Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и основные функции федеральных органов управления ВЭС




Основные понятие

Внешнеэкономические связи

Внешнеэкономическая деятельность

Внешнеэкономический комплекс

Концессионные соглашения

Прибрежная и приграничная торговля

Соглашение о разделе продукции

Особые экономические зоны

Лизинг

Контрольные вопросы

1. В чём вы видите роль и значение внешнеэкономических связей?

2. Укажите условия развития внешнеэкономического комплекса страны.

3. Раскройте сущность концессионных соглашений, перспективы развития концессий в России.

4. Назовите типы особых экономических зон, раскройте сущность особой экономической зоны по выбору.

 

Глава 3. Организация управления внешнеэкономическими связями

в Российской Федерации

Внешнеэкономические связи России развиваются в условиях, когда в мировой экономике идёт процесс интеграции национальных экономик, расширяется международное сотрудничество.

Масштабы, объёмы, эффективность внешнеэкономической деятельности существенно зависят от уровня и качества процедур, регулирующих внешнюю торговлю, научно-техническое сотрудничество и другие формы взаимодействия фирм и организаций зарубежных стран.

Развитие этих процессов позволило внешнеэкономическим связям стать объективно необходимыми и превратиться в важнейший фактор экономического роста и потребовало формирования новых подходов к разработке структуры органов управления в сфере внешнеэкономических отношений.

Поэтому государственный аппарат, правительственные органы, негосударственные, отечественные и международные организации уделяют большое внимание управлению внешнеэкономическими связями. Процесс управления ВЭС предполагает создание определенной структуры органов управления, разграничения их полномочий, прав, обязанностей и ответственности.

Для повышения качества управления на всех уровнях используют системообразующие факторы:

1) организационная структура – логическое соотношение уровней управления и функциональных областей (маркетинг, производство, обучение кадров, планирование финансовых ресурсов), организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей;

2) система коммуникаций (связь, информация, печать, радио, инфраструктура);

3) система информационных услуг;

4) система подготовки кадров.

Системообразующие факторы позволяют создать надёжную и устойчивую систему распределения прав, функций, ответственности и взаимодействия органов и должностных лиц, которая позволяет оперативно и компетентно реагировать на возникающие проблемные ситуации.

Современная структура органов управления внешнеэкономическими связями определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами президента, постановлениями правительства.

Организация управления ВЭС базируется на следующих принципах:

1) взаимодействие государственных органов управления ВЭС со структурами по горизонтали, с органами управления субъектов РФ;

2) организация исполнения государственных функций исполнительными органами власти, различных уровней;

3) партнёрство государственных органов управления и деловых кругов в обеспечении интересов России.

Управление ВЭС в РФ осуществляется системой органов исполнительной, законодательной и судебной власти.

Исполнительную власть представляют – президент, правительство и другие специализированные органы власти.

Законодательную власть – Госдума, Совет Федерации, законодательная власть на местах.

Судебную власть – система судебных органов государства осуществляющих правосудие.

Структура органов управления ВЭС представляет собой систему, в которой постоянно идёт процесс совершенствования. Начался этот процесс в 1991 и продолжился после 2000 г., когда была сформирована структура федеральных органов управления, в которой ведущая роль отводилась Министерству экономического развития и торговли, Министерству промышленности, науки и технологии, Министерству финансов. Центральному банку России и др.

Для формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента от 17 мая 2004 была сформирована система федеральных органов исполнительной власти, в которую вошли федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Установлено, что федеральное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом и правоохранительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Определено, что рядом федеральных структур руководство осуществляет Президент РФ, другая часть федеральных министерств и подведомственных им федеральным службам и федеральным агентствам находится в ведении Правительства.

Сформированная структура федеральных органов управления свои усилия направила на решение проблем повышения темпов роста экономики, социальных задач, создания соответствующих условий для вступления в ВТО. Следует подчеркнуть, что поставленные цели по ряду направлений были выполнены, однако, такие проблемы, как реформирование жилищно-комунального хозяйства, развитие экономики регионов, ряд социальных вопросов остались нерешёнными.

Отмеченные недостатки в деятельности министерств и ведомств потребовали внесения изменений в руководстве отдельными министерствами и выведении ряда федеральных служб и агентств из состава Министерств в подчинение Правительству. В этой связи Президент РФ подписал Указ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» и тем самым утвердил изменения в структуре и распределении полномочий в российском правительстве.

Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 № 1274 определены федеральные структуры, руководство которыми осуществляет Президент РФ и Правительство РФ, а так же перераспределены функции ряда министерств, изменена их структура[7] (см. рисунок 2).

 


Рисунок 2 – Схема управления внешнеэкономической деятельностью РФ


Правительство РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.08 разработало положение о Министерствах выполняющих функции в сфере внешнеэкономической деятельности и утвердило Положение о Министерстве экономического развития и Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, от 5 июня 2008 № 437.

Министерство экономического развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

- по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, внешнеэкономической деятельности, за исключением внешней торговли; таможенно-тарифного регулирования, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации; присоединения РФ к Всемирной торговой организации;

- Министерство экономического развития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности:

* Федеральной службы государственной статистики;

* Федеральной регистрационной службы;

* Федерального агентства по государственным резервам;

* Федерального агентства кадастра объектов недвижимости;

* Федерального агентства по управлению государственным имуществом;

* Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами.

Полномочия Министерства экономического развития

1. Вносить в правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по которым требуются решения Правительства.

2. На основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимает следующие нормативные правовые акты, определяющие:

* порядок определения показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности;

* типовые формы соглашений об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, деятельности в портовых особых экономических зонах.

3. Осуществляет:

* мониторинг и прогнозирование конъюнктуры мировых рынков, социально-экономических процессов, мер экономической и торговой политики в иностранных государствах, их влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации;

* подготовку нормативно-правовых актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношений с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, включая внешнеэкономическую деятельность, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование заключений, в которых даётся оценка влияния соответствующих решений на макроэкономические показатели и их последствия для субъектов предпринимательской деятельности;

* обеспечение деятельности российских частей межправительственных отношений по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами и функции их секретариатов;

* координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций, по взаимодействию с международными организациями и региональными объединениями иностранных государств по вопросам экономической политики, по обеспечению благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, в том числе среднего и малого бизнеса;

* руководство деятельностью торговых представительств РФ в иностранных государствах.

Министерство промышленности и торговли

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

* по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, внешней и внутренней торговли и т.д.;

* по оказанию государственных услуг;

* управлению государственным имуществом в сфере машиностроения, металлургической, медицинской, лесной, целлюзно-бумажной и деревоперерабатывающей и др.;

* по поддержке экспорта промышленной продукции, обеспечения доступа на рынки товаров и услуг;

* по применению мер нетарифного регулирования;

* уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговли организации;

* федерального органа по техническому регулированию.

2. Министерство промышленности и торговли РФ осуществляет координацию и контроль деятельности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

3. Министерство промышленности и торговли руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ.

4. Министерство промышленности и торговли РФ осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Полномочия Министерства промышленности и торговли:

- Вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства и к сфере деятельности подведомственного ему федерального агентства и др.

- Самостоятельно принимает нормативные правовые акты касающиеся сферы внешнеторговой деятельности.

- Осуществляет выдачу лицензии:

* на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров;

* выдачу паспортов бартерных сделок;

* формирование и ведение федерального банка выданных лицензий.

- Выдаёт разрешения на реэкспорт товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами – членами Евразийского экономического сообщества.

Федеральная таможенная служба

В соответствии с Положением о Федеральной службе, Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ, международными договорами, нормативно-правовыми актами Представительства РФ, Минфина РФ и ЦБР.

Является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет следующие функции:

* контроля и надзора в области таможенного дела;

* агента валютного контроля;

* по борьбе с контрабандой другими преступлениями и административными правонарушениями.

Осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и представительства за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБР, общественными объединениями и другими органами.

Полномочия Федеральной таможенной службы

1. Взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных сборов, контроль за правильностью и своевременностью исчисления пошлин, налогов и сборов, принятия мер по их принудительному взысканию.

2. Соблюдение установленных законодательством РФ и международными договорами РФ запретов и ограничений, в отношении товаров, перемещаемых через границу.

3. Классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД.

4. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты интеллектуальной собственности.

5. Осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль.

 

Федеральная таможенная служба имеет право:

* создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями в выполнении некоторых функций;

* определять регион деятельности таможенных органов;

* организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;

* осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

* применять, предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельность и т.д.

Федеральная таможенная служба не имеет права осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, занимается разработкой единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовым регулированием в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга, добычу, производство, переработку драгоценных камней, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и служебной системы.

В функции Министерства финансов РФ входит:

1) разработка и исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (государственный пенсионный фонд, фонд занятости, государственный страховой фонд);

2) разработка проектов федеральных законов, указов Президента РФ и нормативно-правовых актов Правительства РФ по вопросам:

* бюджетной политики;

* налоговой политики;

* валютной политики;

* создания системы взимания таможенных платежей, ставок импортных и экспортных таможенных пошлин;

3) финансового взаимодействия России с иностранными государствами, международными организациями, фондами, а также Парижским и Лондонским клубами и другими форумами;

4) координация деятельности государственных структур, находящихся в его ведении:

Федеральной налоговой службы;

Федеральной службы страхового надзора;

Федеральной службы финансово-бюджетного контроля;

Федерального казначейства (федеральная служба)

В структуре Министерства финансов РФ важную роль для участников внешнеторговых операций играет Федеральная налоговая служба.

 

Функции Федеральной налоговой службы:

- взимание налогов и других установленных сборов и платежей;

- государственная регистрация юридических лиц;

- валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций по законодательству РФ;

- контроль соблюдения участниками ВЭД законодательства о налогах и сборах;

- подготовка предложений по совершенствованию налоговой политики, налогового и валютного законодательства;

- участие в переговорах по заключению межправительственных соглашений налогообложения и имущества.

Центральный банк России

Главное кредитное учреждение страны, находящееся в федеральной собственности. Наделён правом выпуска банкнот, регулирования обращения, кредита и валютного курса, хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентом Правительства при обслуживании государственного бюджета.

В сфере ВЭД выполняются следующие функции:

- заключают межбанковские соглашения;

- представляет интересы государства в отношениях с банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными организациями;

- издаёт нормативные акты;

- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- устанавливает порядок перевода, ввоза и пересылки в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

устанавливает общие правила выдачи лицензий коммерческим банкам и иными кредитным учреждениям, на проведение валютных операций и выдаёт такие лицензии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 6414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.