Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация информационных систем обеспечения качества




 

Процесс внедрения российскими предприятиями передовых систем качества ISO 9000 чрезвычайно сложен. Однако, внедрение этих систем — необходимое ус­ловие для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускае­мой им продукции. Важную роль в этом деле играет использование информацион­ных систем.

Организация и рациональное использование информационных систем необ­ходимы при сертификации системы обеспечения качества для:

• получения зарубежных инвестиции,

• привлечения зарубежных заказчиков,

• соблюдение ISO 9000 является требованием для получения госзаказа (поста­новление Правительства РФ № 113 от 02.02.1998 г.).

Система обеспечения качества предполагает формирование эффективной струк­туры управления процессом производства с целью выпуска качественной продук­ции. Международный стандарт ISO 9000 может быть внедрен любым предприяти­ем и регламентирует:

• Ответственность руководства.

• Систему качества.

• Анализ контракта.

• Управление проектированием.

• Управление документацией и данными.

• Закупки.

• Управление продукцией, поставляемой потребителем.

• Идентификацию и прослеживаемость продукции.

• Управление процессами.

• Контроль и испытания.

• Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием.

• Статус контроля. Управление несоответствующей продукцией.

• Корректирующие и предупреждающие действия.

• Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковку, консервацию и по­ставку.

• Управление регистрацией данных о качестве.

• Внутренние проверки качества.

• Подготовку кадров.

• Обслуживание.

• Статистические методы.

Для внедрения эффективной системы качества требуется документировать деятельность предприятия и обеспечить организацию его функционирования по перечисленным направлениям. Осуществить это можно с помощью информа­ционных технологий трех уровней [86]:

• комплексных систем управления предприятием (продукты Вaan, SyteLine);

• систем электронного документооборота;

• продуктов, позволяющих создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности, систем нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продуктов интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное на подготовку и поддержание функционирования систем качества.

Указанные информационные технологии довольно сложны и недешевы. Од­нако, большим предприятиям при внедрении систем качества невозможно обой­тись без информационной поддержки. Для этого привлекаются консультанты по внедрению систем качества, используются специальные методики. При решении информационных проблем управления качеством необходимо разграничить две проблемы — сертификацию и информатизацию. При этом информационная сис­тема становится одним из важнейших технологических факторов, способствую­щих реальному развитию концепции TQM.

Концепция ТQМ (Total Quality Management – сквозное управление качеством) представляет собой всеобъемлющее управление качеством по всей цепочке производства. На базе TQM основываются дальнейшие рекомендации по построению систем качества.

На стадии реинжиниринга бизнес-процессов необходимо использовать про­граммные средства моделирования, которые соответствуют стандартам IDEF. Эта стандарты применяются для создания функциональной модели (отражение функ­ций и процессов моделируемой системы в формализованном виде). Среди инфор­мационных технологий, применяющих стандарты IDEF, можно отметить ERwin и В Pwin (Platinum Technologies), Aris ToolSet (IDS Prof. Scheer), SyteGuide (Symix), Orgware (Baan).

Далее на предприятии следует внедрить электронный документооборот, назы­ваемый системой управления документами или, вернее, системой хранения, конт­роля и управления документами. Например, с помощью Aris Toolset формализу­ются процессы деятельности предприятия и в среде workflow вручную создаются экранные формы. На этой основе происходит установка и эксплуатация готовых систем электронного документооборота.

Предприятие с функционирующей системой обеспечения качества производит интеграцию применяемых программных средств, обычно, с использованием тех­нологии управления данными об изделии (PDM, product data management). Дан­ная технология соответствует единой структуре данных о выпускаемой продук­ции, применяемых процессах и используемых ресурсах. DPM дает возможность пользователю в любой момент получить текущую информацию по любому произ­водственному вопросу, передать ее в любую точку системы.

Особую группу составляют программные продукты, созданные для решения информационных проблем предприятий, сертифицированных по ISO 9000 или же готовящихся к таковой сертификации. Для тех и других разработаны программ­ные продукты нескольких групп [87]:

• К первой группе можно отнести специфические системы управления документами для типовых задач управления качеством. Назначение отдельных модулей таких продуктов часто совпадает с названием того или иного элемента системы качества. Функциональные компоненты, связанные с регистрацией корректирую­щих и предупреждающих действии или управлением контрольным и измеритель­ным оборудованием, наряду с компонентами общего характера (например, постав­щики или клиенты) входят в программу Q-Pulse фирмы (GaelQuality). Аналогич­ные системы имеются у фирм Quality Mapping Solutions (QMS), Quality System International (QSI) и ISO Software Solutions. Такие специфические для управления качеством элементы, как корректирующие и предупреждающие действия или ответственность руководства, даже в системах В a an IV поддерживаются только час­тично. Наиболее полно они представлены именно в специализированном программ­ном обеспечении со справочными системами, информирующими пользователя о правилах работы с программой, идеологии стандартов ISO, их классификации, терминологии. Основное преимущество таких продуктов заключается в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, деталь­ная реализация которых зависит не только от конкретного предприятия, но и от традиций развития стандартизации и систем качества в той или иной стране, сло­жившихся до перехода на ISO 9000.

• Ко второй группе относятся программные продукты, определяющие степень готовности предприятия к сертификации. Им свойственны черты экспертных сис­тем и продуктов функционального моделирования с ориентацией на задачи уп­равления качеством. К ним относится продукт Assessor for ISO (ISOCSA Quality Management). Программа работает в режиме экспертной системы, задает пользо­вателю вопросы, касающиеся деятельности предприятия, после чего даются реко­мендации по целесообразности принятия определенной модели управления каче­ством (ISO 9001, 9002 или 9003), требуемых ресурсов, предполагаемым срокам вне­дрения и необходимости внешнего консультирования. К этой группе относится пакет CIM Quality (JKA Inc.), в котором создаются модели деятельности предпри­ятий, параметры которых связаны с элементами системы качества. Данная модель связана с методологией создания и финансовыми вложениями в развитие тех или иных элементов системы качества.

Таким образом, внедрение информационных технологий систем обеспечения управления качеством является непростой задачей интеграции прогрессивных за­рубежных стандартов и программных разработок с отечественным опытом в дан­ной области. Особое внимание следует уделить формированию штата сотрудни­ков, занимающихся интеграцией программно-аппаратных решений и привлече­нию сторонних специалистов - консультантов из специализированных фирм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.