиций), объединенные одним сюжетом ("Карьера мота", "Модный брак", "Прилежание и леность", "Выборы в парламент") переводились в гравюры и становились доступными широкому обществу. Более демократичная и дешевая, чем живопись, гравюра становилась агитатором идей Просвещения.

Европейская скульптура XVIII в. испытала то же влияние смены общественного настроения, что и живопись. Самый интересный скульптор эпохи - Ж. А. Гудон (1741-1828), создатель целой портретной галереи своих современников, в том числе статуи сидящего Вольтера.

Искусство рассматривалось просветителями как средство популяризации моральных и политических идей. Смотреть на вещи философски означало смотреть рационально. Писатели Просвещения называли себя философами. Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Вольтер был великим литератором - он умел изложить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему. Вольтер писал сказки, повести, фельетоны, статьи, научные трактаты ("Английские письма"), пьесы ("Заира", "Магомед"). В противовес некоторым просветителям он всячески подчеркивал ценность культуры (философские повести "Кандид, или Оптимизм", "Простодушный", "Брут", "Танкред" и др.).

Крупнейшим представителем французского Просвещения был Ш. Л. Монтескье (1689-1755). Его главное и последнее сочинение - итог многолетних трудов - "Дух законов". Монтескье рассматривал законодательство народов в зависимости от состояния культуры общества. Исследуя различные формы правления (монархию, республику, деспотию), он вывел зависимость общественных отношений от степени просвещенности общества, от умственного состояния народа, от общего склада цивилизации.

Демократическое направление в Просвещении получило название "руссоизм" по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности ("Рассуждение о начале и основаниях неравенства"). В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях-Руссо идеализировал "естественное состояние" человечества, прославлял культ природы. Руссо первым заговорил о высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, видя в ней идеальную чистоту нравов. Его лозунг "Назад к природе" отражает мечту о естественном существовании естественного человека в естественной среде. Педагогические взгляды Руссо выражены в его знаменитом романе-трактате "Эмиль, или О воспитании". Его роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза" и "Исповедь" стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Издание "Великой Энциклопедии" собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции. В Париже образовался кружок философов-энциклопедистов, который заявил о себе в начале 50-х годов как об общественной партии. Энциклопедисты во главе с Дени Дидро приняли непосредственное участие в создании 35-томной "Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремесел". Цель многотомного издания - подвести итоги познаний человечества в различных отраслях. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества. Первый том вышел в 1751 году.

Главным редактором и душой предприятия был Д. Дидро (1713-1784). В философских произведениях ("Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения" и др.) Дидро отстаивал материалистические идеи. В литературном творчестве он стремился к реализму. ("Племянник Рамо", "Жак - фаталист", "Монахиня").

Образ нового героя, способного благодаря знаниям и природному уму выжить в любых условиях нашел художественное воплощение в знаменитом романе Д. Дефо (1660-1731) "Робинзон Крузо". Общая направленность политической и литературной деятельности дает все основания называть Дефо просветителем. Популярность книги о Робинзоне надолго пережила круг идей, породивших ее.

Вполне трезво смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения "Путешествие Гулливера" Дж.Свифт (1667- 1745). Симпатичный доктор Гулливер также не теряется ни в каких условиях, находит общий язык и с лилипутами, и с великанами. Наиболее отчетливо просветительский реализм выразился в творчестве Г. Филдинга (1707-1754), которого называют классиком литературы Просвещения. В романе "История Тома Джонса-найденыша", комедии "Судья в ловушке", сатирическом романе "Джонатан Уайльд" даётся яркая картина эпохи и её героев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.