Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологический портрет человека обладающего высокой экстремальной устойчивостью




 

Психофизиологические черты: сила, подвижность, скорость, уравновешенность, активность, сензитивность и работоспособность. При этом холерики и сангвиники часто проявляют недооценку трудностей и излишнюю самоуверенность. Также высокую роль играет высокие способности к саморегуляции и отсутствие тревожности.

 

Базовые психологические свойства личности. уровень развития интеллекта, владение технологией анализа ситуации, аналитические способности, критичность, самостоятельность, гибкость ума мышления, развитые интуитивные способности, очень важен социальный интеллект.

 

Поведенческие качества. Поведенческая активность (хорошо организованная и внешне-ориентированная), ситуационная смелость, поведение типа В (по Фидмену: спокойное, уверенное, неторопливое, не напряженное), тенденция выбирать успешные стратегии поведения.

 

Социально-психолгические свойства личности. Высокая адекватная самооценка, высоко дифференцированная Я-концепция, отсутствие защитных реакций, развитая социальная идентичность, устойчивый позитивный образ «Я», самоуважение, чувство собственного достоинства, субъектная позиция в любой ситуации, убежденность в самоэффективности.

Ценностные качества.

Высокая духовность, высокая мораль, патриотизм, развитая социальная идентичность. COMMITMENS (наличие идеальных и высоко ценимых целей), HARDINESS (долг, ответственность, интегральный локус контроля, умение отвечать на вызов).

 

Коммуникативные качества.

Общительность, открытость, демократичность, справедливость, честность, альтруизм.

Наличие большинства перечисленных качеств можно характеризовать, как наличие экстремальных способностей и кроме них существует так называемая подготовленность личности.

 

Раздел 10. Экзистенциальные аспекты экстремального опыта

В современном философском словаре приводится следующее определение: «Экстремальная ситуация - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях».

Экстремальность, как считали еще в античности, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют границы меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть сами собой и обретают иное существование.

В качестве определяющего или универсального сущностного признака экстремальной ситуации, рассматривается фактор опасности – прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей, либо же катастрофического разрушения их деятельности по достижению значимых целей.

Таким образом, экстремальная ситуация, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность событий во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Экстремальные ситуации (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы, конфликты и т.д.), являются неизбежными реалиями человеческой жизни. Несмотря на разнообразный характер, они имеют ряд общих сущностных характеристик:

- внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;

- резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;

- насыщенность противоречиями, требующими оперативного разрешения;

- прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений экстремальной ситуации;

- возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуаций и состояний;

- порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем).

В последние годы понятие «экстремальная ситуация» обретает статус одной из ведущих категорий, как в обыденной жизни так и в теории катастроф, теориях безопасности, конфликтологии, теории менеджмента и др. Это связано с возрастанием интенсивности эмоциональных нагрузок, чему способствует ряд негативных социально-экономических условий; стремительное повышение темпа жизни и её напряжённости; быстрое изменение социальной и физической среды; социально-психологические и экономические катаклизмы.

В настоящее время наблюдается дисбаланс между стремительным развитием всё более сложных технологий, с одной стороны, и знанием их возможных воздействий на окружающую природу и человека, с другой, что ведёт ко всё большей рисконасыщенности современного общества, которая проявляется в увеличении количества технологических, экологических и иных аварий и катастроф.

В связи с этим очевидна актуальность рассмотрения экстремальных ситуаций их причин и последствий под разными углами зрения: политическим, юридическим, экономическим, экологическим и психологическим. Однако, глубинной причиной и неизбежной составляющей любых экстремальных проявлений являются именно психологические проблемы. Поэтому, психологический подход является ведущим при рассмотрении экстремальных ситуаций.

Основные направления работы психолога с экстремальной ситуацией:

1. Подотовка людей к адекватному реагированию на экстремальную ситуацию (профилактика ПТСР)

2. Работа с людьми, пережившими экстремальную ситуацию

3. Подготовка профессионалов для работы в экстремальных ситуациях (МЧС, военнослужащие, врачи, психологи, тренеры и т.д.)

Экстремальная ситуация ставит человека, как правило, на границу жизни и смерти, что приводит к актуализации глубинных сущностных составляющих нашего «Я». Фактически любая экстремальная ситуация является одновременно и экзистенциальной ситуацией для человека. Она проверяет, обозначает и расширяет его предельные возможности, побуждая к активной деятельности по активизации ресурсов и усилению внутреннего потенциала. Экстремальная ситуация – точка ветвления, из нее есть два выхода: путь отчаяния, страха, разрушения, сожаления о случившемся и путь веры, надежды, перехода на более высокий уровень развития, устремленности в будущее. То есть, любая экстремальная ситуация, с которой сталкивает нас жизнь, может быть использована как возможность познания и совершенствования себя, как условие расширения своих ресурсов и пределов.

В процессе подготовки к конференции мы решили выяснить, как воспринимают экстремальную ситуацию обычные люди. В исследовании приняли участие 50 школьников 10-го класса, 50 студентов экономического факультета и 35 психологов.

Испытуемым предлагалось дать ассоциации на понятие «экстремальная ситуация» и ответить на вопросы: Что такое «экстремальная ситуация» в Вашем представлении? Какие пути разрешения экстремальных ситуаций Вы считаете конструктивными и деструктивными?

Результаты исследования показали, что наиболее часто понятие экстремальной ситуации ассоциируется с адреналином, паникой, страхом, опасностью, риском, стрессом, смертью, катастрофой, стихийным бедствием, новым, незнакомым, неожиданным, внезапным.

При определении понятия «экстремальная ситуация» все ответы можно разделить на два класса:

- экстремальные ситуации, возникшие по внешним причинам независимо от человека: катастрофы, стихийные бедствия, военные действия; смерть, болезнь близких и т.п.

- экстремальные ситуации, возникшие как результат выбора человека: экстремальный спорт (автогонки, лыжи, альпинизм, парашютный спорт и т.п.), криминал, наркотики.

Часто подчёркивались ведущие стратегии поведения в экстремальных ситуациях: продержаться, выжить, принять решение. Отмечались следующие эмоциональные реакции: страх, паника, отчаяние, слёзы, истерика, шок, азарт, злоба, удовольствие, ненависть.

Результаты ответов на вопрос: Какие пути разрешения экстремальных ситуаций Вы считаете конструктивными и деструктивными? Можно представить в виде следующей таблицы:

  Конструктивное деструктивное
Качества человека Спокойствие,сообразительность, рациональность, внимательность, оптимизм, быстрота,смелость, сила, вера в свои силы, разумность Наглость, грубость, лень, трусость, эгоизм, растерянность, слабость, низкий уровень осознания, нервозность
Действия   Концентрация, противостояние, разговор, помощь (оказать, попросить), надеяться на себя, действовать, взаимодействовать Отказ от ответственности или принятия решения, драка, неверная оценка возможностей, предательство, бегство, убийство, сдаться, разобщенность
Результат Выжить, спастись, не потерять жизнь, без преступлений смерть, убийство, террор, война

 

В группе психологов ответы отличались качественно. Только в этой группе мы встречаемся с пониманием экстремальных ситуаций как урока, вызова, испытания, а также наказания и возмездия. Среди вариантов конструктивного поведения названы: преодоление, изменение, развитие; деструктивного – тоска, зависть. То есть, речь идет о конструктивном использовании негативных переживаний и событий. В данном случае взгляд простирается шире, чем поиск способов спасения или минимизации потерь.

Если речь идет о внезапной угрозе жизни, то основная работа начинается тогда, когда физическая опасность уже позади, и, с точки зрения большинства, экстремальная ситуация уже преодолена. В этот момент работа заключается в рассмотрении экстремальной ситуации в другой плоскости: какой жизненный урок несет ситуация? Что необходимо поменять в наших представлениях о жизни, себе и других людях, чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем.

В случае, когда экстремальная ситуация является продолжительной, или речь идет о кризисе (например, угроза войны) и необходимости выбора, который определит дальнейшее развитие ситуации, тем более важно принимать решения и совершать действия, исходя из сверхсмысла и сверхзначения, которые содержатся в любой ситуации, особенно, экстремальной.

Человек проявляется и развивается именно в экстремальных ситуациях, причём, как во внешнем плане, как на уровне действия и поведения, так и во внутреннем, на уровне эмоций, чувств, жизненных целей, ценностей, мировоззрения.

Каждый из нас в течение своей жизни сталкивался и будет сталкиваться с экстремальными ситуациями и краеугольный вопрос, какую из двух полярных стратегий реагирования на экстремальную ситуацию мы выбираем: боремся с ней, теряя силы, а иногда и жизнь или ищем возможности её преодоления, прежде всего, через внутренние изменения. И от того, как мы воспринимаем экстремальные ситуации, как действуем в них, выбираем и усиливаем разрушительную или ресурсную часть экстремальной ситуации, зависит как наша жизнь и судьба, так и наш вклад в судьбу человечества. Экзистенциальный смысл экстремальной ситуации в жизненном уроке, позволяющем человеку перейти на новый уровень развития. И тогда экстремальная ситуация станет не разрушением прошлого, а созиданием нового будущего.

 

 

Раздел 11. Развитие личности в экстремальной ситуации

Значение исследований развивающего влияния экстремальных ситуаций (в дальнейшем – ЭС)трудно переоценить. Они важны не только для разработки наиболее глубинных возможностей профилактики неблагоприятных психических последствий ЭС, но и для определения возможностей использования ее ресурсов в развитии личности. Практическая актуальность исследований подобного рода подтверждена существующим «социальным заказом» на формирование «культуры безопасности» личности, связанным с реальной ответственностью государства за жизнь и благополучие граждан (Ю.Л. Воробьев, 2003). Сегодня в психологии традиционные тренинги личностного роста получают существенное дополнение в виде технологий инициации развития личности в моделируемых экстремальных ситуациях.

Зрелость личности проявляется прежде всего в ее эмоциональной устойчивости, в то время как основным радикалом эмоционально незрелой личности является тревога. Умение использовать «энергетику» экстремальных ситуаций, предлагаемых нам жизнью, сродни искусству айкидо, основанному на практике применения энергии противника в своих целях. Обучение такому искусству может стать компонентом культуры здоровья – цикла знаний, необходимость освоения которых в рамках образовательных программ сегодня ясна всем. Такие знания, наряду с общими знаниями о механизмах формирования и развития индивидуального здоровья человека, становятся фактором его профессиональной эффективности и личной удовлетворенности жизнью.

Уже сегодня программы профилактики негативных последствий экстремальных ситуаций широко используются в таких профессиях, как спасатель, летчик, пожарный, работник МВД, и даже менеджер. Отмечаемая профессионалами ограниченность таких программ может быть устранена за счет введения технологий, теоретической основой которых служат знания о возможностях развития личности в экстремальной ситуации.

Кроме того, актуальный интерес общественного сознания к проявлениям такого личностного качества, как толерантность, развивается в практике толерантного отношения к миру и всему, что он нам предлагает. Зрелая личность проявляет себя в толерантности к предъявляемым ей экстраординарным событиям и явлениям.

Сейчас жизнь людей становится все менее устойчивой, все менее детерминированной. Возникает все больше ситуаций, в которых человеку ничто не подсказывает, как действовать и когда он должен принимать решение сам (Д.А. Леонтьев, 2001). И здесь существенной частью культуры человека становится его способность справляться с эмоционально-психологическими эффектами экстремальной ситуации, умение принимать взвешенные и оптимальные решения, способность быстро адаптироваться к незнакомым, жестким или пугающим ситуациям. Экстремальная ситуация часто приводит человека к границе жизни и смерти. Это сопровождается актуализацией глубинных сущностных составляющих нашего «Я». Человек проявляется и наиболее полно самоопределяется именно в ЭС, причем, как во внешнем плане, на уровне действия и поведения, так и во внутреннем, на уровне эмоций, чувств, жизненных целей, ценностей, мировоззрения.

Среди признаков экстремальной ситуации наиболее характерными являются: непосредственная угроза жизни либо безопасности субъекта, угроза его важнейшим жизненным ценностям; внезапность наступления; близость психофизиологических реакций индивида к адаптационному барьеру, необходимость отдельной деятельности субъекта по саморегуляции, отсутствие готовых стереотипов реагирования на ситуацию и субъективный событийный статус, придаваемый пережитой ситуации (Л.Р. Правдина, 2004). Субъективно-объективный характер признаков экстремальности, с одной стороны, свидетельствует о трудностях прогнозирования исходов личностно-ситуационных взаимодействий с экстремальной средой, а с другой, открывает возможности снижения неблагоприятного влияния экстремальности за счет целенаправленных изменений внутриличностных факторов. В представлениях об экстремальной ситуации, сложившихся в психологии, акцентируются негативные аспекты влияния этих ситуаций на человека (стресс, ПТСР, травма, дезадаптация, защитные стратегии поведения). В то же время в последнее время накапливается все больше свидетельств о позитивном влиянии сложных ситуаций на личность. Основные тенденции такого влияния – это: инициирование самопознания, совершенствование поведенческих стратегий, способности к трансцендированию, выходу за свои пределы, повышение социальной зрелости и адаптации личности; расширение личностных контекстов видения мира. Фактически все эти тенденции можно объединить одним понятием – личностный рост, прогрессивное развитие и совершенствование личности. Сегодня предъявляются более высокие требования к самостоятельности, инициативности, предприимчивости человека, его возможности принимать адекватные решения в трудных ситуациях. Высокий уровень личностного развития является залогом возможности целенаправленного формирования психологического и духовного здоровья индивидуума.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.