Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематика курсовых работ. Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся класса для детей с трудностями в обучении




Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся класса для детей с трудностями в обучении.

Цели диагностической деятельности учителя при работе с группой (классом) детей с трудностями в обучении.

План семинарского занятия

Цель занятия: познакомиться с диагностической и коррекционной работой педагога с младшими школьниками.

Дидактический материал: толковые словари, педагогический и психологический словари, программа курса.

Основные понятия: педагогическое мастерство, профессиональное мастерство, педагогические технологии, педагогическое творчество, педагогические способности, культура речи педагога, культура слушателя, культура собеседника, невербальные средства общения, психическая саморегуляция, самовнушение.

Форма проведени я: беседа.

Содержание занятия:

1. Сущность учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Структурные компоненты учебно-познавательной деятельности младших школьников, их признаки.

5. Характеристика программ действий специалистов по осуществлению коррекционной работы в начальной школе

6. Выполнение исследовательской работы.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте краткую характеристику диагностике как элементу педагогического процесса. Сформулируйте требования к организации и осуществлению диагностических процедур.

2. Разработайте собственный вариант карты-характеристики личности (ориентируясь на возраст Ваших однокурсников).

3. Используя известные Вам методики диагностики личности, заполните разработанную Вами карту-характеристику личности на одного из Ваших однокурсников.

4. Примерная программа действий специалистов по осуществлению коррекционной работы в начальной школе. Ознакомится и проанализировать. Обобщить.

Задачи и основные направления коррекционной работы  
1 класс 2 класс 3 класс 4класс
1 раздел. Диагностический
Комплексное медико-психолого-педагогическое обследование всех школьников с целью выделения «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик
Изучение готовности первоклассников к обучению в школе (интеллектуальной, коммуникативной, личностной и др.). Диагностика особенностей адаптации детей к школьной жизни. Диагностика представлении родителей о готовности их детей к школе. Определение школьной мотивации учащихся. Выявление детей «группы риска». Составление социально-психологического портрета ученика Диагностика памяти младшего школьника. Диагностика внимания младшего школьника. Диагностика школьных трудностей. Диагностика уровня воспитанности. Составление социально-психологического портрета ученика   Диагностика мотивационной и волевой сфер младшего школьника. Диагностика эмоциональной сферы и личности младшего школьника. Составление социально-психологического портрета ученика     Диагностика интеллектуального развития детей. Диагностика межличностных отношений младшего школьника. Диагностика склонности к вредным привычкам. Диагностика уровня развития гражданственности и патриотизма. Составление социально-психологического портрета ученика  
2 раздел. Коррекционно-развивающий
Коррекция внутренней позиции ребенка. Коррекция мелкой моторики и пространственной ориентации (письмо). Речевая коррекция (чтение). Коррекция исходных представлений о количестве, величине и др. (математика). Коррекция умственного развития. Коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений. Подготовка рекомендаций по работе с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка Коррекция, развитие и формирование учебных навыков. Развитие интеллектуальных способностей. Коррекция и развитие познавательных процессов. Развитие и коррекция эмоциональной сферы. Подготовка рекомендаций по воспитанию детей. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка     Коррекция и развитие мотивационной и волевой сфер младшего школьника. Коррекция и развитие эмоциональной сферы и личности младшего школьника. Развитие у учащихся сильных сторон характера, уверенности в себе. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка   Коррекция и развитие межличностных отношении в детском коллективе. Профилактика вредных привычек у младших школьников. Подготовка рекомендации по воспитанию у детей гражданственности и патриотизма. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития ребенка  
3 раздел. Лечебно-оздоровительный
1 класс 2 класс 3 класс 4класс
Изучение истории развития ребенка и состояния его здоровья. Определение темпа психофизического развития, соматических и психоневрологических расстройств. Динамическое медицинское наблюдение, лечение у педиатра, невропатолога, психиатра. Организация ЛФК     Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей. Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Проведение индивидуальных консультаций с детьми и их ро­дителями. Проведение родительского собрания по теме «Влияние алкого­ля и никотина на интеллектуальное и физическое развитие детей». Организация ЛФК   Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей. Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Проведение индивидуальных консультаций с детьми и их родителями. Проведение родительского собрания по теме «Здоровый образ жизни ре­бенка в семье». Организация ЛФК   Наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Подготовка рекомендаций по укреплению здоровья детей. Проведение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Проведение индивидуальных с детьми и их родителями. Проведение родительского собрания по теме «Как под­готовить ребен­ка к переходу в пятый класс». Организация ЛФК    
4 раздел. Контрольный
Составление плана работы каждого специалиста на год и на каждую четверть. Ведение журнала со следующими разделами: развивающие занятия; консультации (отдельно — детей, педагогов и родите­лей); направления к специалистам. Составление программы развивающих за­нятий и учебных курсов с младшими школьниками. Составление справок по итогам мониторингов проводимых мероприятий и реализуемых программ. Составление диагностических карт учащихся и класса. Составление отчетов и аналитических справок по итогам года. Планирование дальнейшей деятельности.

5. Разработать программы эффективного коррекционно-развивающего воздействия на диагностированные признаки.

Литература:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - М.: Академия, 2009. - 192 с.

3. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие / Л. А. Турик, Н. А. Осипова. - Ростов-н/Д: Феникс, 2009. - 281 с.

 

3.3. Содержание и виды самостоятельной работы студентов.

Формы контроля за самостоятельной работой студентов

Самостоятельная работа студентов заключается в аннотировании и конспектировании основной и дополнительной литературы для составления опорных конспектов-схем, терминологических словарей, подбора диагностических методик, составления характеристик на коллектив и личность, планов воспитательной работы, подбора коммуникативных игр, проведения самостоятельного исследования проблем личности и других форм выполнения творческих заданий. Определены следующие формы самостоятельной работы студентов и контроля за их выполнением:

– составление опорных конспектов-схем (ОКС);

– составление терминологического словаря (ТС);

– составление программы исследования (СПИ);

– выполнение творческого задания (ТЗ);

– проведение самостоятельного исследования (ПСИ).

 

    №     Раздел, тема     Трудоемкость   Сроки выпол-нения (неделя)     Форма предъявления Сроки предъ-явле-ния (неде-ля)
  5 СЕМЕСТР        
  Проблемы модернизации начального образования.     ОКС, ТС  
  Младший школьник в процессе овладения социальным опытом.     СПИ, ТС  
  Психологические новообразования младшего школьника.     ОКС, ТС  
  Психологические условия обеспечения здоровьеоберегающей среды в начальной школе.     ОКС, ТС, СПИ  
  6 СЕМЕСТР        
  Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.     ОКС, ТЗ  
  Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.     СПИ, ПСИ  
  Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы.     ПСИ, ТЗ  
  Педагогический контроль как психологическая проблема.     ОКС, ПСИ  
  Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся.     ПСИ, СПИ  
  Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы.     ОКС, ПСИ  
  Формы организации обучения и воспитания младших школьников.     ОКС, ТЗ  
  7 СЕМЕСТР        
  Современные системы образования в начальной школе.     ОКС, ТЗ  
  Современные информационные технологии в обучении младших школьников.     СПИ, ПСИ  
  Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня.     ПСИ, ТЗ  
  Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях.     ОКС, ПСИ  
  8 СЕМЕСТР        
  Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов.     ОКС, ТЗ  
  Педагогическое мастерство учителя начальных классов.     СПИ, ПСИ  
  Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками     ПСИ, ТЗ  
  Итоговый тестовый контроль        

 

1. Безнадзорность и беспризорность детей как социально-педагогическая проблема.

  1. Влияние содержания образования на развитие личности школьника.
  2. Воспитательная система как средство становления личности школьника.

4. Восстановительные технологии в системе профилактики отклоняющегося поведения школьников.

5. Детские и молодежные объединения как форма социального воспитания.

  1. Диагностика и коррекция готовности детей к школе.
  2. Игра как метод формирования знаний, умений, навыков в процессе обучения младших школьников.

8. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система.

  1. Методы формирования общественного поведения как путь воспитания культуры личности.
  2. Направленность эстетического воспитания на формирование чувств и эмоций младших школьников.
  3. Нравственно-правовое воспитание начальной школы.

12. Особенности социально-педагогической работы с одаренными детьми.

  1. Педагогические технологии и мастерство учителя начальных классов.
  2. Познавательный интерес как средство формирования мотивов учения младших школьников.
  3. Проблемы социализации детей младшего школьного возраста.

16. Религиозные организации как фактор социализации личности ребенка.

  1. Роль методов обучения в активизации познавательной деятельности учащихся.
  2. Роль проблемных методов обучения в формировании у младших школьников потребности и навыков самостоятельной деятельности.
  3. Роль социального воспитания в становлении личности ребенка.
  4. Роль учреждений дополнительного образования в решении вопросов образования школьников.
  5. Семья как важный фактор развития ребенка и формирования его личности.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.