Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие внимания




Развитие восприятия.

Восприятие проделывает долгий путь прижизненного развития. Суть этого развития в том, что отдельные элементарные формы восприятия замещаются сложными актами деятельности, включающими как процесс ощущения, так и качественного анализа существенных свойств предметов, а также их словесное обозначение, то есть подключается речь.

Восприятие младенца очень диффузно, то есть он воспринимает не столько весь объект, сколько его отдельные признаки и черты. Эта особенность восприятия сохраняется до 1,5-2 лет (согласно исследованиям Г. Л. Розенгардт-Пупко).

Картина существенно меняется после обучения ребёнка речи. Когда предмет начинает обозначаться словом, восприятие приобретает прочный предметный характер. Таким образом, присоединение слова в корне меняет процесс восприятия (исследования А.А. Люблинской).

Кроме развития речи в развитии восприятия играют большую роль процессы развития движений руки и движений глаз, то есть сами действия, направленные на опознавание предметов. Сначала эти движения носят хаотический характер, но потом их число сокращается, они приобретают организацию и направленность.

Так оценка величины, цвета, формы не являются врожденными функциями, но формируются путём ориентировочно-исследовательской деятельности (исследования А.В.Запорожца): у ребёнка постепенно происходит вырабатывание «мерок», «эталонов», относительно которых он впоследствии оценивает предметы. То есть, со временем восприятие становится апперцептивным, опирается на прошлый опыт.

 

Признаки развития устойчивого непроизвольного внимания появляются у ребёнка уже в первые недели развития. На первых порах непроизвольное внимание носит характер ориентировочного рефлекса на сильные и новых раздражители и «сосредоточения на них». Со временем развивается сложная ориентировочно-исследовательская деятельность в форме исследования и манипуляций с предметами. На первых порах эта деятельность неустойчива: стоит появиться новому предмету, и внимание переключается (явление «полевого поведения»).

Со временем у ребёнка развиваются высшие, произвольно регулируемые формы внимания. В их формировании основную роль играет влияние внешней среды, так как внимание представляет собой социально усвоенную организацию поведение. Общение со взрослыми помогает ребёнку организовывать своё внимание.

Развитие непосредственного и опосредованного внимании А.Н. Леонтьев схематические изобразил в так называемом «параллелограмме развития». Опосредованное внимание развивается под влияние команд взрослого.

Сначала (в 10-11 месяцев) команда взрослого вызывает лишь простую ориентировочную реакцию на голос. Лишь к концу первого – началу второго года жизни называние предмета или приказ начинают вызывать реакцию: ребёнок смотрит на предмет, выделяет его из остальных. Однако эта реакция ещё очень неустойчива и новый яркий раздражитель быстро переключает внимание ребенка на себя. К середине второго года жизни опосредованная реакция уже становится сравнительно устойчивой. На ранних этапах опосредованная реакция также вызывается только в тех случаях, когда она совпадает с восприятием ребёнка. К трём годам полностью развивается восприятие речевых команд взрослого, но ребёнок всегда должен подкреплять их своей деятельностью. К 3-4 годам ребёнок уже учится собственной речью контролировать своё поведение, отдает сам себе команды. Сначала эта речь внешняя, так называемая, «эгоцентрическая речь ребёнка». Со временем она интериоризируется, переходит во внутренний план. В 4-5 лет ребёнок уже может устойчиво сохранять внимание на деятельности и на отдельных свойствах предметов, руководствуясь инструкцией. Со временем, к 6-8 годам внешняя деятельность и инструкции переходят во внутренний план, вниманию уже не нужна опора.

П.Я. Гальперин рассматривал внимание как свёрнутую во внутренний план внешнюю деятельность контроля поведения. Развитие объёма и устойчивости внимания необходимо для развития и других мыслительных процессов.

 

Память развивается от примитивных форм констелляции возбуждений через мнемотехники вплоть до топологической памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.