КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Кризисы Временного правительства. Проанализируйте данные таблПроанализируйте данные табл. 14 и 15 и оцените ход аграрного переворота в России Столыпинская аграрная реформа и аграрный вопрос в России Расстановка политических сил в Думах состав и основные вопросы Заполните таблицу: Таблица 12 Расстановка политических сил в Думах состав и основные вопросы
Исходные данные:
Таблица 13 Валовая и товарная продукция хлеба в %(1913 г.)
Задание: 1. Вспомните определение понятия «аграрный переворот» и на основании данных табл. 13 ответьте, какой тип (типы) хозяйства можно считать результатом аграрного переворота. Обоснуйте Ваш ответ. 2. Какие дополнительные данные Вам представляются необходимыми для более полного анализа модернизационных процессов в русской деревне?
Исходные данные: Таблица 14 Итоги столыпинской аграрной реформы (данные по 50 губерниям центральной России).
* Примечание: вышли с согласия сельского схода – 26,6 %; при поддержке властей – 72,3 % Таблица 15 Цели выхода из общины
Задание: 1. Вспомните определение понятия «аграрный переворот» и признаки его завершения 2. Проанализируйте результаты столыпинской аграрной реформы, представленные в таблицах 14 и 15 · Каков процент вышедших из общины по отношению к общему числу дворов? · Каков процент крестьянских хозяйств (от 12,3 млн) выделился · Почему в основном крестьяне выходили из общины при поддержке властей, а не с согласия односельчан? 3. На основании полученных данных оцените результаты реформы П.А. Столыпина: удалось ли завершить в России аграрный переворот? раздел IV. Советская Россия Тема VIII. Россия от февраля к октябрю: революционный кризис российского общества
Накопившиеся в российском обществе в течение XIX в. противоречия, порожденные нерешенностью аграрного вопроса и вопроса о власти, не только не были разрешены в ходе ускоренной «модернизации сверху», но и были многократно усилены ею. Экономические и, главное, социально-политические деформации, которые испытала Россия превысили предел прочности общества. Первая мировая война послужила "последней каплей". Дело в том, что все классы, слои и группы российского общества стремились к достижению только своих узкогрупповых и сиюминутных интересов. Такие понятия как «Россия», «интересы государства» были непонятны подавляющему большинству. Крестьяне хотели захватить и поделить землю помещиков и столыпинских хуторян. Рабочие бастовали, требуя 8-часовой рабочий день (это в условиях войны!). Солдаты (в основном крестьяне) стремились домой, рассуждая: «Сами мы тамбовские, а до Тамбова немец не дойдет! Зачем нам воевать?» Российское общество представляло собой своеобразный оркестр, где каждый музыкант норовит играть свою музыку, и только очень сильный дирижер способен заставить оркестрантов делать общее дело. Но в том-то и проблема, что наш дирижер (царская власть) был слабым, а пришедший ему на смену (Временное правительство) – и того слабее. Как и в период Смуты XVII в. Россия стремительно скатилась от одной крайности к другой: от самодержавия к анархии.
42. Самодержавие: кризис власти Исходные данные: Проанализируйте события, связанные со свержением Николая II: от первых волнений на Путиловском заводе в феврале 1917 г. до подписания царем акта об отречении от престола. Выясните, какие политические силы (и стоящие за ними группы общества) выступали против монархии, какие – «за», а какие просто занимали позицию невмешательства и почему. Задание: 1. Выведите универсальную «формулу» «кризиса власти», укажите его признаки. 2. Из любого кризиса теоретически можно найти выход. Более того, именно в период кризисов восходят новые политические звезды! Вы – заместитель министра внутренних дел (на тогдашнем языке – товарищ министра). По убеждениям Вы – монархист. На дворе 24 февраля 1917 г. Контроль над ситуацией потерян: армия вышла из повиновения, а полиция слишком малочисленна. Правительство 43. Кризис власти: российское общество и Временное правительство За неполных 8 месяцев своего существования, Временное правительство пережило ряд серьезнейших кризисов, каждый из которых приводил к падению кабинета. Дело в том, что, как было сказано выше, российское общество оказалось расколотым на чуждые друг другу группы, руководствовавшиеся сугубо своими узкогрупповыми интересами, удовлетворение которых грозило стране катастрофой. Заставить же эти группы действовать во имя единой цели можно было только средствами принуждения, которыми Временное правительство не располагало (полиция была разогнана, а армия вышла из-под контроля). Временному правительству оставалось только уговаривать массы. Поэтому оно было обречено. Задание: 1. Проанализируйте данные табл. 13 и ответьте, почему ни одно ответственное правительство не могло выполнить требование «Земля – крестьянам!». 2. Сплотить российское общество можно было только методами принуждения. 2.1. А при каких условиях рабочий будет добровольно работать по 16 часов в сутки практически бесплатно во имя защиты Родины? Как это связано с решением рабочего вопроса (см. задание «Рабочий вопрос)? 2.2. При каких условиях солдат (мобилизованный тамбовский крестьянин) будет защищать г. Ригу как свою родину? Как это связано с решением аграрного вопроса (преодолением натурального характера крестьянского хозяйства и втягиванием крестьянина в товарно-денежные отношения)?
Кризисы Временного правительства проявились в обострениях борьбы между тремя основными политическими силами, действующими Задание: Заполните табл. 16 «Кризисы Временного правительства», где укажите: · время наступления кризиса; · повод для кризиса (событие, непосредственно вызвавшее кризис); · причину кризиса: обострение борьбы между какими силами (лагерями) революции послужило причиной каждого кризиса, кто был инициатором конфликта; · укажите, какие партии и группы составляли каждую из этих сил на тот момент времени. Примечание: учтите, что многие партии за это время эволюционировали, дрейфуя с лева в центр, из центра на право и т.п. Таблица 16 Кризисы Временного правительства
Сформулируйте основные тенденции политического развития России от Февраля к Октябрю 1917 г. 45. «Двоебезвластие» Исходные данные: Л.Д. Троцкий называл двоевластие «двоебезвластием». Основания для этого у него были. Выше уже говорилось о том, почему Временное правительство не являлось субъектом власти в полном смысле этого слова. Однако и второй претендент на власть – Советы – еще в меньшей степени могли считаться таковым. Задание: 1. Составьте схему «Центральные и местные органы системы Советов» в феврале-октябре 1917 г. (включая систему выборов) и 2. Основываясь на этой схеме, докажите, что «советская власть» есть понятие, содержащее противоречие в самом себе, и попытки реализации советской власти могут привести только к анархии. Примечание: напомним, что власть – это способность
Тема IX. Генезис большевистского режима 1917-1920-е
Политический режим: от анархии к олигархии Экономика: извилистый путь от рынка к плану («экономический кентавр»). 1. Большевики: свержение Временного правительства 1. Дайте определение понятию «социальная революция». 2. Как, по-вашему, можно охарактеризовать события, произошедшие с 25 на 26 октября 1917 г.: как «Октябрьская революция» или «Октябрьский переворот». Аргументируйте Ваш ответ, исходя из данного Вами определения.
46. Большевики: стратегия консолидации власти, первые преобразования Исходные данные: Несмотря на то, что в октябре 1917 г. Временное правительство было свергнуто большевиками, нельзя сказать, что большевики «пришли к власти». Новое правительство – Совет народных комиссаров – заседало в здании Смольного института, а страна жила сама по себе: на заводах всем распоряжались выборные фабрично-заводские комитеты, в армии – выборные солдатские комитеты, в деревнях – сельские сходы. Чиновники государственных учреждений, банков и т.п. не признавали новую власть. Одним словом, у большевистского правительства не было никаких существенных средств принуждения, которые можно было бы использовать по отношению к массам. При этом между массами и правительством неизбежно возникали противоречия. Крестьяне хотели поделить помещичью землю и спокойно на ней хозяйствовать, продавая излишки как можно дороже; рабочие также хотели получать больше, а работать меньше; солдаты не хотели воевать,
Задание: 1. Проанализируйте первые мероприятия большевистского правительства по следующей схеме (табл. 17). 2. Ответьте, почему большевикам удалось так легко разогнать Учредительное собрание, почему практически никто не вышел на его защиту? 3. На основании полученных данных попытайтесь сформулировать стратегию большевиков: каким путем им удалось за полгода сделать скачек от анархии к диктатуре, не имея «на входе» практически никакой власти?
Таблица 17 Первые мероприятия большевистского правительства
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |