Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Аграрный переворот




Исходные данные:

1. Суть аграрного переворота – переход от господства мелких натуральных хозяйств, хозяева которых (крестьяне) одновременно являются и работниками, к господству немногочисленных крупных хозяйств (фермерских), которые работают на рынок и используют наемный труд. В ходе аграрного переворота основная масса населения втягивается в товарно-денежные отношения: либо
в качестве фермеров, либо в качестве наемных работников – бывших крестьян, вытесненных из деревни в город. В результате создается широкий рынок: рынок рабочей силы для промышленности, рынок сбыта промышленных товаров и др.

1. Деревня Неперспективная. Наши дни. Неперспективная расположена между двумя крупными городами – А и Б. Расстояние до этих городов от Неперспективной – соответственно 100 и 150 км. Дорог нет.

2. В деревне Неперспективная осталось 10 дворов. Они представляют собой мелкие натуральные хозяйства.

3. Из города А в город Б через Неперспективную проложили автотрассу.

4. В Неперспективной начался аграрный переворот.

Задание:

Смоделируйте ход аграрного переворота в Неперспективной и его результаты.

26. Реформы: аргументы «за»

Исходные данные:

Явлением, определяющим экономический прогресс в мире, был промышленный переворот. Выясните, что такое промышленный переворот и какие экономические и политические условия необходимы и достаточны для его начала и успешного протекания.

Задание:

Исходя из полученных данных, а также из Ваших ответов на задания предыдущей темы докажите тезисы:

1. «Крепостное право тормозило экономическое развитие страны».

2. «Самодержавие тормозило экономическое развитие страны».

Ответ оформите в виде двух умозаключений, в которых указанные выше суждения были бы выводами (см. примеры к заданиям 1, 2,
а также Ваш ответ на задание №22).

27. Реформы: аргументы «против»

Исходные данные:

В начале XIX в. собраниях Негласного комитета были высказаны две точки зрения на порядок отмены крепостного права. Новосильцев предлагал, что делать это надо очень осторожно, постепенно. Кочубей, напротив, считал, что надо разом развязать узел.

Ниже приведены данные, одни из которых позволяют выдвинуть аргументы в пользу первой, а другие – в пользу второй точки зрения. Вот эти данные:

1. В начале века в России насчитывалось 16,5 млн. ревизских душ, из них городских состояний – 700 тыс. (5 %), казенных крестьян – 7,8 млн., помещичьих – 8 млн.

2. Восемь миллионов крепостных кормили около 90 000 помещичьих семей.

3. Помещик отвечал за выполнение крепостными государственных повинностей (уплату подушной подати, отправление рекрутской повинности и др.); был для них судьей.

4. Российская империя делилась на 500 уездов (по 10 в каждой губернии) во главе с капитаном-исправником. Таким образом, за исключением горожан, священников и крепостных, остальное население непосредственно управлялось исправниками. Капитан-исправник избирался в уезде дворянством из своей среды (как правило, из числа владельцев имений).

5. Помещики составляли менее 9 % всего дворянства. Дворяне составляли около 80 % офицерского корпуса и 50 % бюрократии. Можно предположить, что доля помещиков среди офицеров
и чиновников соответствует их доле среди дворянства в целом.

6. «Приличный доход» давало имение с числом душ не менее 100. Владельцами таких имений было не более 21 % всех помещиков.

7. Половина всех имений было заложено казне и частным кредиторам.

8. Дворянин, не владеющий имением, имел право (и всегда стремился
и мечтал) стать помещиком. Эта привилегия и возвышала его над представителями других сословий, в принципе лишенных права владения крепостными. Можно ожидать, что лишение дворянства его основной привилегии вызовет протест всего сословия.

9. Поскольку нарушение принципа частной собственности (в том числе на помещичью землю) недопустимо, крестьяне могут быть освобождены либо без земли (брать ее потом у помещика в аренду), либо с землей, но за выкуп, сумма которого должна быть примерно
в 100 раз больше, чем годовой оброк.

10. Все податные слои населения платили подушную подать (1 руб.)
и оброк: крепостные – своему помещику, а казенные – государству (3 руб.).

11. На 1812 г. государственный доход составлял 197 млн. рублей. Расходы – 236 млн. руб.

Задание:

Ознакомившись с этими данными,

1. Определите, какие из них можно использовать для аргументации необходимости и возможности быстрой отмены крепостного права,
а какие – против.

2. Сформулируйте их.

Пример:

«Каждое крестьянское хозяйство может обеспечить доход в размере
4 руб.

При этом с казенных крестьян государство получает все 4 рубля,
а с помещичьих только 1 рубль, так как остальное идет помещику.

Таким образом, крепостное право резко сокращает налогооблагаемую базу государства. Освобождение крестьян от помещиков позволит повысить доход государства на сумму до 24 мил. рублей ежегодно (3 руб. оброчных денег умножить на 8 млн. помещичьих крестьян).

Принимая во внимание, что госбюджет разваливается (см. п.11), необходимо срочно отменять крепостное право!».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.