Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис ранней юности




Обострение противоречий между практически полностью сформированными качествами взрослого человека и отсутствием возможности реализации этих качеств в широком социальном целом – суть кризиса ранней юности.Это кризис перехода из субкультуры детства в субкультуру взрослости.

 

Кризис идентичности у подростков может быть часто связан с неспособностью выбрать профессиональную деятельность или продолжить образование. Такая ролевая неопределенность, отсутствие осознанной цели и познавательных интересов приводят к появлению тревоги, чувства своей бесполезности, ненужности. Протестуя против навязываемых взрослыми ролей, подростки могут выбрать негативную, или даже девиантную идентичность.

 

В этот период /основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается с стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право юноши самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых».

Большое значение в этом возрасте имеют дружба, доверительные отношения. «Неформальные взаимоотношения старшеклассников приобретают все большую ценность», отмечает М.Ю. Кондратьев, они «играют роль своего рода испытательного "полигона", на котором юношами и девушками отрабатываются, апробируются, проверяются на верность стратегия и тактика будущей "взрослой" жизни».

+ смотри вопрос 47.

 

  1. Развитие самосознания старшеклассника и период юношеского развития.

См. вопросы 47 и 48

 

  1. Динамика развития познавательных процессов в юности.

В подростковом и юношеском возрасте завершается становление сознательных и произвольных познавательных психических процессов как культурных форм познания. Происходит интеллектуализация восприятия, памяти, внимания, которая обусловлена не только их усиливающейся связью с мышлением, но и все более обобщенным и абстрактным характером опосредующих навыков. Например, для того чтобы запомнить большой объем материала, человеку уже не требуется заучивать его путем многократных повторений, потому что у него уже выработались мнемотехнические навыки. В процессе понимания человек уже научился вычленять главные и второстепенные моменты, что облегчает запоминание материала.

Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит переход от непосредственной памяти к логической.

Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, мышление – устойчивостью. Сам процесс восприятия, сохранения и обобщения материала становится единым целым, при этом моментальные умозаключения присутствуют уже на этапе восприятия, помогая отсеивать ненужную информацию, не переводя её в долговременную память.

Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что юноша может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения на вербальном, идеальном плане. Ж. Пиаже установил, что в возрасте с 11 до 15 лет происходит последняя фундаментальная децентрация, что способствует развитию гипотетико-дедуктивного мышления. Формируется способность абстрагироваться от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Также происходит развитие рефлексии, умения осознавать ход своих мыслей, понимать причины своих поступков, своего эмоционального состояния.

В период с 20 до 40 лет наблюдается пик творческой активности людей.

 

  1. Взрослость и зрелость. Психология самореализации индивидуальности.

 

Кризис взросления происходит в период около 23-25 лет и обычно совпадает с временем окончания высшего учебного заведения. Он знаменует собой окончание юности и переход к взрослости и заключается в том, что возникает противоречие между освоенными способами деятельности (профессиональной) и отсутствием опята их реализации.

Взрослость. Основной мотив периода взрослости – самореализация во всех областях: гражданско-социальной, политической, профессиональной, семейно-родительской. Одной из тенденций последнего время стал сдвиг время вступления в брак. Если раньше нормой было 18-20 лет, сейчас этот возраст приближается к 30 годам.

 

Границы взрослости и зрелости весьма размыты. Взрослость характеризуется как время расцвета, наивысшего развития интеллектуальных способностей и личности человека. Началом взрослости принято считать момент материального отделения от родителей. Зрелость принято считать от окончания кризиса среднего возраста.

Одно из важнейших новообразований взрослости – родительство и создание семьи, освоение родительских ролей и принятие на себя родительских обязанностей.

В этот период онтогенеза завершается созревание человеческого организма и постепенно вступают в действие законы физиологического старения.

С возрастом постепенно ослабевает кратковременная память, а к 30-35 годам может наблюдаться снижение эффективности оперирования новой информацией. В то же время растет осведомленность, углубляется и расширяется объем знаний человека, способность к формированию системы понятий. В этот период расширяется круг общения людей куда входят семья, друзья, коллеги, знакомые, связанные с разнообразными сферами деятельности взрослого человека.

Высокая продуктивность и удовлетворенность результатами своей деятельности дают человеку чувство полноты и смысла жизни. Неспособность успешно включиться в жизнь общества, обрести свое место, приводит к ощущению личностного застоя.

 

  1. Кризис среднего возраста.

Проблема взрослости – фиксирование явления кризиса среднего возраста. Этот кризис происходит в среднем в 36-42 года. Женщины проявляют инициативу в разводах, у мужчин начинаются беспорядочные половые связи.

Смысл кризиса: неудовлетворенность. Основной вопрос кризиса – «И что?». Самореализация прошла, у человека есть семья и работа, перспектив нет. Ситуацию усугубляют любые происходящие неудачи.

Выход из этого кризиса может осуществляться двумя способами:

- Смена образа жизни.

- Подтверждение существующего образа жизни, принятие своей экзистенции

Кризис середины жизни – один из наиболее значительных. По мнению Э. Эриксона, он связан с рефлексией, анализом достижений и ошибок, допущенных в прошлом, а также с оценкой своих возможностей самореализваться в оставшийся отрезок жизни.

Если личность оказывается «успокоенной», она перестает расти и внутренне обогащаться. Возникает застой, сопровождающийся чувством опустошенности.

Ближе к сорока человек начинает явственно ощущать расхождение между своими мечтами, жизненными планами и ходом их осуществления. Далеко не всем удается двигаться по жизненному пути в строгом соответствии с первоначальными замыслами. Как правило, действительность оказывается жестоким редактором идеальных планов. К тому же начинает ощущаться тяжелый пресс времени, когда уже человек не уверен, что он успеет сделать все, что хочет. Изменяется и отношение окружающих: пора раздачи авансов заканчивается, и проходит период, когда лестно считаться «подающим надежды», «перспективным». Требуется «оплата векселей», исполнение обещаний.

Изменение личности у человека средних лет предполагает обретение значительной гибкости. Смешно выглядит в исполнении взрослого человека юношеский максимализм, не всегда уместна повышенная эмоциональность, умственная и уж вовсе серьезным барьером в отношениях с людьми может оказаться и поведенческая жесткость, неумение приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Словом, кризис средины жизни имеет объективные причины и предполагает радикальную перестройку личности в соответствии с изменяющимся положением человека в жизни.

Число возникающих проблем нарастает, и многие из них застают человека врасплох — как-то об этом раньше не думалось. Серьезные изменения претерпевает область сексуальных отношений.

  1. Психологические проблемы геронтологии.

 

Кризис старения связан с изменениями в сексуальной сфере – климаксом. Формируется внутренний образ болезни. Мужчины острее переживают климакс.

Основное новообразование периода – внутренний образ прожитой жизни. Старость – это принятие или отвержение образа своей жизни. Только в случае принятия своей жизни возможно освобождение от страха смерти.

 

В связи с выходом на пенсию выделяют 3 группы людей:

1.Хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Осваивают новую специальность, информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни.

2. Очень боятся выхода на пенсию. Продлевают время работы, чувствуют себя никому не нужными. Это кризис выхода на пенсию.

3. Равнодушные. Продолжают своё существование.

 

Происходит угасание физиологических и психических функций. Основной признак психического старения – расстройства памяти.

Напряжённость переживаний связана с тем, что человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры для адекватной самооценки. Для его сознания старость связана со смертью. Жизнь не должна ограничиваться «сидением на скамейке». Социальный интерес и его проявления у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением. Не должно теряться чувство принадлежности к группе, взаимодействие с людьми. Чувство общности с другими людьми – пожилой человек должен быть не один.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.