Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие высокоскоростного движения на ж/д транспорте 10 страница




Хотя МТК ТРАСЕКА одобрен в итоговых документах Общеевропейской конференции по транспорту (1997 г.) и Первой Международной Евроазиатской конференции по транспорту (1998 г.), расчеты показывают, что приоритетными связями Европы и Азии являются железнодорожные направления, проходящие через территорию России с использованием TCM.

Если создание МТК ТРАСЕКА будет продолжаться, то Россия подключит к нему часть своих транспортных маршрутов.

С 1999 г. начата работа по формированию ряда альтернативных МТК, в частности, на направлении «Север-Юг» (с использованием мощностей транспортной инфраструктуры Индии, Ирана, России и других стран Ближнего Востока для перевозки грузов и пассажиров между странами Центральной и Северной Европы), а также железнодорожного коридора по маршруту Китай - Казахстан - Россия - Белоруссия - Польша - Европа. В конце 1999 г. и в 2000 г. проведены двусторонние переговоры с Ираном и Индией по формированию коридора «Север-Юг».

В ходе 19-го заседания Координационного транспортного совещания стран-участниц СНГ по инициативе министров транспорта Белоруссии, Казахстана и России в 1999 г. было подписано заявление о намерении создать транспортный коридор, соединяющий Китай, Казахстан, Россию и Белоруссию с дальнейшим выходом на страны западной Европы. Его можно рассматривать как элемент развития МТК № 2.

В соответствии с поручением Правительства России начата разработка целевой федеральной программы «Развитие международных транспортных коридоров», изучается возможность создания национального рабочего комитета по международным транспортным коридорам с участием представителей заинтересованных министерств, ведомств и региональных субъектов Российской Федерации.

 

5.9 Транспортная политика и законодательство

 

Практика преобразования экономики в 90-х годах убедительно показала, что одних лишь рыночных ее регуляторов недостаточно для налаживания цивилизованных, рациональных отношений между производителями и потребителями товаров и услуг. Иными словами, требуется участие государства в регулировании таких отношений во всех сферах экономики, в том числе и касающихся транспортного комплекса страны.

Под системой государственного регулирования понимают совокупность способов влияния государства на деятельность транспортного комплекса в интересах устойчивого развития народного хозяйства страны, обеспечения его интеграции с мировой экономикой, осуществления достойной социальной политики.

Государственное регулирование на транспорте должно быть ориентировано на: а) гармонизацию интересов различных видов транспорта, вступающих в конкуренцию с переходом на рыночные отношения; б) содействие формированию и развитию рынка транспортных услуг; в) ускорение процессов перехода транспорта на более эффективный организационно-управленческий и технологический уровень, а также повышение качества предоставляемых услуг.

В сентябре 1997 г. Правительство России рассмотрело и одобрило Концепцию государственной транспортной политики Российской Федерации на период до 2005-2010 гг. Она содержит принципиальные установки по стратегии развития и основным вопросам функционирования транспорта с выделением приоритетов и первоочередных задач. Всем государственным органам управления рекомендовано учитывать их при разработке и реализации федеральных целевых программ в области транспорта, транспортного машиностроения и транспортного строительства основные положения этой концепции.

Стратегическими целями государственной транспортной политики являются:

формирование национальной транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребностям в перевозках грузов и пассажиров, а также социальным, оборонным, природоохранным и другим требованиям;

структурная перестройка на транспорте, направленная на государственное регулирование естественных монополий, сокращение транспортных издержек, пользование экономически обоснованными тарифами, развитие конкуренции между транспортными предприятиями.

Необходимо обеспечить опережающее развитие транспортного комплекса страны по сравнению с развитием экономики в целом. Иными словами, он не должен стать узким местом экономики, сдерживающим ее развитие. Формирование систем различных видов транспорта, их гармоничное сочетание на рынке транспортных услуг должно быть нацелено на удовлетворение экономических и социальных требований.

При межвидовой и внутривидовой конкуренции транспортных систем должна сохранить свое значение координация их работы, особенно при доставке грузов в смешанных сообщениях, освоении новых территорий и реконструкции существующих направлений транспортной сети. В связи с этим важное значение имеет создание в транспортном комплексе единого информационного пространства, обеспечивающего обмен необходимой информацией между видами транспорта. Целесообразно разработать и ввести на территории страны единую, удобную для населения систему продажи и заказов билетов на все виды пассажирского транспорта. В концепции определены пути и необходимые ограничения по преобразованию форм собственности ни транспорте.

Предусматривается сохранить в государственной федеральной собственности важнейшие коммуникационные и основные объекты транспортной инфраструктуры (железные и автомобильные дороги, аэропорты, водные порты, трубопроводы федерального значения), осуществляя вместе с тем коммерциализацию их деятельности.

Объекты транспортной инфраструктуры, имеющие региональное значение, следует передавать в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных органов. Признано целесообразным завершить передачу в муниципальную собственность предприятий наземного пассажирского транспорта, обеспечивающих доставку пассажиров в городском, пригородном и местном сообщениях. На железнодорожном транспорте основным направлением в этой области является создание совместных с региональными органами исполнительной власти компаний по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении или перевод таких перевозок на самостоятельный баланс с целью прекращения их финансирования за счет доходов от грузовых перевозок.

Концепцией определены задачи государства по содействию, формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию на них предпринимательства и здоровой конкуренции как мощного фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания населения и предприятий. Достижению этих целей должны способствовать разработка и реализация федеральных и региональных программ развития транспорта и меры государственного регулирования транспортных предприятий всех форм собственности. В формировании рынков транспортных услуг важную роль призваны сыграть их лицензирование и сертификация.

Большое внимание в принятой концепции уделено государственной тарифной политике на транспорте. Она должна быть нацелена на свободное ценообразование в секторах транспортного рынка с высоким уровнем конкуренции и государственное регулирование в секторе монопольного рынка транспортных услуг. Тарифная политика должна стимулировать развитие внутренних и международных транспортно-экономических связей.

В концепции отмечена необходимость активного формирования национального транспортного законодательства.

В 90-е годы в Российской Федерации приняты несколько важных транспортных законов, в том числе: закон «О федеральном железнодорожном транспорте», «Воздушный кодекс», «Кодекс торгового мореплавания». Подготовлено несколько новых законопроектов: «О транспортно-экспедиторской деятельности», «О смешанных (комбинированных) перевозках», «О морских портах», «Кодекс внутреннего водного транспорта». Ведется работа над законопроектами: «О промышленном транспорте», «Об основах автотранспортной деятельности», «Об основах государственной политики в области городского пассажирского транспорта», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров», «Устав автомобильного транспорта».

В 2000 г. Правительство РФ приняло решение о разработке федеральной программы «Модернизация транспортной системы России».

 


Литература

 

1. Шишкина Л.Н. Транспортная система России: Учебник для техникумов ж/д трансп. Утв. МПС России. М., Желдориздат, 2001.

2. Лапидус Б.М. и др. Регионалистика: Учеб. пособие для вузов. Утв. МПС России. М.,УМК МПС, 2000.

3. География путей сообщения: Учебник./ Под ред. Н.Н Казанского. М., 1987.

4. Единая транспортная система. / Ред. Галабурда В.Г. М., Транспорт, 1999.

Размещено на Allbest.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.