Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые направления в европейской и русской культуре конца 19 –начала 20 вв. 2 страница




В литературе авангардизма писатели вместо привычного повествования прибегали к методу "потока сознания", создателем которого считается ирландский писатель Д. Джойс (1882-1941), автор романов "Дублинцы", "Портрет художника в юности". Мировую славу ему принёс объёмный и сложночитаемый роман "Улисс" (1922). Все события здесь происходят в течение одного дня в Дублине. Повествование строится в форме невысказанных и неосознанных эмоций персонажей.

В музыке традиционные тональности сменились атональностью. В театральном искусстве режиссёрских экспериментов также было предостаточно начиная с самого рубежа веков. Каждый крупный режиссёр начала века, как правило, был и новатором. Но авангардизм в драме проявил себя наиболее последовательно только в начале 50-х годов, в так называемой драматургии театра абсурда, театрально-философском направлении в западной культуре, отразившем очередной виток кризиса человеческого сознания и культуры. К представителям театра абсурда относят Сэмюэля Беккета, Эжена Ионеско и др. Их работы строятся на утверждении, что человеческое существование бессмысленно и бесцельно, что люди одиноки и некоммуникабельны. Поступки и высказывания персонажей иррациональны, нелогичны, бессмысленны. Самым популярным произведениям театра абсурда является пьеса Беккета "В ожидании Годо", в которой персонажи заняты бесконечным так и не реализовавшимся ожиданием.

 

Лекция 13. Специфика русской культуры советского периода.

Русская послереволюционная культура - один из сложнейших, крайне неоднозначных, трагичных, но, вместе с тем, в какой-то степени внушающий оптимизм период. С одной стороны - гибель множества людей, разделение русской культуры на культуру зарубежья и непосредственно советскую, разрушение и уничтожение многих культурных памятников прошлого. С другой - грандиозная просветительная программа, блестяще реализованная, во многом успешно осуществлённые программы электрификации и индустриализации, интенсивное градостроительство и превращение СССР в индустриальную супердержаву. Активная материальная правительственная поддержка многих начинаний и явлений в области культуры. Плюсы и минусу теснейшим образом соседствуют. Однозначно негативным является неоправданность и жестокость минусов, которых вполне можно было избежать.

Хорошо известно, что культура нового государства должна была служить народу, прежде всего пролетариату как самому активному и многочисленному классу. Отношение В. И. Ленина к "пролетарской культуре" не было неизменным, но доминантой оставалось убеждение в высокой культурно-исторической миссии пролетариата. Однако сами идеи Пролеткульта - существовавшей тогда массовой культурно-просветительной организации пролетариата, резко отацательно относившейся к наследию прошлого - он не разделял. Эта огранизация возникла в сентябре 1917 г. и получила наибольшее развитие в 1919 - 1921 гг. В середине 20-х годов движение пролеткульта пришло в упадок и в 1932 г. прекратило своё существование. Посмотрим, как конкретно представляли себе строительство новой культуры идеологи и сторонники Пролеткульта. "Цель и задача Пролеткульта состоит в творчестве новой пролетарской культуры, не имеющей ничего общего с буржуазной культурой. Разрешить эту задачу можно только силами самого пролетариата, учеными, художниками, вышедшими из его среды, ибо классовая психология пролетариата является коллективно-классовой и сознательно творческой", - декларировалось в официальном документе. Между тем, в программой речи В.И. Ленина на III Всероссийском съезде комсомола (2 окт. 1920 г.) подчеркивалось, что усвоение молодежью культуры, науки, всех знаний, которые выработало человечество, имеет огромное историческое значение.

Для попытки объективно оценить картину развития отечественной культуры в указанный период рассмотрим как позитивные, так и негативные факты с тем, чтобы избежать одностороннего подхода к историко-культурным явлениям. Так называемая "культурная революция" в Советском государстве не могла обойти, как минимум, двух взаимосвязанных вопросов: отношение к культурному наследию (во-первых), отношение к интеллигенции (во-вторых). Уже сам состав первого советского правительства был, казалось бы, определенной гарантией взвешенного, разумного отношения новой власти к тем двум вопросам, которые оговорены выше. Высокообразованными людьми были не только Ленин, но и Н. К. Крупская, Г.В. Чичерин, А.М. Коллонтай, А. В. Луначарский. Известно восторженное отношение Луначарского к русской культуре, ее замечательным традициям, выдающимся представителям русской культуры. Есть немало фактов, свидетельствующих об усилиях Луначарского по сохранению отечественного культурного наследия, по оказанию конкретной помощи деятелям культуры.

Вопросы отношения к культурному наследию, к отечественной интеллигенции были составной частью общей программы "культурной революции", предусматривавшей решение трех (как минимум) важнейших взаимосвязанных задач:

- ликвидацию неграмотности в масштабах всей страны (что было глобальной задачей в гигантской стране, где более 70 % населения к октябрю 1917г. было неграмотно);

- постепенное, последовательное приобщение народа к тому духовному богатству, которое выработало человечество;

- создание новой советской интеллигенции - из трудящихся, способной отстаивать и развивать достижения социализма на культурном фронте, искренне разделяющей идеи Октябрьской революции.

Конституция законодательно закрепляла обязанность государства "предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование". В партийной программе предусматривалось "развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этих целей аппарата и средств государственной власти", а также оговаривались меры по широкой демократизации культурной жизни и обеспечению широкого доступа трудящихся к образованию и сокровищам искусства. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата, Бахрушинский театральный музей и т. д. Были национализированы и переданы музеям частные коллекции С. С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых. Для осуществления программы были предприняты конкретные шаги, в частности были изданы декреты о регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины (октябрь 1918 г.). Меры по сохранению культурных ценностей явно предпринимались, но между тем, масса фактов свидетельствует о том, что революционные потрясения стали трагедией для отечественной культуры:

- началось массовое переименование улиц, площадей, переулков, а в дальнейшем и многих городов, имевших богатейшую историю;

- повсеместно разрушались памятники, которые (по мнению большевиков) символизировали власть старого режима;

- началось массовое разграбление дворянских усадеб, уничтожение уникальных библиотек, шедевров зодчества, скульптуры, живописи;

- несмотря на т.н. "охранные грамоты" у их владельцев конфисковывали редкие коллекции, уникальные произведения искусства, предметы старины.

- повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола и переплавлялись на металл; так, например, в 1917 г. в Москве насчитывалось 846 действующих храмов, из них за годы советской власти 426 храмов были разрушены, 340 закрыты.

- вместе с разрушаемыми обителями упразднялись и старинные кладбища:

так, только в Москве были полностью уничтожены Лазаревское кладбище (основано в 1748 г.), кладбища Данилова, Скорбященского, Андрониковского, Алексеевского монастырей; полностью уничтожено Братское кладбище (основано в 1915 г.). На кладбище Донского монастыря осталась 1/10 всех памятников. Такая же участь постигла некрополь Новодевичьего монастыря;

- 1 (14) февраля 1919 г. Наркомат юстиции издал постановление об организованном вскрытии святых мощей, в разгар этой печально известной кампании были вскрыты мощи самого почитаемого святого на Руси преподобного Сергия Радонежского;

- иконы сжигались тысячами; в газетах появлялись сообщения о том, что то в одной, то в другой деревне их сжигали целыми телегами, сжигались богослужебные книги; при разгроме монастырей гибли и рукописные книги, археографические памятники, представлявшие исключительную культурную ценность; драгоценная церковная утварь переплавлялась на лом; и т.д.

В 1921 - 1922 гг. церковные сокровища вместе с ценностями Гохрана и ценностями Госмузей-фонда шли в уплату за хлеб, закупленный для голодной и разрушенной страны. Потом изъятие церковного достояния станет нормой.

Но одновременно с этими примерами варварства можно привести и обратные факты: только в период с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Началась реставрация некоторых памятников. В 1918-1919 гг. было отреставрировано более 65 историко-художественных памятников, а к 1924г. - 227. Нельзя не признать, что были достигнуты величайшие достижения в образовательной области (к 1930 г. грамотность населения возросла с 33 % в 1916 г. до 62,6 %; в 1931 г. было введено всеобщее начальное обучение на всей территории СССР; усилиями энтузиастов, талантливых педагогов, психологов А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, А.К. Гастева, Н.К. Крупской и других будет положено начало советской системе образования, приоритетные позиции и достижения которой будут признаны в 60-70-е гг. в большинстве цивилизованных стран мира)

В тесной связи с вопросом об отношении новой власти к культурному наследию изначально находился вопрос об отношении к интеллигенции. Часть интеллигенции задолго до Октябрьской революции прочно стала на позиции рабочего класса, что, впрочем, не помешает в дальнейшем Сталину систематически уничтожать именно их. Представители интеллигенции принимали активное участие в Октябрьской революции, искренне веря в её праведность. Другой отряд отечественной интеллигенции составляли те, кто не являясь членами большевистской партии и не участвуя в революционной деятельности, тем не менее, поддержали советскую власть. Здесь мы видим: крупнейших ученых (К. А. Тимирязев, И. В. Мичурин, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, В. И. Вернадский, А. Ф. Иоффе, И. М. Губкин и др.), литераторов (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, С. А. Есенин и др.), деятелей театра (К. С. Станиславский, В. И Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, А. Я. Таиров, Е. Б. Вахтангов, А. И. Южин, Л. В. Собинов, М. Н. Ермолова, А. В. Нежданова, Е. В. Гельцер, А. А. Горский, Г. Н. Федотова), юриста и общественного деятеля А. Ф. Кони, знаменитых архитектора Ф. О. Шехтеля, К.С. Мельникова, А.И. Щусева, богатейшего промышленника и коллекционера А. А.Бахрущина и т.д. Для всех них вопрос о возможности жить вне Родины решался однозначно. Все они продолжали активно работать, укрепляя славу русской науки и культуры.

С первых дней советской власти всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1922 г. учреждается специальный цензурный комитет - Главлит, который должен был осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за "враждебными выпадами" против марксизма и большевиков. Появился Главрепертком - для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В целях жесткого регулирования культурной политики в 1919 г. основывается Государственное издательство (Госиздат), национализируются театры и киноиндустрия. Начинается долгий период строгой идеологизации культуры и искусства. В середине 20-х годов прекращается деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, закрываются независимые научные и литературно-художественные журналы. Но это отнюдь не ведёт к падению художественного уровня произведений культуры. Художественными символами новой эпохи в искусстве и литературе стали: первая советская поэма о революции - "Двенадцать" А. Блока (1918); первый спектакль на советскую тему - "Мистерия-буфф" В. Маяковского в постановке В. Мейерхольда (7 ноября 1918 г.); картина выдающегося русского художника Б. Кустодиева "Большевик" (1920); скульптура И. Шадра "Булыжник - орудие пролетариата" (1927); обошедший всю страну плакат Моора (Д. Орлова) - "Ты записался добровольцем?" (1920), ставший классикой советской графики; памятник "Жертвам революции" в Петрограде, на Марсовом поле, работы архитектора Л. Руднева (1919). Идейный и художественный подъем молодого советского кино нашел блистательное воплощение в фильме одного из крупнейших кинорежиссеров мира С. Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" (1925 г.). Мастера культуры были активно вовлечены в создание мощного культа советского государства, создавая посредством образов культуры образ несокрушимой, мощной, а главное - гуманной страны.

Немалая часть интеллигенции изначально не приняла Октябрьскую революцию, влилась в белое движение. После поражения белого движения для этих людей эмиграция стала единственным выходом. По данным Лиги Наций русская диаспора в первой четверти XX в. насчитывала не менее 10 млн. человек в разные годы выехавших из России. Однако, можно без преувеличения сказать, что после октября 1917 г. произошел великий исход творческой интеллигенции из России, почти весь ее цвет оказался за рубежом: литераторы (Л.Андреев, И.Бунин, А.Куприн, К.Бальмонт, М.Цветаева, А.Толстой, Б.Зайцев, И.Шмелев, И.Северянин, Э.Гиппиус и др.); композиторы (С.Рахманинов, С.Прокофьев, А.Гречанинов, И.Стравинский, Н.Черепнин и др.); художники (А.Бенуа, Н.Рерих, Л.Бакст, И.Билибин, К.Сомов, М.Добужинский, В.Кандинский, М.Ларионов, Н.Гончарова, Л. Пастернак, М. Шагал и др.); деятели балета (М.Кшессинская, М.Фокин, Л.Мясин, Д.Баланчин и др.); оперные певцы (Ф. Шаляпин, Д. Смирнов, Л. Липковская и др.). Несмотря на то, что часть из них вернулась в тридцатые годы в Россию, страна потеряла огромное количество творческих личностей, которые преумножали славу русской культуры за рубежом.

О поразительной творческой активности представителей отечественной культуры в экстремальных условиях эмиграции свидетельствует ряд достоверных фактов, находящих подтверждение во многих источниках: с 1918 г. по 1932 г. за границей существовали 1005 русских периодических изданий; в период с 1919 г. по 1952 г. увидели свет 2230 эмигрантских журналов и газет.

Не менее активно заявили о себе и русские учёные зарубежья, внесшие значительный вклад фактически во все области науки. Перечислим хотя бы некоторых из тех, кто в непростой ситуации эмиграции добился мирового признания: С.Н.Виноградский, (биология), С.Н.Владимирский, И.И.Сикорский (аэродинамика), П.А.Сорокин, (социология), Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский, А.В.Карташов (история). Подлинный ренессанс пережила в 1920 - 1940-е годы русская философская мысль (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, С.Л.Франк, Л.Шестов, И.А.Ильин и др.).

Нельзя не сказать о тех потерях которые понесла русская культура во время репрессий тридцатых годов. Были расстреляны философ П.Флоренский, ученый-селекционер Н.Вавилов, режиссёр В.Мейерхольд, писатель И.Бабель. В лагерях погибли поэты О.Мандельштам и Н.Клюев, писатель Б.Пильняк. Через лагеря прошли историк С.Лихачев, философ А.Лосев и множество других выдающихся деятелей русской культуры.

При этом в крепнувшей советской культуре были крупные достижения. Успехи в области образования стали важной предпосылкой социально значимых итогов во всех сферах жизнедеятельности советского общества. Уже к концу гражданской войны количество вузов в стране увеличилось до 244 по сравнению с 91 в дореволюционной России. К середине 30-х годов, после ряда не всегда оправданных педагогических экспериментов 20-х гг., завершилось формирование советской системы народного образования (были введены обязательные государственные программы обучения, стабильные учебники, установлен жесткий распорядок школьной жизни; школа стала подразделяться на начальную и среднюю, среднюю специальную, высшую. Значительно увеличилось число учащихся, учителей, учебных заведений. К концу 30-х гг. в городах был завершен переход к обязательному семилетнему образованию и поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию в городах и семилетнему - в селах и национальных районах.

Существенными были достижения в фундаментальных отраслях знания. Наиболее серьезные результаты и открытия были сделаны в изучении Арктики (О Ю. Шмидт, И.Д. Папанин), геологоразведке (открытие нефтеносных и рудных районов (И.М. Губкин, А.Е. Ферсман и др.), разработке теории космических полетов (Н.Э. Циолковский) и реактивного движения (Ф.А. Цандер), ядерной физике (А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, Л.Д. Ландау, А И Алиханов, А.П. Александров, Ю Б. Харитон, Я.Б. Зельдович, И.В. Курчатов, А.Д Сахаров и др.); мирового признания добились естествоиспытатели - И.П. Павлов (в области физиологии), Н.И. Вавилов (в области генетики), В.И. Вернадский (в области теории биосферы), Н.Н. Семенов (в области химической физики). Развитие авиации, создание новых видов самолетов, позволили осуществить сверхдальние перелеты на Дальний Восток, Крайний Север, в США через Северный полюс.

Появлялись несмотря на цензуру и идеологические стандарты новые интереснейшие литературные произведения: М. А. Булгаков ("Дни Турбиных", "Бег", "Зойкина кавртира"), Л.М. Леонов (романы "Соть", "Скутаревский", роман "Русский лес", драма "Нашествие"), М.А. Шолохов (романы "Тихий дон", "Поднятая целина"), А.А. Фадеев (романы "Разгром", "Молодая гвардия"), В.Д. Каверин (романы "Исполнение желаний", "Два капитана", "Открытая книга"), В.П. Катаев (роман "Время, вперед!", повесть "Белеет парус одинокий"), А.П. Гайдар (повести "Школа", "Военная тайна", "Тимур и его команда"), Б.Л. Пастернак (книга лирики "Второе рождение"), А.Т. Твардовский (поэмы "Страна Муравия", "Василий Теркин", "Дом у дороги"), К.Г. Паустовский (повести "Кара-Бугоз", "Северная повесть"), И. Ильф и Е. Петров ("Двенадцать стульев", "Золотой телёнок"); Ю. Олеша ("Зависть", "Заговор чувств") и т.д.

Отечественная музыка 30-50-х годов представлена именами величайших мировых композиторов ХХ века С.С.Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. Но помимо них можно назвать ещё целый ряд интересных авторов: Н.Я.Мясковский, Д.Б. Кабалевский, И.О. Дунаевский, Р.М. Глиэр, Т.Н. Хренников, Г.В. Свиридов, А.И.Хачатурян, Ю.А. Шапорин и др. В области исполнительского искусства достаточно упомянуть имена С.Рихтера, Д. Ойстраха, Л.Оборина, чтобы понять величие русской исполнительской школы советского времени.

В кинематографе успешно трудились кинорежиссеры: С.М. Эйзенштейн, Г.В. Александров, А.П. Довженко, В.И. Пудовкин, С.А. Герасимов, М.И. Ромм, С.И. Юткевич; выдающиеся актеры И.В. Ильинский, Л.П. Орлова, С.А. Крючков, М.И. Жаров, Ф.Г. Раневская, В.П.Марецкая, Э.П. Гарин, Н.К. Черкасов и др.

Отечественное оперное и балетное искусство той поры, как это совершенно очевидно, находилось на подъеме: в это время выступали певцы, Л.В. Собинов, М.М. Михайлов, М.О. Рейзен, А.В. Нежданова, Н.А. Обухова, И.С. Козловский, С.Я. Лемешев, В.Ф. Петров, П.М. Норцов, Н.Н. Озеров, блистательные танцовщики и танцовщицы Е.В. Гельцер, А.М. Мессерер, Л.М. Лавровский, М.М. Габович, В.М. Чабукиани, Г.С. Уланова, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская, успешно готовили мастеров балета в Ленинграде выдающийся педагог А.Я. Ваганова, в Москве - С.А. Головкина.

Отечественный драматический театр 30-50-х гг. связан с именами выдающихся режиссеров (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А. Дикий, А. Попов, Н. Охлопков, А. Лобанов, Н. Акимов и др.) и актеров (В.И. Качалов, И.М. Москвин, А.К. Тарасова, А.А. Яблочкина, В.А. Рыжова, А.Г. Коонен, М.И. Царев, В.Н. Пашенная и др.). Это действительно был ярчайший период в истории мирового театра. Деятели зарубежного театра приезжали в Москву смотреть репетиции, стремясь постичь чудо русского театра. Театральные коллективы находились на полном обеспечении у государства и это позволяло не думать о коммерческой выгоде, не идти на поводу у массового вкуса, а пытаться поддерживать высокий художественный уровень постановок. В любой период - и во время сталинских репрессий, и во время хрущёвской оттепели, и во время брежневского "застоя" всегда появлялись яркие, острые по мысли постановки. Это и мейерхолдовские "Лес", "Горе уму", "Ревизор", это и таировская "Оптимистическая трагедия" и"Федра", это и акимовский "Гамлет" 30-х годов, и охлопковский "Гамлет" 50-х, козинцевский 60-х и любимовский 70-х с В. Высоцким в главной роли и т.д.

Отечественная живопись 30-50-х годов, - это: М.В. Нестеров, В.А. Фаворский, П.Д. Корин, И.Э. Грабарь, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, Н.П. Ульянов, В.Ф. Рыдин, Ф.Ф. Федоровский, П. Филонов.

Отечественная скульптура 30-50-х гг. представлена работами И.Д. Шадра, В. И. Мухиной, С.Д. Меркурова, С.Т. Коненкова, С.Д. Эрьзи, М.К. Аникушина, Л.Е. Кербеля, М.Г. Манизера, Г.Белашевой.

В области архитектуры успешно трудились А.В. Щусев, И.А. Фомин, В.А. Веснин, К.С. Мельников, И.В. Жолтовский, А.В. Щуко, К.С.Алабян и др. Реализовывались огромные архитектурные проекты (строительство метро, действительно самого красивого в мире, сочетавшего архитектурные новации с художественными, чего стоят одни только мозаики П. Корина на станции "Комсомольская - кольцевая" или скульптурные группы на станции "Площадь Революции", витражи на станции "Новослободская" т.д.).

Достижения в различных областях культуры 30-50-х гг. совершенно очевидны. Русская культура вновь сумела одержать победу над тяжелейшим сломом и возродиться. Великий дух русской культуры ярко проявился в годы Великой Отечественной войны. На службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники, ученые, инженеры и техники совершенствовали и создавали новые образцы боевой техники созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, С.В. Илюшиным, А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным В.А. Дегтяревым, Ф.В. Токаревым.

Самоотверженно трудились во имя победы деятели советской литературы и искусства. В начальный период войны были опубликованы быстро ставшие популярными пьесы К. Симонова "Русские люди", А. Корнейчука "Фронт", Л. Леонова "Нашествие", повести Шолохова "Наука ненависти" и многие другие. В годы войны появились и такие известные и любимые многими и сегодня поэтические произведения Твардовского "Василий Теркин", стихи К. Симонова, А. Суркова, А. Прокофьева, М. Исаковского, М. Светлова, Н. Тихонова и других. Д. Шостакович в блокадном Ленинграде написал свою знаменитую 7-ю симфонию, посвященную героическим защитникам Ленинграда. Большой популярностью пользовались песни композиторов А. Александрова, В. Соловьева-Седого, М. Блантера, А. Новикова, Б. Мокроусова, М. Фрадкина, Т. Хренникова и других. Снимались оптимистичные, полные веры в победу художественные фильмы ("Небесный тихоход", "Воздушный извозчик", "Она сражалась за Родину" и др.). Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа и его культуры.

Несмотря на трудности послевоенного времени широкий размах получили исследования ученых. Число научных работников увеличилось вдвое. Показателем успехов в этой области явился потрясший мир первый запуск искусственного спутника земли. (4 октября 1957 г.) 5 декабря 1957 г. в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол "Ленин". 12 апреля 1961 г. СССР осуществил впервые в истории человечества космический полет с человеком на борту. Первым в мире космонавтом стал Ю. А. Гагарин. В первые годы перестройки "отсталая" Россия готова была предложить миру сотни уникальных открытий из различных сферах науки и техники.

В литературы 60 - 80 -х годов четко прослеживаются несколько доминирующих направлений. Продолжается разработка темы Великой Отечественной войны (романы Ю.В. Бондарева "Берег", "Выбор"; А.Б. Чаковского "Блокада", "Победа", К.М. Симонова "Живые и мертвые", документальная повесть С.С. Смирнова "Брестская крепость", повесть В.Г. Распутина "Живи и помни" и др. Самое пристальное внимание писатели начинают уделять проблеме сохранения культурного наследия, бережному отношению к отечественным культурным традициям: работы академика Д.С. Лихачева "Земля родная", "Письма о добром и прекрасном", В.А. Солоухина "Письма из Русского музея", "Черные доски", "Время собирать камни", Д.А. Гранина "Картина", "Эта странная жизнь", Д.М. Балашова "Народные баллады", "Господин Великий Новгород", "Марфа-посадница". Особого разговора заслуживает творчество В.М. Шукшина, яркий, многогранный талант которого раскрылся именно в это время (романы "Любавины", "Я пришел дать вам волю" повести "Энергичные люди", "Точка зрения", "До третьих петухов"; сборники рассказов "Характеры", "Земляки"и др.; сценарии фильмов "Живет такой парень", "Печки-лавочки", "Калина красная"). В 60-70-е гг. возникает особое явление, которое носит название "театр Вампилова"; оригинальное дарование которого раскрылось в пьесах "Старший сын", "Двадцать минут с ангелом", "Утиная охота", "Прощание в июне".

Тема "человек и война"стала важной и для советского кинематографа. 60-80-х годов. К числу значительных событий (с точки зрения глубины разработки военно-патриотической проблематики, режиссерского, актерского и операторского мастерства) следует отнести появление таких художественных фильмов, как: "Белорусский вокзал", киноцикл "Освобождение", "Они сражались за Родину", "Блокада", "А зори здесь тихие", "Горячий снег". "Двадцать дней без войны","Восхождение" и др. Поиск своего места в жизни, тема формирования личности, вступления в самостоятельную жизнь получают взволнованное, искреннее воплощение в лентах: "Подранки","Сто дней после детства", "Чужие письма","Не болит голова у дятла" и "Ключ без права передачи""Вам и не снилось". Классику отечественного кино, наряду со многими из перечисленных, составили фильмы: "Белое солнце пустыни", "Афоня", "Осенний марафон", "Калина красная", "Ирония судьбы, или с легким паром", "Служебный роман", "Вокзал для двоих", "Москва слезам не верит" и многие другие.

60-80 годы не стали потерянным временем для отечественного театра. Именно в эти годы по праву завоевывают мировую славу Ленинградский Большой драматический театр им. Горького (главный режиссер Г.А. Товстоногов), Ленинградский театр миниатюр, а с 1982 г. - Государственный театр миниатюр (художественный руководитель А.И. Райкин), Государственный Театр кукол (художественный руководитель С.В. Образцов). Именно в это время поставили пусть и преодолевая бесконечные препятствия А. Эфрос. Ю. Любимов. О. Ефремов, А. Гончаров, А. Васильев, М. Захаров, В. Плучек, И. Владимиров, л. Додин и др.

Событием в жизни балетного искусства стала постановка в Большом театре балета А.И. Хачатуряна "Спартак" (1967, балетмейстер Ю. Григорович). Мировую известность принесло исполнение центральной партии в этом балете В. Васильеву. В год своего двухсотлетия (1976) Государственный академический Большой театр Союза ССР имел такое количество звёзд мирового класса, как ни один другой театр мира: М. Плисецкая, Е. Образцова, Е. Нестеренко, В. Атлантов, В. Васильев, Е. Максимова, Н. Бессмертнова, Н. Тимофеева, М. Лиепа, М. Лавровский младший, Н. Сорокинаи, Ю. Владимиров и др.

Интересные явления советской культуры 60-80 можно перечислять долго. Очевидно, что культура Советского периода встретила 90-е годы в состоянии целостном, гармоничном и даже величавом, несмотря на все несомненные идеологические издержки советской цензуры и строгого партийного контроля всех культурных процессов и явлений.

 

Лекция 14. Кризисные явления в культуре конца ХХ столетия.

Конец очередного столетия и вновь всё усиливающиеся разговоры о кризисе, упадке культуры. Причём тенденция критической оценки современного состояния культуры является общей как для Европы и США, так и для России. В эпицентре критики оказались Соединённые Штаты Америки, чья культура представляет собой порой весьма поверхностный синтез элементов разных культур, не имеет глубоких духовных корней и традиций, и к тому же, в наибольшей степени коммерциолизирована. С одной стороны, общественная культура США бюрократична и чопорна, существует целый ряд правил и установок, которые не рекомендуется нарушать, если хочешь иметь продвижение в карьере и иметь законное место под солнцем. С другой - здесь можно всё, если это приносит деньги и прибыль. С одной стороны в уважаемых домах считается неприличным говорить, например, о певице Мадонне, с другой - изданная ею дорогостоящая книга с серией собственных непристойных фотографий продавалась в престижных магазинах и быстро раскупалась теми же людьми. За мелкую любовную интрижку со стажёром Моникой Левински президента Клинтона едва не подвергают импичменту и обливают грязью, но одновременно сама Моника зарабатывает сотни долларов на бесконечных интервью и публикациях по поводу этой весьма грязной истории, а дешевое платье, в котором она соблазнила президента, выставляется на обозрение и продаётся за огромные деньги. Нет ничего святого, а мораль весьма относительна. Именно США становятся родиной массовой и всесильной рекламы, дешёвых, давящих сознание и духовность человека фильмов ужасов, всевозможных триллеров, боевиков с бесконечными навязчивыми эротическими сценами и драками т.д. Европейские страны пытаются оказывать сопротивление засилию американской культуры, но делать это довольно сложно. Теперь уже мало кто вспоминает о прекрасном французском, английском, итальянском кино, о самобытной французской и итальянской эстраде.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.