Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проведите исследование, следуя Вашему плану




Составьте план исследования поставленной проблемы.

Особенности политического развития русских земель в период феодальной раздробленности. Исследовательская программа.

§ Каждое исследование начинается с постановки проблемы: в рамках любой темы всегда есть какая-то загадка, которую необходимо разгадать.

§ Далее необходимо определиться с методологией исследования. Именно методология показывает, в каком направлении необходимо искать ответ на поставленный вопрос.

§ На этой методологической основе можно выдвинуть гипотезу (предварительный вариант решения поставленной проблемы).

§ Гипотеза нуждается в проверке: необходимо определить, какую информацию необходимо найти, и что с этой информацией сделать, чтобы получить обоснованный (доказанный) вывод. Иными словами, нужен план исследования. Если план логичен и непротиворечив, от исследования можно ожидать хороших результатов.

§ Всё вышеперечисленное обычно составляет введение к исследованию. Далее идет основная часть, где последовательно выполняются все пункты плана. Завершается всё дело заключением, где на суд научной общественности выносятся выводы.

Для примера возьмем тему «Особенности политического развития русских земель в период феодальной раздробленности». Ниже сформулированы первые 3 пункта исследования: от постановки проблемы до выдвижения гипотезы:

 

I. Постановка проблемы:

Почему в период феодальной раздробленности в Новгородской земле установилась республика, а в соседней с нею Владимиро-Суздальской земле – наследственная монархия?

II. Методологические основания исследования:

Форма политического устройства общества определяется расстановкой социально-политических сил, а именно:

1. В обществе действуют различные социальные силы: группы и институты.

2. У каждой из этих сил есть собственные интересы и ресурсы, при помощи которых интересы можно удовлетворить.

3. Соотношение этих интересов и ресурсов выясняется в борьбе и определяет политическую систему общества.

III. Гипотеза:

В Новгороде были наиболее влиятельны (обладали превосходящими ресурсами) те социальные силы, чьи интересы в наибольшей степени учитывались при республиканской форме правления, а во Владимире эти силы оказались слабы.

IV. Исследовательская программа (план исследования)… … …

Задание:

Источниками необходимой для Вашего исследования информации будут выступать рекомендованная по данной теме учебная и научная литература. Это – так называемые «вторичные источники». Однако авторы тех книг и статей, с которыми Вы ознакомитесь, использовали в своих исследованиях настоящие исторические источники.

3. Определите:

а) что это за источники;

б) какими исследовательскими процедурами пользовались авторы при работе с ними.


раздел II. Московское государство: самодержавно-крепостническая система

На протяжении XIV–XVI вв. не только в России, но и в Европе проходил процесс преодоления феодальной раздробленности: начали складываться централизованные государства. В Западной Европе политическое объединение было обусловлено объединением экономическим. Подъем сельского хозяйства, наблюдавшийся
в феодальной Европе, привел к развитию товарно-денежных отношений, когда крестьяне, внеся феодалу фиксированную традицией ренту, получали некие излишки, которые могли обменять на продукцию ремесла. Рост крестьянского спроса вызвал бурное развитие городов. Появлялись мануфактуры, складывались единые общенациональные рынки: появлялись ярмарки. В целом можно говорить о переходе от натурального хозяйства к денежному (что и легло в основу процесса модернизации).

Население (в первую очередь городское) все больше втягиваясь
в товарно-денежные отношения, было заинтересовано в создании единого экономического и правового пространства. К этому же стремились
и монархи, которых их собственные интересы (усиление власти
и повышение статуса) толкали в этом же направлении. Таким образом,
в руках европейских монархов появился дополнительный ресурс – деньги, которые приносил союз с городами. При этом у монархов появлялся и еще один союзник – мелкое дворянство, которое монархи привлекали на службу – теперь за деньги.

Таким образом, европейские монархи в деле централизации опирались на две большие группы – дворянство и горожан. Налицо был более или менее равноправный союз трех сил (сословий), основанный на взаимном учете интересов, юридическом признании прав и обязанностей. Поэтому первые централизованные государства строились как сословно-представительные монархии.

Совершенно иной была ситуация в русских землях. Ни о каком бурном развитии товарно-денежных отношений и самостоятельной роли горожан не могло идти и речи. Союзником великокняжеской власти в деле централизации являлся в основном класс служилых землевладельцев: сначала боярство, а затем, во все большей степени, поместное дворянство, которое содержалось не за счет денежных выплат (за отсутствием денег),
а за счет наделения землей с крестьянами. Это предопределило особенности политического и социально–экономического развития России на далекую историческую перспективу.


ТЕМА III. Становление самодержавно-крепостнической системы (XIV–XVI вв.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.