Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные причины развивающего влияния экстремальных ситуаций




Попадание человека в новую, неизвестную ситуацию вначале ощущается им как тупик, отсутствие опыта деятельности в этих условиях. Обстоятельства, которые предлагает человеку ЭС, характеризуются, как правило, отсутствием готовых схем реагирования, ощущением субъективной невозможности пребывания в данных условиях, а также тем, что при наличии мощнейшего импульса к действиям неясна их стратегия и тактика. Именно условия такого рода побуждают человека включить особые ресурсы, актуализировать особые, прежде скрытые способности. А в психологии давно установлен тот факт, что только осваивая новые виды деятельности, новые виды активности личность развивается; освоенные виды деятельности практически не способны развивать ее. Поэтому в условиях экстремальной ситуации человек более активно, чем в ежедневной практике будничного стереотипизированного быта, устанавливает отношения с новыми сторонами реальности, выявляя в себе новые, подчас совершенно неожиданные качества, углубляя знания о себе и благодаря двум этим процессам расширяя субъективную картину мира. Здесь важно отметить то, что только «приближение к тому пределу, за которым обычные силы в самом деле кончаются, пробуждает ту внутреннюю энергию, которая есть в каждом из нас, но никак себя не проявляет в обычной жизни.

Важнейшим моментом процесса пребывания человека в ЭС является «Встреча со Смертью». Физическая смерть – центральная проблема, активизирующая подсознание. Пережив свою собственную смертность и беспомощность, ни одно живое существо не остается тем же самым (Г.Кристал, 2002).В экзистенциально-гуманистической традиции принято «обращать свой взор на налагаемые смертью границы жизни и опираясь на эту реальность, как на краеугольный камень, помогать людям жить полнокровной жизнью здесь и сейчас» (J.F.T. Bugental, 1995). Наличие смерти превращает жизнь в нечто серьезное, ответственное, в срочное обязательство, срок выполнения которого может истечь в любой момент (С.Л. Рубинштейн, 1998). Переживание конечности собственного существования способствует «восстановлению собственной глубинной действительности», которое необходимо для процесса «корректировки» и «проверки истинности» жизненных смыслов человека. Чем больше у человека возможностей приблизиться к достоверности – тем точнее он сможет организовать смысловую картину мира, и тем эффективнее окажется его жизнь. Таким образом, экстремальная ситуация выступает для субъекта в качестве потенциального средства приближения к достоверности, к реальности мира.

Комплекс особых состояний человека, возникающих в момент проживания ЭС, способствует вышеописанным процессам. Такой комплекс можно характеризовать как состояние «интенсивного присутствия» (J.F.T. Bugental, 1995): «это гораздо больше, нежели простое физическое нахождение. Присутствие означает прежде всего осознание своей субъективности, контакт с собственной внутренней жизнью, с потоком переживаний... это не «думание о» или «разгадывание» своего «Я». Это скорее открытость внутреннему исследованию, которое более похоже на медитацию или на чтение захватывающего романа, чем не решение арифметических задач; это состояние «разомкнутости», чуткого прислушивания ко всем нюансам своего напряженного взаимодействия с Миром, интенсивное переживание каждого момента этой сопричастности. И, естественно, присутствие означает соприкосновение с непосредственными и актуальными переживаниями». Именно в процессе непосредственного проживания - в том числе и событий прошлого или будущего - могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы, что также является ресурсной составляющей опыта экстремальности.

В то же время переживания – это то, что на осознаваемом уровне сигнализирует о наличии смысла, они не столько содержательно отображают смысл, сколько привлекают к нему внимание, ставя задачу на его содержательное раскрытие (Д.А. Леонтьев, 1999). Так в процессе интенсивных переживаний внимание человека привлекается к осознанию его смыслов, сосредотачивается на высших сферах регуляции жизнедеятельности.

В результате сначала проживания, а затем переживания ЭС возникает конечный эффект, который интерпретируется в терминах личностного развития. Он может быть охарактеризован как «выход за пределы себя», трансценденция, как возникновение «нового понимания, нового уровня развития», выход в «вертикальное измерение», открытие новых истин существования, «зановорождение» и расширение свободы, связанное с обретением новых способностей и пониманий. Человек становится немного другим, немного более опытным, приближенным к гармонии с миром, более знающим, имеющим отношения с большим числом жизненных явлений, а значит – более адаптированным к жизни в этом мире, более мудрым. Такие изменения как раз и могут быть охарактеризованы интегрально – как продвижение в личностном развитии.

Кроме того, именно в экстраординарных ситуациях каждый раз открывается шанс «выскочить из цепи причин и следствий». «Только в соотнесении себя с высшими смыслами, с этим более полным потоком жизни человек оказывается в точке встречи с самим собой – в истине своего существования «здесь и теперь», а не остается пассивным участником причинно-следственного ряда оснований, не воспроизводит своих обычных жизненных сценариев» (М.Мамардашвилли, 1996). Основания любых, самых неблаговидных поступков личности, могут быть бесконечны (трудное детство, плохое воспитание и т.п.), но в момент, когда человек его совершает, все-таки он сам является источником своего поступка и несет за него полную ответственность. Таким образом, как утверждает Кант, человек может выскочить из горизонтали обычного эмпирического ряда, из определения себя, своих действий предшествующей причиной, и может сам стать источником своего поступка, он может выйти из неразрешимого сцепления причин и следствий и стать субъектом своего действия.

Именно такие моменты самоопределения Д.А.Леонтьев называет процессом становления «возможного» человека, человека в перспективе своего развития, т.е. с точки зрения того, кем он может быть и должен стать, а не такого, который уже есть. Именно здесь существует возможность т.н. «жизнетворчества», основная направленность которого – научение человека искать или формировать жизненные ориентиры самостоятельно. Д.А. Леонтьев выдвигает методологическое обоснование нового подхода к фасилитации личностного развития через стимулирование процессов понимания, через понятие жизнетворчества, как определенной психологической практики расширения жизненного мира людей (Д.А. Леонтьев, 2001). Переживание ЭС как раз и является одним из способов интенсивного «жизнетворчества», одним из средств фасилитации личностного развития.

В теории психологии существует множество указаний на то, что нестандартные, непривычные условия и ситуации побуждают личность к развитию (А.В. Петровский, 1996; В.В. Столин, 1981; А.Г. Асмолов, 2001; Д.А. Леонтьев, 2001 и др.). В некоторых практических работах также показано совершенствование личности в процессе преодоления экстремальных событий (Г.Ю. Фоменко, 2003; В.Э. Чудновский, 2003; О.Г. Фатхи, 2003). Формирование личностной структуры ценностей и смыслов, инициируемое неординарными ситуациями, одновременно является для человека процессом познания мира. Личностные смыслы выступают для индивида в конечном итоге основаниями (категориями) построения своего, индивидуального образа мира, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к другим людям и самому себе. Они рассматриваются как один из элементов «социальной составляющей» всего процесса социального познания (Г.М. Андреева, 1999). Ситуация вообще, а тем более экстремальная, может являться пусковым моментом изменения, перестройки личностной структуры ценностных и смысло-жизненных ориентаций в процессе социализации, одновременно являясь средством познания мира; она актуализирует проблему выбора в силу своей неопределенности и невозможности уклонения для субъекта, заставляя осознавать свою реальную ценностную структуру, совершенствовать ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.