Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Введение в организационное поведение. Развитие теории




 

Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник—подчиненный»). Кроме того, знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных). В ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп (например, технических служб и отдела продаж), менеджеров интересуют возникающие межгрупповые отношения. И наконец, организации могут рассматриваться и управляться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

Цели дисциплины (Ньюстром, Дэвис):

- систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;

- объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;

- предсказание поведения работника в будущем;

- овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.

Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов которых может быть классифицировано по четырем направлениям — люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные определяющие организационное поведение силы

 

Отличительные черты науки об организационном поведении:

междисциплинарный характер ( объединяет поведенческие науки (психологию, социологию) с другими дисциплинами — менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи);

— системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки ( проведение исследований, выдвижение гипотез);

— постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров.

Таблица 1.1.

Базисные концепции организационного поведения

 

Человеческая природа Природа организации
♦ Индивидуальные особенности ♦ Социальные системы
♦ Восприятие ♦ Взаимный интерес
♦ Целостность личности ♦ Этические принципы
♦ Мотивированное поведение  
♦ Стремление к соучастию  
♦ Ценность личности  

Таблица 1.2.

Основные теоретические подходы, на которых основывается организационное поведение

Школа человеческих отношений Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий) Изучается мотивация, эффективность труда Поддерживается рост и развитие работника
Ситуационный Дает варианты стратегии поведения в зависимости от обстоятельств
Ориентированный на результаты Программы ОП оцениваются по их результатам
Системный Все части организационного взаимодействия должны быть увязаны в комплексе (принятие решений)

Рис. 1.2. Система организационного поведения

Организационное поведение –

- это управленческая деятельность, описывающая, объясняющая, предсказывающая и регулирующая поведение сотрудников в организации (Ф. Лютенс)

- это академическая дисциплина, изучающая поведения сотрудников и групп в организации, которая помогает руководителю принимать правильные решения в работе с людьми в сложной и динамичной среде (Дж. Хант, Р. Осборн)

- дисциплина, изучающая людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника с нуждами и целями организации в целом (С. Коссен)

- поведение работников, вовлеченное в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования (Ю.Д. Красовский).

 

Этапы становления организационного поведения как науки:

В рамках естественнонаучного цикла:

- механический детерминизм – человек – машина, винтик системы (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, А. Файоль, Г. Эмерсон);

- биологический детерминизм (Ч. Дарвин) – поведение – результат борьбы за выживание, организация – живой организм (органический подход);

В рамках психологии:

- бихевиоризм – наука о поведении (амер. психолог Дж. Уотсон, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, затем – Б. Скиннер, Дж. Хоманс) – поведение основано на воздействии «стимул – реакция» и формируется под воздействием внешних факторов (поиск «волшебной кнопки»), а только потом внутренних (мотив);

- гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – поведение людей подобно взаимодействию частиц в поле (физика). Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое (феноменология).

- когнитивная психология (последовательница бихевиоризма) – изучает познавательные процессы психики (память, внимание, чувства, представление информации, логику, воображение) – Дж. Миллер, У. Найссер;

- теория психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) и неофрейдизм (Э. Фромм) – учет в поведении бессознательного (подсознательного), его раскодировка;

- психология гуманизма (Г. Мюррей, Г. Мерфи) – опирается на экзистенциализм;

- социальная и культурная антропология – наука об изучении человеческих сообществ и их культуры;

В рамках социологии:

- Теория социального действия: организационное поведение рассматривается как следствие рациональных (ограниченно рациональных) скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает участников взаимодействия (М. Вебер).

- нормативно-институциональный подход: организационное поведение рассматривается в контексте функционирования единой социальной системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и порядка (Т. Веблен).

- Функционалистский подход: поведение индивида (группы) рассматривается в рамках единой социальной системы; предполагается, что взаимодействующим индивидам (группам) свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению социальной целостности; все процессы осуществляются в целях выживания социальной системы, обеспечения интеграции, сотрудничества, равновесия (Т. Парсонс).

- Интеракционистский подход: организационное поведение описывается через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем по- ведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний) (Дж Г. Мид);

- Конфликтный подход: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия, через призму борьбы за дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы (К. Маркс, Р. Парк, Р. Дарендорф);

- Модели социального обмена: взаимоотношения индивидов, групп и организаций описываются как рациональное поведение, под которым понимают взаимовыгодный обмен видами деятельности и вознаграждениями (Дж. Хоманс);

- Феноменологический подход: организационное поведение трактуется как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных субъектов, которые преследуют свои цели, временно объединяются в коалиции или конфликтуют между собой и постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры (Г. Гуссерль, А. Шюц);

- Инвайронментальный подход (социальная экология): человеческое поведение рассматривается как поиск наиболее рационального способа взаимодействия с внешним окружением.

В рамках школа человеческих отношений в управлении:

Ф. Ротлисбергер (1939) – считается автором «термина организационное поведение»,

Ч. Барнард (1938),

Э. Мэйо (1945),

П. Друкер (1945),

Д. Макгрегор (1960),

Р. Ликерт (1961)

 

Темы мини-рефератов к 1 практическому занятию:

1. Модели организационного поведения: авторитарная, опекунская, поддерживающая, коллегиальная.

2. Теории организационного поведения: прагматические, институциональные, культутрологические.

3. Ресурсная концепция организационного поведения Д. Красовского.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.