Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие высших психических функций в свете культурно-исторической концепции Л.С. Выготского




Труд создал человека, общение в процессе труда породило речь. Первые слова обеспечивали организацию совместных действий. Это были слова-приказы, обращенные к другому и направляющие его действия: "сделай то", "возьми это", "пойди туда" и т. п. Потом произошло принципиально важное событие: человек стал обращать слова-приказы на самого себя! Из внешнекомандной функции слова родилась его внутреннеорганизующая функция. Превращение внешних фугкций во внутренние Выготский назвал процессом интериоризации.

В онтогенезе наблюдается принципиально то же самое. Л. С. Выготский выделяет здесь следующие стадии интериоризации:

Первая: взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать.

Вторая: ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого.

Третья: ребенок начинает воздействовать словом на самого себя. Возникает эгоцентрическая речь, которая есть промежуточный этап между речью, обращенной к другому, и речью, обращенной к себе.

Таким образом, в развитии ребенка происходят два важнейших события: рождение средства-знака в процессе общения и превращение его из внешней формы во внутреннюю, т. е. его интериоризация.

11. Проблема задатков и способностей в психологии развития.

Задатки – те индивидуальные свойства, которые определяются наследственностью и врождённостью. Они могут быть использованы как материа л для развития способностей.

Задатки – это основа для формирования способностей. Это генетические, анатомические, анатомофизиологиечкие, конституционные свойства новорожденного. Задатки врожденные, способности формируются на фундаменте задатков. Для задатков существует проблема времени: врожденный - т.е в момент рождения или наследуемый. Проявляется задаток только в определенный период, предыдущее воспитание на него не влияет. Есть предрасположенность, но как и когда она проявится неизвестно.

Способности – это динамическая система индивидуальных свойств человека, обеспечивающая более или менее совершенное выполнение деятельности.

Способность – это интериоризированный способ действия, более или менее усвоенный, в том числе до уровня автоматизма (тогда это навык).

 

Законы развития способностей: закон первичности социального обучения над предметным; закон последовательности освоения способов на каждом уровне; закон строго соответствия в процессе социализации уровня структуры и предметов.

 

Общие способности – это сп особы общественной жизни, которые усвоили индивиды.

Психология развития способностей изучает способы взаимодействия людей в социально-производственных системах в пространстве события, образованном развитием организационных форм взаимодействия, структур взаимодействия и предметов взаимодействия.

Отношения уровней развития способностей определяется логикой псевдогенеза: каждый уровень выводится из предыдущего как форма разрешения противоречия. Каждый вышестоящий уровень – форма разрешения конфликтов на предыдущих уровнях. Возникновение нового уровня фиксируется в форме взаимодействия, и эти нормы становятся способностями через интериоризацию.

 

Уровни развития способностей: усвоения, освоения.

Способ нужно осваивать – освоенный способ это умение. Его необходимо усвоить, т.е. перевести на уровень фонового автоматизма. Способность – это правильно сформированное и интериоризованное действие. Индивидуальные особенности формирования навыка определены генотипическими и фенотипическими факторами. Проблема заключается в том, что ученые должны разрешить противоречие между социальным и конструктивным. Определить то, что создано, от того, что было заложено (задаток).

 

Развитие способностей – это всегда развитие деятельности.

Деятельность – это взаимодействие живого субъекта с предметами окружающей действительности (Леонтьев). Деятельность рассматривается как внутренняя активность субъекта.

Деятельность – это непрерывный общественный процесс целенаправленного, опосредованного языком как орудием преобразования материалов природы в продукты общественного труда.

Жизнедеятельность – это активный процесс реализации (актуализации) жизненных сил в обстоятельствах жизни в социальной среде.

Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.

Исследования советских психологов открыл роль деятельности ребенка в его психическом развитии. Процесс развития – это самодвижение субъекта благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды – это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.

 

Остается ли эта деятельность одной и той же на протяжении детского развития или нет? А. Н. Леонтьев углубил разработку идеи Л. С. Выготского о ведущем типе деятельности.

Благодаря работам А. Н. Леонтьева ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

- эмоционально-непосрсдственное общение младенца со взрослыми

- орудийно-предметная деятельность ребенка раннего возраста

- сюжетно-ролевая игра дошкольника

- учебная деятельность в младшем школьном возрасте

- интимно-личностное общение подростков

- профессионально-учебная деятельность в ранней юности.

 

Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Изучение процессов становления и смены мотивов, становления и утраты деятельностью личностного смысла было начато под руководством А. Н. Леонтьева и продолжена в исследованиях Л. И. Божович и ее сотрудников. Вопрос о предметном, операциональном содержании деятельности разрабатывался в исследованиях Л. Я. Гальперина и его сотрудников. В них особо рассматривалась роль организации ориентировочной деятельности для формирования физических, перцептивных и умственных действий. Наиболее продуктивным направлением в советской детской психологии было изучение специфических особенностей перехода внешней деятельности во внутреннюю, закономерностей процесса интериоризации в онтогенезе.

 

Следующий шаг в развитии идей Л. С. Выготского был подготовлен работами Л. Я. Гальперина и А. В. Запорожца, посвященными анализу строения и формированию предметного действия, выделению в нем ориентировочной и исполнительной частей.

Д. Б. Эльконин поставил вопрос: "Какой смысл имеют предметные действия ребенка?", Для чего они служат?". Согласно его гипотезе, в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем операционально-технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности.

На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Даже предметы природы выступают для человека как включенные в определенную общественную жизнь, как предметы труда, как очеловеченная, общественная природа. Человек – носитель этих общественных способов употребления предметов. Отсюда способности человека – это уровень владения общественными способами употребления общественных предметов. Таким образом, всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой стороны, на способ исполнения.

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе "ребенок в обществе", а не "ребенок и общество", чтобы не противопоставлять его социуму. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества. Это происходит потому, что для ребенка взрослый – носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников), конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями. В этом процессе формируется личность ребенка.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

12. Психологическая проблема: индивид, личность, индивидуальность.

 

Различение понятий "индивид" и "личность" составляет необходимую предпосылку психологического анализа личности.

Понятие " индивид " выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид – это, прежде всего, генотипическое образование, но его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезе, прижизненно. Индивид представляет собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, является продуктом развития жизни, взаимодействия со средой.

 

Личность – энергетическая образующая понятия субъективности. Личность характеризуется понятиями:

- Свобода – мера субъективности осознанного выбора.

- Самостоятельность – мера помощи в совершении поступка со стороны другого человека.

- Ответственность – мера принятия общественных санкций за последствия совершенного поступка.

Таким образом, личность – это системное качество человека, выражающее совокупность общественных отношений, присвоенных человеком.

Сознание – формальная образующая пространства субъективности. Форма развития сознания – язык. Мышление существует в форме внутренней речи. Мышление развивается от примитивных связей до свободного владения разными логиками. Память развивается от простейшей компиляции возбуждений вплоть до топологической памяти.

Деятельност ь – структурная образующая пространства субъективности.

 

Личность – это всеобщая абстрактная категория. Как предметная категория, личность определяется как системное качество человека, выражающее совокупность общественных отношений, присвоенных индивидом в онтогенезе.

Психология развития личности изучает развитие поступков. Поступок – это целостное поведенческое поведение личности. Это всегда поведение, выражающее отношение к другим людям. Поступок развивается в пространстве свободы, ответственности, самостоятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.