Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация валютного контроля, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля




Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

* Центральный банк Российской Федерации;

* Федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку РФ, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчётные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти являющихся органами валютного контроля.

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют:

* федеральные органы исполнительной власти;

* агенты валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами, уполномоченными банками как агентами валютного контроля.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объёме и порядке, установленных Центральным банком РФ.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля

Органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

* Центральным банком – для представления уполномоченным банком;

* Правительством РФ – для предоставления агентами валютного контроля, за исключением банков.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы, связанные с проведением валютных операций:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документы, удостоверяющие статус юридического лица – для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица – для резидентов;

4) свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе;

5) документы, удостоверяющие право лиц на недвижимое имущество;

6) паспорт сделки;

7) таможенные декларации, документы подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме и другие.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции.

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц-нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счёта имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счёта в случае непредставления лицом документов либо представления им недостоверных документов.

Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации. Органы и агенты валютного контроля, и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Агенты валютного контроляи их должностные лица обязаны:

1) осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

2) представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

В Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ предусмотрено создание законодательной основы для обмена информацией между органами и агентами валютного контроля, закрепляется их обязанность передавать информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства РФ органам валютного контроля, уполномоченным применять санкции за такие нарушения.

Роль уполномоченных банков как агентов валютного контроля.

В соответствии с действующим законодательством положение уполномоченного банка в системе валютного контроля определяется его статусом агента валютного контроля, подотчётного ЦБ РФ. При этом банки выступают в качестве и активных, и пассивных участников валютного правоотношений. Как активный участник, уполномоченный банк наделяется контрольными полномочиями по отношению к своим клиентам. Будучи пассивным участником, уполномоченный банк как агент валютного контроля сам является субъектом контроля со стороны ЦБ РФ.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности требований валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Поэтому валютный контроль охватывает самые различные стороны операций с иностранной валютой, регулируемые валютным законодательством: операции с наличной иностранной валютой и работу обменных пунктов, операции нерезидентов в рублях и операции, связанные с движением капитала.

Основным документом для валютного контроля является паспорт сделки – базовый документ валютного контроля, который оформляется экспортёром и импортёром в уполномоченном банке РФ и содержит в стандартизированной форме основные сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления валютного контроля.

В соответствии с ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен круг операций, при проведении которых оформляется паспорт сделки. Форма паспорта сделки была унифицирована для применения к различным сделкам и применима как к экспортным, так и импортным сделкам.

Действие Инструкции ЦБ РФ № 117 о порядке оформления паспорта сделки распространяется на широкий круг операций, связанные с расчётами:

* за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары;

* за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности;

* при обслуживании кредитных договоров и договоров займа в иностранной валюте и в рублях между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки не составляют при расчётах по валютным операциям нерезидентов с российскими физическими лицами (которые не являются индивидуальными предпринимателями), российскими кредитными организациями и федеральными органами исполнительной власти, а также при небольших суммах контрактов или кредитных соглашений, не превышающих эквивалента 5 тыс. долл. США.

Для обеспечения учёта и отчётности по валютным операциям резидент оформляет по каждому контракту один паспорт сделки. При этом все валютные операции по контракту резидент проводит только через счета, открытые в уполномоченном банке.

Если резидент проводит валютные операции по контракту или кредитному соглашению через счета, открытые в банке-нерезиденте, то паспорт сделки оформляется территориальным учреждением Банка России по месту государственной регистрации резидента, которые в этом случае исполняет функции банка паспорта сделки.

Резидент представляет в банке два экземпляра паспорта сделки и контракт (договор), служащий основой для проведения валютной операции.

Особенности системы контроля и порядок оформления паспортов сделок непосредственно в сфере внешней торговли товарами, услугами результатами интеллектуальной деятельности изложены в Положении ЦБ РФ от 01.06.04 г. № 258 «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банком подтверждающих документов и информации, связанной с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций».

В паспорте сделки по внешнеторговой операции в стандартизированной форме указаны параметры российского участника внешнеторговой сделки, реквизиты иностранного участника и основные сведения о самом контракте, по которому составлен паспорт сделки.

Уполномоченный банк в срок, не превышающий 3 рабочих дней, проверяет правильность оформления паспорта сделки и сверяет информацию, находящуюся в нём, со сведениями в обосновывающих документах. В случае надлежащего заполнения и оформления паспорта сделки оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка и заверяются печатью банка.

В дальнейшем один экземпляр ПС вместе с копиями представленных резидентом обосновывающих документов помещается в ДОСе по паспорту сделки, а другой возвращается обратно резиденту.

Документы в досье по паспорту сделки хранятся в уполномоченном банке не менее 3 лет со дня закрытия паспорта сделки.

После оформления паспорта сделки в ходе осуществления валютных операций по контракту резидент должен прежде представить в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением этой операции, которые подтверждали бы факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ, а также факт выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Для учёта введён документ «Справка о подтверждающих документах»

Справка представляется резидентом в свой банк в 2 экземплярах не позднее чем через 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории РФ или выполнены другие виды работ или услуг, и через 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлён ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

После представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах она проверяется там на соответствие информации, содержащейся в других документах. Если всё оформлено правильно, расхождений не отмечено, оба экземпляра справки подписываются ответственным лицом банка и заверяется банковской печатью для валютного контроля, после чего один экземпляр справки помещается в досье по паспорту сделки, а второй экземпляр вместе с оригинальными подтверждающих документов возвращается в 7-дневный срок резиденту.

В день открытия и подписания паспорта сделки банк также начинает вести ещё один документ «Ведомость банковского контроля», в котором прослеживается весь ход ведения и расчётов по внешнеторговой операции.

Для учёта валютных операций введены новые виды документов – «Справка о валютных операциях» и «Расчётный документ», который являются основанием для проведения валютных операций и представляются резидентами для проведения валютных операций и представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счёта в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счёт – не позднее 7 рабочей дней от этой даты.

Реализация Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» позволит создать нормальные условия для взаимовыгодного сотрудничества, повысит правовую ответственность участников ВЭД при выходе предприятий на внешний рынок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.