Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектура и градостроительство




Классический китайский дом – это деревянный четырехугольный павильон (дянь), разделенный деревянными же колоннами на 3 продольных нефа; колонны с их характерными капителями в виде широко раскинутых систем из сборных деревянных кронштейнов (доугун) несли на себе балки, на которые опиралась черепичная крыша с приподнятыми углами. Такая конструкция называется каркасно-столбовой: стены в ней не играют несущей роли и служат лишь перегородками, плоский потолок отсутствует. Здания официального назначения строились на каменной террасе различной высоты с резными балюстрадами и лестницами. Общий вид такого здания, с яркой росписью деревянных частей, ветвящимися доугунами и блестящей цветной черепицей очень красочен и наряден.

С X – XII в. в Северном Китае под влиянием соседей (корейцев или чжурчжэней) распространяется другой тип дома – «фанцзы» (фанза). Особенность его – в том, что очаг находится ниже уровня пола, и дым отводится от него по глиняным трубам, проложенным под глинобитным полом, особенно под его приподнятой частью, превращающейся при этом в теплую лежанку – кан. Нагревая и пол, и кан, дым затем выводится в трубу в стороне от дома. В условиях Северного Китая, где зимой бывают сибирские морозы, фанза оказалась настолько удобной, что почти вытеснила традиционный китайский дом.

В принципе так же, как обычные дома, строились и дворцы. Однако китайский дворец – это не просто здание, как на Западе, а целый громадный архитектурно-парковый ансамбль, в котором каждый «зал» составляет отдельную постройку – павильон «дянь», поднятый на платформу (она тем выше, чем выше ранг владельца дворца). В резиденции императоров трех последних династий (Гугун – «Бывший дворец», или Цзиньчэн – «Запретный город») центр композиции составляют три тронных зала – Великой Гармонии, Срединной Гармонии и Драгоценной Гармонии, — три следующих друг за другом здания на общей платформе, великолепие которых нарастает при движении от парадных южных ворот в глубь ансамбля. Как и традиционные дома, дворцы строились из сборных деревянных конструкций, что сделало возможным довольно необычный факт. Когда в 1368 году монголо-татары были изгнаны из Пекина, минский император Чжу Юаньчжан повелел разобрать дворец, перевезти его в новую столицу – Нанкин (за тысячу километров) и здесь собрать заново. Через полвека, при Чэн-цзу, столица была вновь перенесена в Пекин, и большая часть дворца проделала обратный путь.

Мало-мальски зажиточные семьи, как в городе, так и в деревне жили в усадьбах, строго ориентированных по меридиану (как и дворцы) и обнесенных по периметру глинобитной стеной с единственным входом – только для пешеходов (экипажи, как и злых духов, не пропускал специальный порог и стенка-экран). Во дворе находилось главное здание, а по периметру – флигели и подсобные помещения. Такая особенность архитектуры, повернутой как бы спиной ко внешнему миру, — общая для большинства азиатских стран. Впрочем, городская беднота была вынуждена жить в многоэтажных «доходных домах», часто без элементарных удобств.

Меблировка в древности была очень скудной: пол устилался циновками, на которых и сидели, и спали: для еды вносились столики высотой в 10-20 см, а вещи хранились в низеньких сундучках (эти черты быта до сих пор сохранились в Японии). Основным культурным горизонтом считался пол, о чистоте которого поэтому заботились так же, как мы – о чистоте стола. Войти в дом обутым считалось совершенно бестактным, и, например, Цао Цао – военачальник, положивший конец правлению династии Хань, — вначале стал военным диктатором с неограниченной властью, затем получил пост канцлера, затем – титулы гуна («герцога»), вана («великого князя»), «9 отличий» (высшую награду, даваемую лишь в исключительных случаях), а уж потом – право входить во дворец, не снимая сапог.

Однако в средние века картина изменилась. В эпоху Шести Династий вошли в моду складные стульчики, а в эпоху Сун – стулья со спинкой и кресла, настолько высокие, что под ноги сидящим иногда подставляли специальные скамеечки. Соответственно выросли и столы, а сундуки, высота которых составляла прежде 25-50 см, достигли высоты человеческого роста; наконец, в эпоху Мин они сменили верхнюю крышку на вертикальные дверцы, превратившись в привычные для нас шкафы. Впрочем, привычки менялись медленнее, чем мебель: довольно долго аристократы и на стульях продолжали сидеть, как на циновках, «по-турецки», поджав под себя ноги, и считалось неприличным для женщины садиться на стул; в деревнях же мебель древнего образца кое-где сохранилась и до сих пор. Однако городская мебель к концу средних веков стала более соответствующей нашим понятиям, хотя и имела порой необычную для нас, вычурную форму.

По древнекитайской традиции, сложившейся на Великой равнине, города следовало строить по единому плану: прямоугольные (подобно «квадратной» Земле), ориентированные с севера на юг, с дворцом правителя в центре, главные ворота которого открывались опять же к югу. Китайцы, так же как этруски и римляне, придавали большое значение геомантии (фэишуй): так, «сидеть лицом к югу» для них значило – царствовать, «повернуться лицом к северу» – из правителя стать подданным; лицом к западу, т.е. по левую руку царя, ближе к его сердцу, на аудиенциях стояли гражданские чиновники, лицом к востоку (по правую руку) – военные и др. Отсюда четкая прямоугольная планировка китайских городов с ориентацией по меридиану, сохранившаяся до сих пор, и если мы указываем направление словами: «пройдете вверх» или «вниз», то пекинец в такой же ситуации оперирует сторонами света: «проедете на трамвае две остановки к востоку». Однако на гористом Юге соблюсти этот принцип оказалось невозможным: даже Южная Столица – Нанкин имеет в плане неправильную форму, а дворец Чжу Юаньчжана в свое время располагался здесь у юго-восточной стены, воротами на юго-запад.

Средневековые китайские империи имели от 2 до 6 столиц (цзин): в одной из них жил император, остальные служили для управления большими группами провинций. Идеальный столичный город планировался так: в центре – Хуанчэн (Императорский, или Запретный, Город) – дворцовый комплекс, Нэйчэн (Внутренний Город) – кварталы чиновной знати с учреждениями, и Вайчэн (Внешний Город) – торгово-ремесленный посад, где строгость планировки могла и нарушаться. Каждый из этих городов был обнесен стеной, а в эпоху Тан делился еще и на кварталы, тоже обнесенные стенами, ворота которых запирались на ночь для удобства полицейского надзора. Однако танский имперски-помпезный стиль градостроительства, в котором, скажем, невероятная ширина центрального проспекта столицы (предназначенная неизвестно для кого) сочеталась с казарменной квартальной системой, долго не продержалась. В эпоху Сун планировка городов стала куда небрежнее, а жизнь в них – куда более бурной.

Китайский город был не самоуправляющейся единицей, а административным центром, ранг которого мог быть повышен или понижен по усмотрению властей и не был связан с численностью именно городского населения и родом его занятий. Так, в начале нашего века в окружном городе Цзянлине (провинция Хубэй; у него древняя и славная история) жило около 5 тыс. человек, а рядом находилось «торговое село» Шаши с более чем 100-тысячным населением (ныне Шаши – город, а Цзянлин – его сателлит). Мировой центр фарфорового производства – Цзиндэчжэнь, где в пору расцвета (XVI — XVIII вв.) жило около миллиона человек, вообще считался не городом, а посадом (чжэнь), так как управлявший им мандарин жил не здесь, а в захудалом местечке Лэпин, которое именно по этой причине считалось городом. Перевод резиденции правителя из одного пункта уезда в другой считался «перенесением» всего уездного города. Никаких городских привилегий и вольностей не существовало, а цехи (ханы) хотя и имелись, но находились под жесткой опекой государства.

Как и в других странах Азии и средневековой Европы, китайский город с его в основном приземистыми строениями не рвался ввысь, подобно Чикаго, а растекался по земле, как масляное пятно. Высотными постройками, оживляющими однообразный пейзаж и придающими ему красоту и пафос устремленности к небу подобно готическим соборам, минаретам, луковкам русских церквей, здесь были пагоды, произошедшие от буддийских ступ и распространившиеся вместе с буддизмом (самая ранняя из дошедших до нас – в монастыре Сунъюэсы – построена в 523 г.). В отличие от своей индийской предшественницы, пагода – сложная постройка башенного типа с множеством поднимающихся друг над другом изящно изогнутых крыш, увенчанная высоким шпилем. Здесь можно было забраться на самый верхний этаж, что для китайца было немаловажно. Ведь, согласно принципам геомантии, именно высокие места лучше всего овеваются течением мирового эфира, благотворного для всего живого, — оттого-то отшельники здесь стремились к вершинам гор, где их ждало прикосновение к Вечному. Для большинства горожан восхождение в горы было малодоступно, зато к их услугам было восхождение на пагоду.

Впрочем, несмотря на всю скученность китайских городов, в них находилось место и для множества специализированных рынков, и для общественных парков, и для каналов, служивших местом гуляний – в лодках или по набережной. У жителей хватало оснований гордиться своими городами, о которых они говорили, например, так: «На небе – рай, на земле – Ханчжоу!»

 

Арабская наука.

Введение

 

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили ученых и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке. Интерес к постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было безграмотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке. Повсеместное использование арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению знаний в мусульманских странах. В период правления халифа аль-Валида бин Абд-альМалика (86/705-96/715) арабский язык был объявлен официальным языком мусульманского Халифата.

Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук. И как справедливо утверждают ныне авторитетные историки, философы и исследователи науки, Европа следовала тогда за Востоком, «как послушная ученица».

Еще одна из важных особенностей этой цивилизации - мусульманские правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов. При дворе халифа Аль-Мамуна в конце VII в. было основано специальное учреждение - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший но-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный потом с арабского на латинский язык, он стал известен в Западной Европе под названием «Альмагест»).

С первых же шагов Ислама развитие науки, техники и обретение знаний стало в халифате самым достойным делом. Результатом этого было становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.

Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре.

Примечательно, что выдающийся востоковед академик Конрад называл эпоху расцвета исламской культуры «Восточным Ренессансом» - предшественником Западного Ренессанса.

 

1. Техника и научные знания. Хроника достижений

 

.1Математика и астрономия

 

Первыми греческими сочинениями, выбранными для перевода (на арабский), были те, предмет которых представлял насущный интерес для арабов, в особенности сочинения по медицине и астрономии. Астрономия была тогда практической дисциплиной - прежде всего потому, что она давала возможность определить направление на Мекку, куда мусульманам надлежало обращаться при молитве. Математика также находила себе практическое применение; именно в этой сфере сделали свои первые шаги арабские ученые. Первым значительным именем, как в математике, так и в астрономии было имя аль-Хорезми, известного европейцам как Алгорисмус (Alghoarismus), от этой модификации его имени был образован термин "АЛГОРИТМ". Этот великий хорезмийский ученый-энциклопедист в период правления халифа аль-Мамуна работал в Байт аль хикма ("Дом мудрости"). Это переводческий центр, где переводились на арабский все известные научные труды древнего мира) и умер вскоре после 846 года. Он сделал для аль-Мамуна свод нескольких индийских астрономических таблиц, известных под названием "Синд Хинд". Аль-Хорезми принадлежит также описание обитаемой части мира, основанное на "Географии" Птолемея. Наибольшее распространение, однако, получили его математические работы. Одна из них считается основополагающей для алгебры (само слово алгебра происходит от ее названия), а другая - первая работа по арифметике (за исключением индийских сочинений), где используется нынешняя система счисления, т.е. цифры, известные как арабские.

Происхождение десяти знаков цифрового обозначения достаточно туманно. Арабские авторы называют их "индийскими", но ни у одного из этих авторов до сих пор не было обнаружено отсылки на какую-либо индийскую работу или автора. Этот странный факт позволил некоторым из европейских ученых предположить, что арабы заимствовали у византийцев одну из двух форм записи этих десяти знаков. Большинство исследователей, однако, в настоящий момент придерживаются мнения об индийском происхождении современных цифр. Греки использовали для дробей и других целей шестеричную систему, эту традицию продолжали арабские астрономы. Но большинство тех, кто сталкивался с арифметикой, осознали преимущества индийской системы с десятью знаками, значимость которых обусловлена их позицией. Аль-Хорезми и его последователи разработали методику проведения арифметическим путем различных сложных математических операций, таких, как извлечение квадратного корня. В сочинении, написанном около 950 г. человеком по имени аль-Уклидиси (Эвклидианец), можно обнаружить начало учения о десятичных дробях.

Среди математических трудов, которые переводились на латынь, были сочинения ан-Найризи (Anaritius)(ум. ок. 922 г.) и столь же известного Ибн аль-Хайсама (Alhazen) (ум. в 1039 г.). Последний, усвоив все труды греков и предшествующих арабских математиков и физиков, перешел к разрешению новых проблем. Сохранилось около 50 его книг и трактатов, из которых наиболее известна Китаб аль-Маназир (в латинском переводе "Opticae thesaurus¦). В этом сочинении, среди прочих рассуждений, он опровергает теорию Евклида и Птолемея о видимых лучах, которые следуют от глаза к объекту, и утверждает, что наоборот, свет следует от объекта к глазу. Он рассматривает также вопрос, и по сей день называемый "проблемой Альгазена", и предлагает способ решения уравнений четвертой степени. Он проводил множество экспериментов, и результаты его работы со сферическими и параболическими зеркалами над рефракцией света при прохождении через прозрачную среду дали возможность определить плотность земной атмосферы.

Другой великий хорезмийский ученый-энциклопедист Абу-р-Рейхан аль-Бируни (973 - ок. 1050) создал капитальные работы не только по математике и астрономии, но и по ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам. Ученый широко применял математический анализ. Он вплотную подошел также к открытию принципа увеличивающих линз. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т.д.

В Ираке астрономия существовала еще за век до арабского завоевания, она основывалась частично на греческой астрономии, особенно на трудах Птолемея, частично на индийской. Когда астрономией заинтересовались арабы, они предприняли переводы как с греческого и сирийского, так и с санскрита и пехлеви. Основополагающим теоретическим трудом считался "Альмагест" (араб. Ал-Маджисти) Птолемея. Но затем арабы убедились в слабости птолемеевской системы и подвергли ее критике.

Большая часть астрономических работ не касалась вопросов теории, а уделяла все внимание астрономическим таблицам, объединенным названием "зидж". Наборов таких таблиц было много, они вели начало из индийских, персидских и греческих источников. Несоответствия между ними побуждали арабов производить более точные наблюдения за светилами. Особой точностью отличались таблицы, составленные около 900 г. аль-Баттани (Albategnius). Его скурпулезные наблюдения затмений использовались в сравнительных целях еще в 1749 г.

Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1394-1449). В 1428-1429 гг. он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами - уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении "Новые астрономические таблицы" Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.

Мусульманская Испания вносила свой вклад в математические и астрономические науки, через нее и европейские ученые могли соприкоснуться с живой научной традицией. Самым ранним в этой области был Маслама аль-Маджрити (Мадридский), он жил преимущественно в Кордове и умер около1007 года. В первой половине XI в. известностью пользовались два математика-астронома Ибн ас-Самх и Ибн ас-Саффар и астроном Ибн Абу-р-Риджал(Abenragel). После этого до конца XII в. выдающихся имен не было, а затем появились два серьезных астронома в Севилье: Джабир ибн Афлах (Geber) и ал- Битрауджи (Alpetragius). Первый особенно известен работами по сферической тригонометрии, дисциплине, в которой арабы вообще достигли большого прогресса. Второй критиковал некоторые из теоретических положений Птолемея - в духе возродившегося аристотелизма того времени. Позднее в Испании условия не располагали к подобным занятиям, но некоторые научные традиции сохранялись в Северной Африке.

 

.2Медицина

 

После первого периода переводов, когда основные работы Галена и Гипократа стали доступны арабам, некоторые мусульмане достигли такого положения в медицинской науке, что оказались много выше своих христианских и греческих предшественников. Здесь достаточно назвать двух самых знаменитых: Разеса и Авиценну; третьим был врач, известный в Египте как Хали Аббас. Отметим также, что за промежуток времени в пять веков - от 800 до 1300 г. - получили известность арабские работы по медицине более чем 70 авторов.

Разес, или Абу бакр Мухаммад ибн Закариййа ар-Рази, родился в Рее, близ современного Тегерана и умер там же, или в Багдаде между 923-932 гг. По его совету было выбрано место для строительства больницы в Багдаде и, как сообщают, он был первой ее главой. Он плодотворно работал во всех направлениях науки и философии того времени, но, по общему мнению, особых успехов достиг только в медицине. Сохранилось более 50 его сочинений. Одно из наиболее известных - "Трактат о ветряной оспе и кор" ("Dt la variole et delarougeole"), который был переведен на латынь, греческий, француз кий и английский. Его величайший труд - аль-Хави ("Всеобъемлющая книга") - энциклопедия медицинских знаний того времени - был завершен учениками после его смерти. По каждой болезни он приводит там точку зрения греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, а затем присовокупляет к ним замечания и наблюдения из собственной практики и выносит заключительное суждение. Сохранившиеся части этого произведения были в конце XIII в. переведены на латынь сицилийским врачом-евреем.

Хотя совершенство ал-Хави ар-Рази признавалось всеми, некоторые находили это сочинение слижком уж длинным, и через полвека Али ибн Аббас ал-Маджуси (ум.994), придворный врач Адуд ад-Даула, написал книгу "Совершенное исскуство медицины" (Ал-Куннаш ал-Малаки). Книга эта была одной из первых переведена на латынь и завоевала широкую известность в Европе как "Liber regius".

Вторым выдающимся автором медиком, писавшим по-арабски был Ибн Сина, или Авиценна (ум. 1037). Подобно ар-Рази, он писал на различные темы и обычно считается более великим философом, чем врачом. Тем не менее его обширный "Канон медицины" называют "высшим достижением, шедевром арабской систематики" (Майерхоф). Канон был переведен на латынь в XII в. и доминировал в преподавании медицины в Европе по крайней мере до конца XVI в. В XV веке он выдержал 16 изданий, в XVI в. - 20 изданий, в XVI в. еще несколько.

Мусульманская Испания не отставала в медицинских исследованиях, хотя больниц таких размеров, как на Востоке там не появлялось до XIV века. Там появились оригинальные труды Абу-л-Касима аз-Захрави (Abulcasis) (ум. после 1009). Его сочинения по хирургии и хирургическим инструментам явились выдающимся вкладом арабов в эту область. Некоторые испанские философы были одновременно сведущими врачами. Кроме Аверроэса, можно назвать Ибн Зухра (Avenzoar) из Севильи (ум. 1161). В XIV в. в Испании все еще были арабские врачи, писавшие о чуме, свидетелями которой они были в Гранаде и Альмерии; они вполне осознавали инфекционный характер этой болезни.

Арабский мир познакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными продуктами. Арабы начали систематически ввозить сахар в Западную Европу. В VIII веке они стали возделывать рис в Южной Испании, находившейся под их владычеством, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок. Поливное земледелие нашло применение в Европе также благодаря арабам, которые обучили европейцев технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды. Лучшее булатное оружие изготовлялось на Востоке. Булатные клинки, хорошо гнущиеся, но не ломающиеся, делались из дамасской стали (по названию одного из крупнейших центров в Арабском халифате). В Х в. через арабов (мавров) производство шелка и хлопчатобумажных тканей проникло в Испанию, а оттуда стало распространяться по Западной Европе. В VIII в. во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности стен, куполов и порталов. В этом же веке, в связи с приходом арабов, в Европе появились первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и производство фаянса. В арабских владениях производство бумаги из тряпья началось в VIII в. (изобретена бумага в Китае во II в.). В Самарканде бумажная мастерская действовала с 751 года, в Багдаде - с 794. Документы, написанные в VIII в. на бумаге, найдены в Таджикистане. В Х в. бумага достигла Египта и Северной Африки (в Каире бумажные мастера населяли целые кварталы). Из Северной Африки, преодолев вместе с арабами Гибралтарский пролив, бумага попала в 1150 г. в Испанию, где впервые в Европе заработали бумажные мельницы. Окончательно арабское письмо (древнейшие разновидности которого отмечены в VI в.) сложилось в VIII в. в связи с образованием Арабского халифата и развитием культуры народов, вошедших в его состав. Арабское письмо сделалось единственным видом письма на всей огромной территории халифата. При халифах Харун ар-Рашиде и Аль-Мамуне научная деятельность переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получило развитие школьное дело, причем в некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями. В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Мувффат опубликовал "Трактат об основах фармакологии", в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. В VIII в. - и особенно в IX-Х вв. - арабские ученые сделали важные открытия в области географии. При Аль-Мамуне была предпринята попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал Аль-Хорезми. Было установлено, что длина градуса составляет 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40680 км. В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов.

 

.3География

 

Мусульманские учёные внесли большой вклад в развитие географии. Большую роль в составлении географических карт сыграл астроном и философ Абу Зейд аль-Балхи (235/849322/934). Его сочинение «Сувар аль-акалим» легло в основу труда другого выдающегося географа и путешественника Ибрахима аль-Истахри (X век). Его книга «Масалик аль-мамалик», содержащая цветные географические карты и пояснительный текст, стала образцом для традиционных трудов по географии. Автор разделяет страны на двадцать областей, приводит путевые маршруты с точными расстояниями, приводит ценные сведения по топографии городов, описывает климатические условия разных стран, перечисляет ископаемые богатства, растительные продукты, продукты животноводства и предметы торговли.

В начале пятидесятых годов X века аль-Истахри встретился с другим путешественником из Багдада Мухаммад ом бин Хаукалем (ум. ок. 988). Он много путешествовал по Северной Африке, Испании и Сицилии, объехал Месопотамию, Иран и Индию. Ибн Хаукал указал на некоторые ошибки аль-Истахри и по просьбе последнего взялся за переработку его труда. Внеся исправления в разделы, касающиеся западной части Халифата, Ибн Ха-укал назвал свою работу «Китаб аль-масалик ва-ль-мамалик».

Марокканский географ и историк аль-Идриси (1100-1166) составил подробную карту мира и описал многие области Азии, Северной Африки и Европы. В его работах приводятся ценные сведения о Волжской Булгарии и стране башкир на Южном Урале. В атласе аль-Идриси, содержащем 70 карт, указываются даже истоки Нила, которые европейцы открыли только в XIX веке. Энциклопедическим трудом по географии считается трактат «Муджам аль-булдан» Якута аль-Хамави (1179-1228). Большой вклад в развитие географии как точной науки внес Ибн Батута (1304-1369), путешествовавший по странам и материкам в течение 29 лет. Не утратил своей ценности многотомный труд «Сеяхет-наме» турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби (1611-1682), описавшего наблюдения, сделанные за более чем полвека путешествий.

Многие европейские мореплаватели своими открытиями обязаны мусульманским учёным. Христофор Колумб (14461506) в своих записках отмечал, что узнал о существовании земли за Атлантическим океаном от мусульман. Известный географ Ахмад бин Маджид (ум. ок. 1530) указывал путь Васко да Гаме (ум. 1524) во время его путешествия в Индию в 1498 г. Его перу принадлежит сочинение о мореходстве в Красном море, Индийском и Атлантическом океанах и среди островов к востоку от Индии. Турецкий адмирал Пири Рейс (1465-1554) в 1523 г. составил карту мира, которая хранится в одном из музеев дворцового комплекса Топкапы в Стамбуле. Он изобразил на ней береговую линию Антарктиды задолго до 1820 г., когда русская экспедиция открыла самый южный материк. Часть карты словно оторвана, на ней изображены Испания, Восточная Африка, известные на тот период части Атлантического океана и Южной Америки, а также Антильские острова. Из записей, сделанных адмиралом по краям карты, важными являются пять замечаний, связанных с открытием Америки.

 

.4Физика

 

Значительных результатов мусульманские учёные добились в таких областях физики, как механика и оптика. Заимствовав достижения древних греков и индийцев, мусульманские специалисты развили механику до уровня прикладной науки и научились эффективно использовать рабочую силу. Механические средства постепенно вытесняли тяжёлый физический труд, и, поскольку ислам запрещает обременять рабов и наёмных рабочих непосильным трудом, исследованиям в этом направлении придавалось большое значение.

Глубокими познаниями в области физики обладал басрийский врач, математик и астроном аль-Хасан бин Хейсам (9651039). Его трактат «Аль-Маназир», содержащий семь статей о свойствах света, считается одним из важнейших средневековых трудов по оптике. Латинский перевод этой книги, не терявший своей значимости на протяжении шестисот лет, вдохновил на научные открытия британского физика Роджера Бекона (1214- 1294) и немецкого астронома Иоганна Кеплера (1571-1630). Ибн Хейсам объяснил законы отражения и преломления света, первым описал строение глаза и функции каждой оболочки.

Мусульманские учёные делали открытия в разных областях физики. Аль-Фараби (870-950) дал физическое объяснение звука. Абу Рейхан аль-Бируни (978-1051) измерил атомный вес восемнадцати элементов, а также плотность воздуха. Египетский астроном Абд-ар-Рахман бин Юнус (ум. 1009), работавший в обсерватории недалеко от Фустата, первым изобрёл маятниковые часы. Абу-ль-Изз аль-Джазари (ум. 1206), автор трактата «О знании инженерных хитростей», считается основателем кибернетики. Персидский астроном Кутб-ад-дин Ширази (1236- 1311) на три столетия раньше Декарта дал научное объяснение возникновению радуги.

Сделанные мусульманами открытия дали значительный толчок развитию эмпирической науки в Европе. Основные законы механики, изложенные Исааком Ньютоном (1643-1727), были подробно описаны в трудах Ибн Сины (980-1037), Фахраддина ар-Рази (1149-1209) и Хибаталлаха аль-Багдади (ум. 1165). Заслуга английского физика состоит в том, что он систематизировал накопленные веками научные знания и способствовал дальнейшему развитию механики.

Определённых успехов достигли и мусульманские естествоиспытатели. В 880 г. андалусский астроном и изобретатель Аббас бин Фирнас ат-Такурунни (ум. 887) сконструировал первый летательный аппарат из птичьих перьев и ткани. Он также соорудил планетарий и армиллярную сферу, изобрёл оригинальный прибор для измерения времени. В его честь назван один из лунных кратеров.

Мусульманские изобретатели не прекращали попыток покорить небо. В XVII веке Газарфан Ахмад Челеби, используя орлиные крылья, пролетел с башни Галата в Стамбуле до местечка Доганчы в Ускударе. В том же столетии Лагари Хасан Челеби стал первым человеком, поднявшимся в воздух при помощи ракеты. Свой успешный полёт ученый произвел по случаю празднества в честь рождения дочери османского султана Мурада IV - Кая-Султан.

 

.5 Оптика Альгазена

 

Подробности о жизни наиболее выдающегося арабского оптика АЛЬГАЗЕНА (1038) стали известны только в последнее время. Мы упоминаем о них в конце этого параграфа. Его главное сочинение, переведенное в 1572 г. на латинский язык Ризнером 2, представляет самое полное изложение оптики в период от Птолемея до Роджера Бэкона. Пока трактат самого Птолемея не был известен, все думали, что сочинение Альгазена - не более как список. Но когда птолемеева оптика была вновь открыта, по крайней мере, в переводе с арабского, убедились, что Альгазен во многих отношениях пошел дальше него. Кроме того, Э. Видеман 3 в другом сочинении Альгазена «О свете» нашел много ссылок на предшественников, что тоже свидетельствует против нечестного пользования чужими трудами со стороны арабского ученого.

Альгазен различает в глазу 4 перепонки и 3 жидкости; из них: важнейшая - хрусталик. Существование изображений на сетчатой оболочке глаза ему неизвестно; он полагает, что они возникают в хрусталике. Единое же видение двумя глазами он подобно нам объясняет тем, что ощущения, возникающие в соответствующих частях обоих глаз, соединяются общим зрительным нервам в одно. Древнюю теорию зрительных лучей он окончательно отвергает. Как прежде доказывали, что из глаза исходят лучи к каждой точке предмета, так Альгазен доказывает, что, наоборот, от каждой точки светящегося предмета идет множество лучей к глазу. Свет, по его мнению, не может распространяться мгновенно; если открыть отверстие, проделанное в ставне, и впустить свет в комнату, то это, во всяком случае, происходит в течение некоторого, хотя бы и очень короткого, времени. У преемников Альгазена этот взгляд долго не находил сочувствия.

Из зеркал Альгазен рассматривает плоское, два сферических, два цилиндрических и два конических, причем в трех последних парах зеркал у него отражает или внутренняя, или наружная поверхность. Он ставит себе задачей найти для каждого зеркала точку, от которой должен отразиться свет, чтобы из данной точки он попал в данный глаз. Такая постановка вопроса непрактична и представляет мало интереса с физической точки зрения. Мы обычно ищем в зеркале не точки отражения лучей от зеркала при данной точке изображения, а наоборот, ищем место изображения, т. е. ту точку, в которой световые лучи, идущие от светящейся точки, вновь соединяются. Тем не менее, средние века сохранили эту задачу в неизменной форме и назвали ее альгазеновой. Произошло это, вероятно, лишь потому, что она представляет математический интерес. Сам Альгазен руководился при ее обработке одними математическими соображениями. Вообще, его «Оптика», подобно оптическим трактатам древних, отличается чисто математическим характером как по методу, так, зачастую, и по руководящей цели.

При установлении закона преломления Альгазен не был счастливее Птолемея, но исследования его важны, поскольку он, в противоположность Птолемею, доказывает, что углы падения и преломления не пропорциональны. Этим уже был дан толчок к отысканию закона взаимной зависимости углов падения и преломления. Альгазен описывает способ измерения углов преломления и напоминает, что отклонение луча тем значительнее, чем больше различие плотности преломляющих сред; но собственных измерений он не сообщает. Зато в трактате «О зажигательном шаре» Альгазен, на основании измерений Птолемея, при помощи крайне точных фигур выводит положение: в каждом гладком и прозрачном шаре из стекла или подобного ему вещества теплота солнечных лучей собирается на известном расстоянии от шара, которое меньше четверти его поперечника. Э. Видема нашел в Лейдене комментарий к этому трактату, который не был известен в средние века.

Увеличительная способность стеклянной чечевицы полусферической формы была известна Альгазену. Странно, однако, что он советует класть чечевицу плоской стороной на рассматриваемый предмет, а выпуклой к глазу. Либо он перенял это наблюдение чисто механически от своих предшественников, что возможно, или же его наблюдательная способность не была особенно тонкой, что труднее предположить после его работ над углами преломления.

 

.6 Химия

 

Достижения мусульманских учёных в области химии ознаменовали переворот в этой науке. Джабир бин Хайян (721- 805), известный как «отец химии», описал многие химические реакции и десятки химических веществ (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и другие). Особое внимание он уделял минералам и семи металлам, при описании которых он упоминал их плавкость, ковкость и металлический блеск. В работах Джабира излагаются способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил. Он также описал эффективный способ очищения руды от примесей и производства стали, первым предложил использовать двуокись магния в производстве стекла.

Большой вклад в развитие химии внес персидский врач-энциклопедист Абу Бакр ар-Рази (864-925). Он первым получил серную кислоту и чистый спирт. В его трактатах упоминаются такие химические приборы, как колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, горелки, нефтяные лампы, печи для плавки, напильники, шпатели, фильтры из тканей и шерсти, ступки с пестиками, металлические сита, песчаные и водяные бани. Ар-Рази описал реакции плавления, фильтрования, дистилляции, растворения, коагуляции. Впервые в истории химии он предпринял попытку классифицировать известные ему вещества. С этой целью он разделил их на три больших класса: минеральные, растительные и животные вещества.

Мусульманским учёным принадлежит заслуга в выделении фосфора и получении чёрного пороха. Китайцы, которые первыми изобрели порох, использовали для этого калиевую селитру, добываемую в природе. Это не только исключало возможность массового применения пороха в военном деле, но и значительно отягощало снаряды. Мусульмане использовали для оружейного пороха смесь нитрата калия, угля и серы, что позволило им первыми эффективно использовать начиненные порохом снаряды во время боевых действий.

Знания по химии, которые им завещали греки, были недостаточными. Наиболее важные вещества, такие как алкоголь, серная и азотная кислота, царская водка и т.д., полностью неизвестные последним, в скором времени были открыты арабами. Ими также были открыты наиболее фундаментальные химические реакции, такие как дистилляция. Когда в некоторых книгах пишут о том, что химия была открыта Лавуазье, то забывают, что ни одна наука, и особенно химия, никогда не создавалась в одночасье, и что тысячелетие тому назад у арабов были лаборатории, где были сделаны открытия, без которых открытия Лавуазье были бы невозможными. Самым древним, и в то же время самым известным из арабских химиков был Джабер. Он жил в конце VIII века. Число написанных им трудов, было колоссальным; однако ввиду того, что несколько его соотечественников имели ту же фамилию, трудно определить, какие именно работы относятся на его счет. Несколько его книг было переведено на латинский язык. Одной из наиболее известных работ является «Совершенная совокупность», переведенная на французский язык в 1672 году; что доказывает, насколько большим авторитетом она пользовалась в Европе. Работы Джабера составляют что-то наподобие научной энциклопедии, и следует рассматривать ее содержимое, как краткое изложение химической науки арабов той эпохи. Здесь можно найти описание нескольких элементов, о которых никогда до него не упоминали. Некоторые из них, такие как азотная кислота и царская водка представляют первостепенное значение для химии, потому что, по сути, без них не было бы химии. Джаберу, по всей видимости, были также известны свойства некоторых газов. «Если газ - говорит он - оседает на теле (веществе), то он теряет свою форму и природу; он не является тем, чем был. Когда же их отделяют друг от друга, происходит следующее: либо только газы высвободятся, а тела, где они были локализованы, останутся, либо и газ, и тела высвободятся одновременно». Джабер, как и все алхимики, верил, что металлы состоят из многих неизвестных веществ. В зависимости от назначения он им давал какие-нибудь названия: сера, ртуть, мышьяк и т.д. однако свойства этих элементов не имели ничего общего со свойствами тел, у которых были заимствованы их наименования: алхимики об этом неоднократно упоминали; и нужно всегда об этом помнить во избежание серьезных ошибок, допущенных в их адрес многими авторами.

 

.7 Минералогия и геология

 

В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд "Собрание сведений о познании драгоценных минералов", в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов.

·В VIII-XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи - справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами.

·Большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их помощью Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая. Известные работы географов-путешественников:

o"Книга путей и государств" Ибн Хордадбека, IX в.

o"Дорогие ценности" - географическая энциклопедия Ибн Руста (начало Х в.)

o"Записка" Ахмеда Ибн Фадлана с описанием путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию

o20 трактатов Масуди (X в.)

o"Книга путей и царств" Истахри

o2 карты мира Абу-Абдаллаха аль-Идриса

oмноготомный "Словарь стран" аль-Кинди Якута

o"Путешествие" Ибн Баттуты.

·Ибн Баттута за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тысяч км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана. Он пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.

В отличие от европейских, уровень благоустройства и чистоты улиц восточных городов был значительно выше. В IX-XII вв. здесь использовали глубокие мусорные колодцы. Забота городских властей о благоустройстве городов сказывалась в том, что многие из них были вымощены каменными плитами. Водоснабжение осуществлялось с помощью арыков и хаузов. На городских площадях строились специальные павильоны с большими глиняными или медными сосудами с питьевой водой для прохожих. В каждом доме было простейшее канализационное устройство. Городские стены служили надежной защитой жителей от врагов. Их высота достигала 9-10 метров при толщине до 3 м. Внутри города глинобитные дома возводились, приспосабливаясь к сложившимся направлениям улиц, ширина которых колебалась от 3 до 5 м.

 

Заключение

 

Таким образом, эпоху Средневековья были сделаны первые шаги вперед от того рубежа, на котором остановились античные мыслители, но наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы; естествознание - в его нынешнем понимании - еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «протонауки». Вместе с тем следует признать, что решающий переход из Средневековья в Новое время европейцы совершили, когда изобрели книгопечатный станок с подвижным металлическим шрифтом. В 1454 году немецкий книгопечатник Иоганн Гутенберг (1394-1468) напечатал первые 300 экземпляров Библии. Изобретение машинного книгопечатания положило начало информационной революции - настолько же важного события, как появление алфавита в Элладе в VIII веке до н.э. или электронных вычислительных машин в середине XX веке. В 1482 году в Венеции была впервые напечатано сочинение Евклида «Начала». Для естествознания это стало знаком того, что закончилось Средневековье и началось Возрождение и переход к Новому времени.

мусульманский ученый достижение наука

 

Литература

 

Материалы из книги Р.А. Абузярова, З.И. Туаевой "Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура" (Уфа, 1996)

В.С. Видгинского, В.Ф. Хотеенкова "Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV в." (Москва, "Просвещение", 1993)

Дорфман Я.Г. Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII века.- М.: Наука, 1974.

Кедров Б.М., Розенфельд Б.А. Абу Райхан Бируни. - М.: Наука, 1973.

Кудрявцев П.С. Курс истории физики. - М.: Просвещение, 1982.

Леонов Н.И. Улугбек - великий астроном XV века. - М.: Издательство технико-теоретической литературы, 1950.

Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977.

Наука в средневековом исламском мире — наука разработанная и практикуемая в исламском мире во время Золотого века ислама (750—1258). За это время на арабский язык были переведены индийские, ассирийские, иранские и греческие научные труды. Эти переводы дали толчок развитию средневековой науке.

Среди исламских учёных было много персов[1][2], арабов[3], мавров, ассирийцев и египтян. В конфессиональном плане, большинство учёных были мусульманами[4][5][6], но были и христиане[7], иудеи[7][8] и др.

Содержание

  • 1 Науки
    • 1.1 Астрономия
    • 1.2 Математика
    • 1.3 Другие науки
  • 2 См. также
  • 3 Примечания



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.