Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отдельных перцептивных процессов




Общие тенденции развития сенсомоторной сферы.

• зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим;

• осваиваются сенсорные эталоны;

• возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

• с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.

 

Совершенствование ощущений в процессе индивидуальной жизни человека может состоять как в повышении чувствительности тех или других анализаторов, так и в развитии способности различения — более четкой дифференциации различных свойств внешних предметов.

Ощущения – это единственный канал, по которому информация из окружающего мира проникает в наше сознание. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Нарушение притока информации в раннем детстве (патологии ощущений) приводит к ослаблению психического развития. В акте ощущения через органы чувств устанавливается связь со средой.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Развитие ощущений имеет в своей основе концентрацию возбуждений в корковых отделах анализаторов, ограничение их первоначальной генерализации путем выработки специальных дифференцировок.

Ощущения не единичны, это система. Сенсорная организация – это состав и структура ощущений, характерных для данного вида и данного индивида. Особенности сенсорной организации человека: в основном, у большинства людей. Ведущий анализатор – зрительный.

В сенсорной организации существуют индивидуальные различия:

1. различия ведущего анализатора. Есть люди с ведущим слуховым или моторным анализаторами.

2. различия порогов чувствительности.

Сенсорная организация человека влияет на развитие личности и её дальнейшую судьбу.

Депривация ощущений с детства негативно сказывается на личности и процессах сознания.

 

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в целом, в совокупности их свойств и частей.

Восприятие развивается от элементарных ощущений через перцепцию и представления до симультанного (виртуального) целостного образа.

 

Восприятие основано на совместной работе органов чувств и синтезе отдельных ощущений в сложные комплексные системы, причем данный синтез не есть простая суммация. Это активный процесс, он предполагает:

- выделение из комплекса действующих признаков основных существенных признаков с одновременным отвлечением от несущественных.

- объединение группа основных существенных признаков и сопоставление воспринятого комплекса с прежними знаниями о предмете.

Восприятие таким образом носит активный опосредованный характер, т.е. оно опосредовано опытом (апперцепция) и представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. Прошлый опыт обуславливает константность восприятия, которое позволяет вносить поправку к тем особенностям, которые может приобретать предмет при меняющихся условиях (ощущения могут быть различны, но восприятие одинаково).

Восприятие также носит обобщенный и предметный характер. Отдельные ощущения синтезируются и предстают в образе целого предмета.

 

Память — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

 

Память развивается от примитивных форм констелляции возбуждений через мнемотехники вплоть до топологической памяти.

 

Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Существуют различные типологии памяти:

* по сенсорным системам — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память;

* по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;

* по временным характеристикам — долговременная память и кратковременная память.

Произвольное запоминание, в отличие от непроизвольного требует волевых усилий. Произвольное (опосредованное) запоминание не заложено генетически, но развивается в процессе онтогенеза.

Развитие памяти в онтогенезе – не постепенный процесс. В своём развитии память проходит несколько стадий и форм. Нельзя сказать, что память ребёнка хуже, чем память взрослого. Наоборот, у детей гораздо лучше развита эйдетическая память. Однако существенное отличие памяти ребёнка и взрослого состоит в том, что запоминание у ребёнка носит по большей части непроизвольный характер, его трудно организовать, сделать избирательным.

Процесс развития произвольной памяти тесно связан с развитием опосредованного внимания и овладением речью. Развитие произвольной и непроизвольной памяти так же подчинено закономерности, выявленной А.Н. Леонтьевым («параллелограмм развития»). Ребёнок дошкольного возраста для запоминания не использует вспомогательные средства: если ребенку для запоминания слова предложить какой-то вспомогательный объект и проассоциировать его со словом, это не улучшит запоминания.

Школьный возраст является возрастом, когда ребёнок учится создавать логические связи между предметами, развивается опосредованное запоминание. Старшие школьники уже без труда устанавливают вспомогательные связи и могут создавать любые ассоциации между словом и предлагаемыми объектами. Также отличительная черта состоит в том, что они уже не нуждаются во внешних опорах для запоминания, и используют внутренние логические понятийные связи. Старшие школьники укладывают получаемую информацию в определенную структуру, кодируют её в определенные смысловые группы. Механическая непосредственная память преобразуется в словесно-логическую опосредованную.

Итак, память в своём развитии претерпевает коренные изменения: если на ранних этапах она является как бы продолжением восприятия, то с возрастом она всё более приобретает связь с процессами мышления.

Блонский в развитии памяти в онтогенезе выделяет несколько стадий:

· двигательная

· эмоциональная

· образная

· словесно-логическая

· память на мысли

 

22. Игра как специфически человеческая деятельность. Функции детской игры.

Игра (Леонтьев) – это такой процесс деятельности мотив и предмет которого совпадают и находятся в самом процессе деятельности. Человек играет ради игры (мотив).

Игровая деятельность – это субъективная активность в пространствезнаково-символьного замещения предметной деятельности и действия.

Игровая деятельность предельно рефлексивная. Ребенок все осознает, все действия, игровые операции сознательные. В игре можно имитировать все что угодно, воспроизводить любые формы человеческих отношений. Игра теснейшим образом связана с воображением – отражение во внутреннем плане сознания субъективных отношений межу свойствами, знаками, предметами и тд. Язык и речь также связаны с игрой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.