Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита ВКР




Приложения

Список литературы

Заключение

Выводы и предложения

В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.

Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформулирорванными во введении к ВКР.

Особое значение должно придаваться написанию раздела «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги как анализа литературы, так и практической части.

Изложение должно быть четким и ясным. Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, указание на направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.

 

Последний раздел работы - «Список использованной литературы». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз). Принято считать, что в выпускной квалификационной работе необходимо использовать не менее 30 различных источников. Наряду с этим, рекомендуется ссылаться приблизительно на 50 источников литературы.

Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); дипломные или курсовые работы, выполненные другими студентами; публикации в Интернете. Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

- сведения об авторах;

- заглавие;

- сведения об издании;

- выходные данные;

- количественные характеристики.

Сведения об авторах - этоих фамилии, написанные полностью, без сокращений, и инициалы, которые располагаются после фамилии. Далее пишется полностью (без сокращений) точное заглавие книги, без кавычек.

Сведения об издании отделяются от основных сведений об авторах и заглавии точкой и тире. Они включают в себя информацию о том, какое по порядку издание (если первое, то этот элемент описания опускается), является ли книга переводом с иностранного языка (с какого), а также сведения о составителях, редакторах, издающей организации и др., которые отделяются от предшествующих данных косой чертой «/». Например,

Ярошевский М.Г. История психологии. - 2-е изд. -М.:Мысль. 1976. - 463 с.

Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. - СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. - 528 с.

Если книга имеет двух или трех авторов, тоих фамилии располагаются в том порядке, как они приведены в книге, и разделяются запятой. Например,

Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере...

Если книга имеет более трех авторов, то сведения оних даются после заглавия и отделяются от него косой чертой «/». Например,

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 197 с.

Если авторов много, то могут перечисляться не все фамилии, а только первые три, и далее следуют слова: и др., что означает: и другие.

Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и отделяется от основного двоеточием или запятой. Например:

Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

Далее обычно приводятся сведения о том, к какому виду изданий относится данный источник (Учебное пособие, Курс лекций, Книга для учителя и т.п.). Вид издания указывается после заглавия, отделяется от него двоеточием и пишется с заглавной буквы. Например:

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: ЧеРо, 1996. - 336 с.

В том случае, если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов, и ссылка делается на соответствующий том. Например,

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика. 1989. - Т.1 - 488 с.; Т.2 - 328 с.

В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), далее описание сведений об издании, выходных данных, количественных характеристик, как в предыдущих случаях. Например,

Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова. Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. -3-еизд. - М.: Смысл, 1999. - 377 с.

После сведений об издании указываются выходные данные. Они отделяются точкой и тире и включают сведения о месте издания, названии издательства и годе издания. В книге они приводятся на титульном листе и часто на его обороте.

Место издания - это город, в котором была издана книга. Почти все названия городов приводятся полностью. Исключением являются Москва и Ленинград (Санкт-Петербург), Минск, которые даются в сокращении, соответственно «М.», «Л.», «СПб.», «Мн.».

Название издательства указывается в именительном падеже, с заглавной буквы и без кавычек. От названия города оно отделяется двоеточием. Например: М.: Наука,...

Если книга издана университетом, то указание на издательство дается в следующей форме: М.: Изд-во Моск. ун-та....

Если на титульном листе или его обороте издающая организация не указывается, этот элемент описания может быть опущен.

Год издания отделяется от места издания (или издательства, если оно указано) запятой. После него ставится точка.

Количественные характеристики издания отделяются от выходных данных точкой и тире и содержат указание на количество страниц. После цифр, обозначающих количество страниц, ставится строчная буква «с.» с точкой. Например: М.: Смысл, 1998. - 286 с.

Описание диссертаций, авторефератов диссертаций, курсовых и дипломных работ в списке литературы приводится в следующей последовательности:

Автор и его инициалы. Заглавие работы: Дис.... канд. психол. наук (или Дис....д-ра психол. наук, или Автореф. дис....канд. психол. наук, или Курсовая работа, или Дипломная работа - здесь используются только общепринятые сокращения, которые нужно знать). - Место (город): Название учебного заведения, где выполнена работа. - Год представления работы к защите. - Количество страниц в источнике.

При описании статей из сборников, журналов, газет сначала приводятся сведения о статье - фамилия автора и заглавие статьи. Затем после знака «//» указываются сведения об издании, в котором она опубликована.

Если это книга, то сведения даются в соответствии с требованиями к библиографическому описанию этого вида изданий (как описано выше), кроме количественных характеристик.

Если это журнал или газета, то описание включает:

- название журнала (газеты) полностью или в общепринятом сокращении (оно пишется с заглавной буквы, без кавычек, после него ставится точка);

- год издания (отделяется от названия знаком «-», после него ставится точка);

- номер (отделяется от года знаком «-», сопровождается знаком №, после ставится точка); для газеты допускается указание даты выхода вместо номера.

Количественные характеристики статьи представляют собой указание страниц, на которых она опубликована. Эти сведения отделяются от предшествующих знаком «-», далее идет заглавная буква «С.» и указывается через тире первая и последняя станицы статьи в издании. Закрываются сведения точкой. Примеры описания статей в сборниках, журналах, газетах:

Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - 3-е изд. - М.: Смысл. 1999. - С. 185-200.

Рамуль К.А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

Леонтьев Д.А. Российская реклама в поисках психологии // Психологическая газета. - 1998. - № 3 (30). - С. 4-6.

Статьи в энциклопедиях и словарях, тезисы научных выступлений в сборниках научных конференций описываются аналогично перечисленным выше типам статей.

При ссылке на сайт в Интернете в списке источников указывается автор, название материала и его Интернет-адрес. Например:

Шалаев И.К. Диагностика субъектной позиции младшего школьника // http://www.informika.ru/windows/magaz/pedagog/pedagog_1/article8.html

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).

Использование литературы на иностранных языках значительно повышает уровень работы. Однако следует избегать произвольного перевода иностранных терминов. При отсутствии в русском языке равного эквивалента того или иного иностранного слова необходимо подобрать наиболее близкий по значению русский термин, указав в скобках его транскрипцию на языке оригинала.

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.

Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.

 

Порой возникает необходимость в приведении некоторых детальных или дополнительных материалов, полученных в ходе исследования. Для этого может использоваться еще один раздел - «Приложение». Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без знака «№» (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

Приложения не входят в общий объем работы, поэтому их размеры никак не регламентируются; иногда они бывают не меньшего объема, чем сам текст. Этот раздел включается в работу в зависимости от желания студента. Однако если основная часть работы явно превышает 3 авторских (печатных) листа, то целесообразно некоторые первичные материалы исследования поместить в приложении.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху справа страницы слова Приложение и его заголовка.

Пример:

 

Приложение 1 Методика наблюдения за эмоциональным возбуждением

 

Располагать приложения целесообразно в порядке появления ссылок на них в тексте.

В «Приложении» помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:

- полное описание методик исследования,

- результаты первичной обработки данных эмпирического исследования или практической психологической работы, проделанной студентом,

- таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании,

- подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе.

Приложения должны помочь читателю углубить представление о проделанной работе, убедить его в обоснованности и доказательности представленных выводов. Однако следует помнить, что все материалы исследования, важные для его понимания и доказательности выводов, приводятся в основном тексте работы. Суть всех этапов и результатов исследования должна быть понятна из основного текста (без обращения к приложению).

 

 

Важный этап подготовки дипломной работы - ее предзащита, которая проводится на заседании кафедры. Для предзащиты необходимо наличие чернового текста работы. Студент докладывает о проделанной работе и основных результатах, отвечает на вопросы присутствующих. Высказанные замечания и рекомендации учитываются при дальнейшей подготовке работы к защите и окончательной доработке текста.

После написания всей работы необходимо еще раз провести литературную правку, редактирование текста, устранить орфографические, пунктуационные ошибки и опечатки. Особое внимание необходимо уделить тщательной проверке правильности приведенных фактических и цифровых материалов. Ошибки и опечатки в них недопустимы, так как свидетельствуют о научной недобросовестности и приводят к искажению результатов и выводов.

Завершенная и тщательно выверенная дипломная работа подписывается студентом и консультантом на титульном листе и представляется научному руководителю. Он готовит письменный отзыв, в котором дает общую характеристику проведенной работы, а также оценивает студента с точки зрения его научной и практической квалификации, проявленной при выполнении дипломного проекта. При этом руководитель отмечает, в какой мере студент обнаружил профессиональные умения научно-исследовательской и практической психологической деятельности: самостоятельность в поиске и анализе литературы, в постановке целей и задач исследования, в подборе и освоении адекватных методик эмпирического исследования, в организации и проведении исследования, в обработке и анализе эмпирических результатов. При этом научным руководителем должны оцениваться не представленная дипломная работа, а профессиональные качества студента-дипломника как психолога, такие как:

- владение методологическими и методическими умениями научно-исследовательской и практической психологической деятельности,

- самостоятельность в работе над проектом,

- ответственность, добросовестность и исполнительность в работе,

- отношение к выполнению проекта,

- проявление умений планирования и организации исследования,

- проявление умений сбора эмпирических данных,

- проявление умений в обработке и интерпретации полученных данных.

Руководитель оценивает соответствие представленной работы требованиям, предъявляемым к дипломным работам, и принимает решение о допуске ее к защите. В отдельных случаях для допуска к защите считается достаточной виза руководителя на титульном листе работы.

Затем работа вместе с отзывом представляется на кафедру, где решается вопрос о допуске дипломной работы к защите, и назначаются рецензенты. При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работу на титульном листе и направляет ее на внешнее (специалистам из других учреждений) или внутреннее (другие кафедры) рецензирование. Рецензентами могут быть квалифицированные специалисты, компетентные в проблеме, рассматриваемой в работе.

При подготовке к защите дипломной работы студент составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия, продумывает ответы на замечания рецензента. Планируя выступление, важно предусмотреть, чтобы в нем кратко, но достаточно ясно и полно были представлены следующие основные пункты:

1. Общий обзор теоретической части с характеристикой существующих подходов и предшествующих исследований в этой области.

2. Цель и задачи исследования, его новизна.

3. Общий план исследования, характеристика выборки.

4. Методы и методики (известные методики достаточно назвать и кратко охарактеризовать используемые количественные и качественные показатели, не вдаваясь в детали процедуры).

5. Процедура обработки данных (если использовалась оригинальная или малоизвестная методика).

6. Основные результаты исследования. Этот раздел лучше структурировать в соответствии с последовательностью задач исследования.

7. Выводы.

Каждый из разделов должен быть освещен в выступлении пропорционально его значимости. При этом особое внимание должно быть обращено на наиболее существенную информацию. При подготовке выступления студенту рекомендуется предварительно вслух проговорить выступление, провести его хронометраж, чтобы скорректировать объем доклада.

Типичные ошибки выступления, которых следует избегать студенту-дипломнику:

1) чрезмерно обстоятельно доказывается актуальность исследования;

2) слишком много места отводится теоретическому обзору проблемы на основе изучения литературы, при этом остается недостаточно времени на описание эмпирического исследования;

3) не остается времени на изложение выводов по проведенной работе.

Защита дипломной работы проходится на открытом заседании Государственной Аттестационной Комиссии (ГАК). В состав ГАК включаются ведущие преподаватели вуза. На заседание ГАК приглашаются студенты, преподаватели, специалисты других учреждений. График и последовательность всех защит составляется и обнародуется заранее. Перед защитой секретарь ГАК передает дипломную работу и другие документы ее председателю. После этого дипломник получает слово для выступления, на которое ему отводится обычно 10-12 минут (конкретные требования определяет кафедра). Он докладывает основные положения работы, характеризует актуальность темы, теоретические и методологические положения исследования, его методы и результаты, выводы и возможности практического применения. Особое внимание необходимо сосредоточить на собственных разработках и положениях, выносимых на защиту.

Умение правильно выбрать наиболее важную информацию, распределить по времени ее представление служит существенным критерием при оценке дипломной работы членами аттестационной комиссии.

Для наглядности и убедительности защиты основных положений дипломной работы студенту рекомендуется использовать иллюстративный материал, представляющий основные графические и цифровые данные, полученные в ходе исследования. Это могут быть рисунки на прозрачной пленке, проецирующиеся на экран, или распечатки таблиц и рисунков в количестве, достаточном для членов экзаменационной комиссии и слушателей, присутствующих на защите.

После выступления студент отвечает на вопросы членов комиссии и всех присутствующих на защите. Ответы на вопросы должны быть краткими, по существу поставленного вопроса. При ответах он должен проявить компетентность в проблеме, владение материалом работы, что учитывают члены аттестационной комиссии. За достоверность информации и обоснованность выводов работы ответственность несет дипломник.

Далее оглашается отзыв научного руководителя и зачитывается рецензия на работу, подготовленная компетентным специалистом. Научный руководитель и рецензент имеют право лично выступить на защите. После этого студенту предоставляется слово для ответов на замечания, содержащиеся в рецензии и выступлениях слушателей, присутствующих на защите.

После окончания защиты всех студентов члены ГАК на закрытом заседании обсуждают результаты защиты дипломных работ, оценивают их с учетом качества подготовленной работы и процесса защиты.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бурдин К.С., Веселов Л.В. Как оформить научную работу. – М.: Высшая школа, 1973.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во МГУ, 1982. – 287 с.

3. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. – М.: Ось-89, 1997. – 96 с.

4. Куликов Л.В. Методология и методы психологического исследования. – СПб.: ЛГОУ, 1999. – 100 с.

5. Методические указания по написанию курсовых работ. ИЭУиП. Экономический факультет. Сост. Вахитов Д.Р. и др. – Казань: Изд-во «Таглимат», 1999. – 24 с.

6. Научные работы. Методика подготовки и оформления. Сост. Кузнецов П.Н. – Минск: Амалфея, 1998.

7. Петрушин С.В., Салихова Н.Р. Руководство по выполнению курсовой и дипломной работы по психологии. КГУ. Кафедра психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 2000. – 27 с.

8. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М.: Мысль, 1999. – 210 с.

9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. – М.:Наука, 1987. – 356 с.

 

 


Приложение 1

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

 

Психологический факультет

 

 

Кафедра психологии развития

и психофизиологии

 

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой

__________________________

к.биол.н., доцент

Григорьева Ольга Витальевна

«___» ______________ 2007 г.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.