Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные ошибки при выполнении стоек защитника




Несоответствие в расположении рук и ног: в стойке с выставленной вперед ногой поднята вверх разноименная с впереди-стоящей ногой рука, в параллельной стойке руки опущены вниз.

Неустойчивое положение игрока: выпрямленные ноги; близкое (узкое) или слишком удаленное (широкое) расположение стопы по отношению друг к другу; в стойке с выставленной вперед ногой стопы располагаются на одной линии и отсутствует разворот сзадистоящей ноги носком наружу, а в параллельной стойке — не на одной линии и отсутствует разворот обеих стоп носками наружу

Излишне закрепощены конечности: игрок лишен свобод маневренности.

Нерациональное расположение туловища и головы: туловище вертикально (без адекватного ситуации наклона вперед), голова запрокинута назад или опущена; проекция плеч и голова находится за пределами точек опоры. С опущен взгляд, или повернута Теоретические предпосылки.

Характер и направление передвижений в защите преимущественно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных действий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям. Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом.

В защите используют все способы передвижений, которые применяют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных различий и в технике их исполнения. Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед — при переходе от нападения к защите; рывки — при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные способы передвижений защитник чередует с остановками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите.

Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шакачок.

Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставлений вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем правлении для накрывания броска или противодействия походу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения в сторону голова: защитного а затем скользящим переступанием приставляется друга Защитник после каждого приставного шага приходит в устойчив вое исходное положение.

Скрестный шаг-скачок позволяет обороняющемуся игроку оперативно переместиться по площадке на небольшом расстояний Он используется для быстрой смены позиции в ответ на перемещение мяча или чтобы неожиданно преградить путь совершающему проход нападающему (без нарушения правила блокировки) Исполнению скрестного шага-скачка присущ взрывной характер движений. Прием выполняется невысоко над площадкой, без значительных колебаний положения общего центра тяжести. Защитник, находясь в параллельной стойке на согнутых ногах, мгновенно переносит массу тела на переднюю часть ближней к направлению перемещения стопы и мощно отталкивается в сторону. В без опорной фазе он совершает скрестное движение дальней к направлению скачка ногой. И, приземляясь на нее, быстро выставив толчковую ногу, приходя в устойчивое и. п. (на согнутых ногах с параллельным расположением стоп). Не менее эффективно применение скрестного шага-скачка в движении, когда ему предшествуют передвижения защитника приставными шагами.

Разновидностям передвижений в защите необходимо обучать одновременно с овладением стойками. Методика обучения универсальным для нападения и защиты способам передвижений: разновидностям бега, остановкам, поворотам, прыжкам — подробно представлена ранее (см. «Основные способы передвижений в нападении»). Вышеизложенный материал легко адаптировать к процессу обучения основам техники защиты.

Однако следует учитывать некоторые специфические черты, присущие традиционным передвижениям при их использований для решения оборонительных задач. Так, для эффективной игры! защите важно уметь мгновенно стартовать из непрерывно изменяющихся и. п. и максимально ускоряться на небольших отрезка* дистанции (1 — 5 м). Не менее значима и мобильность защитника, т. е. его способность быстро принимать решения в ответ на изменяющуюся игровую обстановку. Для начала перемещения или чередования способов передвижений служит множество сигналом звуковые; визуальные — направление взгляда соперника, начал! движения мяча, партнера или нападающего; подсказка тренера или товарища по команде и т. п. Соответственно подбираются адекватные средства и методы обучения.

Учитывая монотонность, характерную для выполнения упражнений из данного раздела техники, рекомендуется в процессе 1 изучения широко использовать игровой метод.

Первостепенное внимание следует уделять овладению техникой передвижений приставными шагами, которые составляют основу действий защитник контролирует игровую ситуацию Обучение передвижениям приставными шагами.

Объяснение и показ.

Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: перед назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).

3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении.

То же, но в сочетании со скрестным шагом-скачком по ходу передвижений или в их завершение.

То же, что в упр. 3 — 4, но с изменением направления движением То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.

То же, но по звуковым и зрительным сигналам.

То же, но с изменением скорости перемещений.

Челночные перемещения в стойках защитника по ориентирам с изменением направления и скорости движения.

Зигзагообразные перемещения вдоль площадки в коридор шириной 2,5 — 3 м с касанием ограничительных линий ближней по отношению к ним рукой.

Выполнение разновидностей приема в целом в ситуации противодействия пассивным перемещениям нападающего без мяча и с мячом.

То же, но в ситуациях активного противоборства с нападающим, владеющим мячом, в игровых заданиях: «1x1 в коридор» ре», «2 х 1 по всей площадке» и т. п.

Выполнение разновидностей приема в различных сочетаниях с другими способами передвижений в эстафетах и подвижных играх: «Не пропусти дриблера», «Вратарь» и т. п.

То же, но в условиях игрового противоборства на одну или две корзины: 1x1, 2x2, 3x3 и т.д.

Воспроизведение вариантов передвижений в сочетании с другими защитными приемами (по мере освоения техники защиты) в подготовительных и учебных играх.

Организационно-методические указания.

1 • Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И — раз, и — два» (на «и» — переступанием отставить одну, на «раз» — прийти в и.п., приставляя другую, и т.д.).

2- В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трех очковую дугу в качестве звуковых сигналов — свисток, хлопок в ладони,

педагога или партнера; а в качестве зрительных — различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнеру соперника или мяча.

3- При выполнении разновидностей передвижений при ставными шагами в целом:

начинать движение из соответствующей стойки защитника-вправо или влево — из параллельной стойки; вперед или назад из стойки с выставленной вперед ногой; первый шаг осуществлять впередистоящей по направление движения ногой;

после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двух опорное положение, соответствующее исходной стойке защитника;

передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощуния, массу тела располагать на передней части стоп; «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести;

смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника.

4. При выполнении скрестного шага-скачку в и. п. находиться на согнутых и «заряженных» ногах, обеспечивающих последующий взрывной характер отталкивания;

своевременно и быстро начинать отталкивание, упреждая действия соперников;

совершать «стелющийся» скачок на согнутых ногах, без значительных колебаний над площадкой общего центра тяжести;

максимально быстро приходить в устойчивое двух опорное положение в готовности к дальнейшим защитным действиям; сохранять оптимальную дистанцию с опекаемым нападающим после приземления (не нарушать правила блокировки).

При противодействии нападающим ориентировать занимающихся на своевременное начало движения и сохранение необходимой дистанции: игрока без мяча на стороне мяча опекать плотно; игрока с мячом, не использовавшего ведение, держать на дистанции вытянутой вперед руки, как и дриблера.

Для закрепления техники передвижений включать сочетаниях разновидностей в эстафеты и подвижные игры: «Салки», «Пятнашки с мячом» и т.п., регламентировать и постепенно увеличивать активность противодействия в парах.

В подготовительных и учебных играх требовать от занимающихся воспроизведения сочетаний передвижений, адекватных занимаемой защитной позиции и конкретным игровым ситуациям.

Основные ошибки при выполнении передвижений приставными шагами.

Нерациональное положение звеньев тела в и. п. или полу приставного шага: опущена голова или руки, туловище сильно наклонено вперед или назад; полностью выпрямлены ноги.

Передвижения осуществляются на всей стопе, а не на передней ее части: игроку приходится тратить дополнительное для начала или возобновления перемещений.

Большие колебания (вверх-вниз) общего центра тяжести: подпрыгивает, а не «скользит» по площадке.

Скрещивание ног: игрок начинает приставной шаг дальне направлению движения ногой, что ведет к приходу в неустойчивое положение и последующему позиционному проигрышу нападающему.

5. Потеря равновесия: стопы после выполнения приставного шага располагаются слишком близко друг к другу или приставляющаяся нога переставляется за вышагивающую.

К технике противодействия и овладения мячом относятся: вырывание, выбивание и перехват мяча, накрывание и отбивание мяча при бросках, взятие отскока на своем щите.

Эти приемы изучаются после овладения занимающимися техникой соответствующих приемов нападения.

Теоретические предпосылки.

Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.

Прием изучается после обучения занимающихся технике держания и ловли мяча в нападении.

Обучение вырыванию мяча.

Объяснение и показ.

Выполнение приема при пассивном сопротивлении соперника: в и. п. оба игрока удерживают мяч, стоя на месте.

То же, но после совершения нападающим поворота или поворотов на месте.

4- То же, что в упр. 2, но в момент овладения мячом нападающим: после обхвата лежащего или катящегося от партнера мяча; 1-собственного подбрасывания мяча нападающим вверх;

 

Классификация тактики защиты в баскетболе

 

В команде действия всех игроков соединяются в различные комбинации, задачей которых является создание условий для результативного броска или других действий одного из партнеров. Активно должны действовать все пять игроков, а не только те, которые непосредственно связаны взаимодействием с мячом. Каждый игрок должен способствовать решению определенной задачи, находясь в конкретной ситуации. Если одни игроки непосредственно участвуют во взаимодействиях с мячом, то все остальные должны своими активными действиями оказать помощь в развитии атаки, приковывая внимание опекающих защитников своими перемещениями и таким образом не позволяя им оказывать взаимопомощь в защитных действиях.

Комбинаций в командной игре может быть очень много, но независимо от этого имеются общие положения, которыми каждый игрок должен руководствоваться в своих действиях.

Прежде всего надо научиться выбирать свободное от опеки место и быть готовым в любой момент получить мяч. Для этого нужно знать целесообразность применения тех или иных приемов в данной конкретной части площадки и не мешать выполнению их другими игроками. Обязанности в команде должны распределяться так, чтобы три игрока все время были готовыми занять положение ближе к щиту, постоянно угрожая корзине, а два других как бы составляли вторую линию. В их задачу входит обеспечение передней линии мячом, а в случае потери его – принятие на себя первых попыток атаки со стороны противника. Успех выигрыша в конкретной сложившейся ситуации зависит от индивидуальных и групповых действий, а также общей системы принятой командой игры.

Индивидуальные действия. Действия без мяча должны быть всегда эффективными, что зависит от грамотности игрока. Находясь без мяча, игрок должен выбрать одну из задач: либо привлечь к себе внимание противников, либо освободиться от опеки и в нужный момент в нужном месте выйти для получения мяча. Выход на получение мяча для защитника должен быть внезапным, с тем чтобы выиграть время для беспрепятственных действий. Осуществить подобный выход можно путем движения навстречу к игроку с мячом или выходом в сторону.

Применяя любой способ освобождения от опеки, надо маскировать задуманные действия финтами в сторону, противоположную предполагаемому движению.

Нападающий, выбирая позицию на поле, должен руководствоваться следующими соображениями:

· Держать опекающего в состоянии постоянного напряжения, применяя для этого рывки, постоянные перемещения и др.;

· Располагаться на поле так, чтобы защитник не имел возможности наблюдать одновременно за подопечным и перемещениями мяча. Это создает условия, при которых он не может предусмотреть возможный маневр подопечного, с тем чтобы успешно ему противодействовать;

· Выбирать место так, чтобы не мешать партнеру, а создавать условия, в которых ему было бы удобно взаимодействовать;

· Освобождать место на пути следования игрока с мячом и никогда не находиться на линии возможной передачи другому партнеру.

Действия с мячом. Находясь с мячом, игрок должен стремиться:

· Создавать острые атакующие ситуации по возможности наиболее быстрым приближение мяча к корзине и не всегда решать задачи атаки самостоятельно;

· Вести мяч только в тех случаях, когда имеется возможность быстро атаковать корзину или возникает необходимость прежде обыграть противника, с тем чтобы более успешно выполнить необходимый прием.

Во всех случаях надо стремиться отдать мяч свободному игроку, находящемуся ближе к корзине или в более выгодном положении для продолжения атаки;

· В случаях единоборства, применяя ведение, следует начинать проход в сторону впереди стоящей ноги защитника, стремясь первым рывком обойти его за спину;

· Не спешить с броском, если угроза противодействия ему реальна, лучше отказаться от броска, так как при борьбе за отскочивший мяч наиболее часто им овладевает защищающаяся команда;

· Если в защите хорошо организована взаимопомощь между игроками, то, прежде чем передавать мяч, необходимо постараться «вызвать» защитника на себя и, когда он подойдет ближе, быстро выполнить нужный прием.

Групповое взаимодействие. К групповым взаимодействиям относятся взаимодействия двух и трех игроков. На основе их строится вся тактика командной игры. Наиболее типичными являются взаимодействия, организованные по принципу «отдай мяч и выходи» и принципу оказания взаимопомощи.

Отдай мяч и выходи – это взаимодействие требует, чтобы после передачи мяча игрок не оставался на месте, а сразу же менял позицию и вновь выбирал более удобное положение для получения мяча.

Заслон – прием помощи партнеру для освобождения его от опеки. Благодаря заслону игрок задерживает продвижение защитника за опекаемым и вынуждает его двигаться по более длинному пути. В результате такого маневра партнер на некоторое время освобождается от активной опеки и имеет возможность свободно действовать в соответствии с обстановкой, чаще всего атаковать корзину.

По месту расположения заслоняющего различают внутренний и наружный заслоны. С помощью заслона можно оказать помощь в решении следующих игровых задач: выполнить бросок без помехи, уйти от противника, применяя ведение мяча, выйти на свободное место для получения мяча.

Заслон для броска – внутренний. Для выхода на получение мяча или для ухода ведением чаще всего ставится наружный заслон.

Заслон будет успешным только при условии, если он правильно поставлен. Для этого необходимо: правильно выбрать место, где поставить заслон по отношению к защитнику, и соответственно расположиться в необходимый, удобный для этого момент. Заслон надо ставить не раньше и не позже, чем партнер готов принять помощь, а защитник не успел принять контрмер. После заслона надо продолжить взаимодействие с партнером, сопровождать его, прикрывая защитника, быть готовым к получению мяча.

 

Классификация тактики нападения в баскетболе

 

Хорошо закрепленная защита не только дает успех, достигнутый нападением, но и влияет на характер дальнейших действий команды.

Действия обороняющейся команды являются ответными на действия атакующих и организуются в зависимости от особенностей тактики противника.

Защищающейся команде необходимо решать четыре основные задачи:

не дать сопернику сделать прицельный, беспрепятственный бросок в корзину;

отобрать у соперника мяч и создать хорошие условия для контратаки;

нарушить наигранные связи и взаимодействия между линиями и отдельными игроками, восприпятствовать проведению подготовительных операций для атаки;

не допускать быстрого перехода соперника в нападение.

Защита, основанная на сочетании четкой, продуманной обороны корзины с активной борьбой за овладение мячом, позволяет перехватить инициативу и навязать сопернику неблагоприятный для него тактический рисунок игры.

Как и в нападении, игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2733; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.