Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественном решении спектакля




Одежда как одна из форм проявления эстетической деятельности и художественного вкуса человека.

Влияние исторического развития общества на формы одеж­ды. Социальные принципы дифференциации одежды (раскрас­ка лица у первобытных людей, одежда рыцарей и т. д.).

Костюм как выразитель художественного стиля и его связь с архитектурными формами в силуэте. Определение стиля эпохи по силуэту костюма (соотношение линии плеча и фор­мы рукава с длиной талии и юбки в женской одежде и фор­мой панталон в мужской).

Мода — непродолжительное господство форм костюма и отражение конкретного идеала определенного исторического периода.

Театральный костюм. Гармония костюмов между собой и в сочетании с декорационным принципом решения спектакля. Выбор тканей (фактур) для изготовления костюмов. Процесс изготовления театрального костюма (художник, эскиз, актер, портной).

Способы трансформации костюма. Типы костюмов (драпи­ровочный, накладной, распашной). Элементы костюма (го­ловной убор, прическа, зонтик, часы и т. д.) и их стилевое со­ответствие.

Отличие театрального костюма от бытового. Выразитель­ность сценического костюма.

ЛИТЕРАТУРА

За х а р ж е в с к а я Р. В. Костюм для сцены. М., «Сов. Россия», 1967. Киреева Е. В. История костюма. М., «Просвещение». 1970. Русский костюм. В 4-х т. М., ВТО, 1960—1965.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

А. Я- Таиров говорил: «Костюм — это вторая оболочка актера, это нечто неотделимое от его искусства, это видимая личина его сценического образа, которая должна так целост­но сливаться с ним, чтобы стать неотторжимой...».

Костюм помогает актеру найти правильное самочувствие на сцене. Отдельно найденная деталь может дать представле­ние о характере того или иного персонажа.

Костюм—это представление человека о красоте с одной стороны, и предмет первой необходимости с другой. Таким же свойством обладают предметы быта (мебель, посуда), в кото­рые человек вносит свое отношение и понимание красоты.

Одежда несет в себе художественный образ, так как помо­гает выразить определенный эстетический идеал эпохи. Этот идеал изменяется вместе с жизнью общества и тесно связан с экономикой, политикой, религией и этическими нормами человеческого общества. В то же время идеал есть результат практической деятельности людей

Каждая эпоха создает эстетический идеал человека. В ка­кой-то мере эти нормы красоты, выражены через конструк­цию и форму костюма, его пропорцию, цвет, прическу, обувь и т. д.

Например: в древней Греции идеалом человека был воинатлет. Поэтому одежда подчеркивала форму тела человека.

В средние века христианские догматы считали женское тело греховным, и костюм скрывал фигуру женщины под тя­желыми и пышными одеждами.

Мода — непродолжительное господство определенных форм костюма, а также отражение социальных, исторических, художественных и эстетических черт развития личности.

Еще в первобытнообщинном строе существовала диффе­ренциация в одежде — раскраска тела человека подчеркивала положение его в обществе: воин, вождь, охотник.

При феодализме шелковую и бархатную одежду имели право носить только дворяне. Форма костюма определяла по­ложение в обществе: длинные рукава кафтана — русского боярина, длинные носы в обуви рыцаря, юбки кренолины — даму высшего общества и т. д.

Такой костюм подчеркиват непричастность к труду его владельца.

После буржуазной революции во Франции 1789 г. в эпоху развития капитализма одежда обуславливала материальное положение человека.

В национальном костюме необходимо сохранять элементы этнографии.

Даже сейчас в XX веке узбек сохранил тюбетейку, украи­нец— национальный орнамент на рубашке, а горец — тонкий кожаный ремешок с металлическими украшениями.

Костюм можно разделить на 3 типа:

— Накладной, который одевают через голову (сарафан, рубашки, платья, кафтан).

— Драпировочный, когда кусочек ткани обворачивают во­круг тела и скрепляют на фигуре человека (плащи, передни­ки, хитоны и т. п.).

— Распашной, имеющий спереди разрез (халаты, жиле­ты, пальто, кофты, сюртуки).

Изготовление костюма начинается с наметок цветовых пя­чен согласно эскиза. Затем выбор материала Работа худож­ника, портного и актера. Необходимо учитывать освещение актта, картины спектакля. Нельзя в картине, задуманной в за­катно-оранжевом цвете, сшить костюм из голубого материа­ла. Он будет выглядеть грязно-серым. В этом случае шьют 2или 3 костюма

В макете находят цвет костюма, выделяют костюм главных действующих лиц и т. п.

Зрительный зал очень тонко подмечает все оттенки цвето­вого решения. Яркий цвет всегда обращает внимание и зри­тель начинает следить за действиями именно этого актера или актрисы. Цвет ассоциируется с настроением и самочувствием человека. С цветом связаны определенные представления о жизни героя, времени и т. д.

Костюм для сцены должен обладать определенной вырази­тельностью и отличаться от бытового. Выразительность костю­ма достигается формой силуэта, художественной обработкой материала и т. д.

Можно поручить нарисовать эскиз костюма самому испол­нителю роли. Конечно, каждому актеру хочется быть краси­вым и нарядным на сцене, но есть пьесы, в которых актерам приходится играть роль в обыкновенных телогрейках, рваных, залатанных и т. п. Успех спектакля зависит от режиссера, на­сколько он правильно заинтересует исполнителя в создании образа.

Костюм —это биография действующего лица, его характе­ра, национальных признаков и времени.

Вспомните кожаные куртки чекистов первых лет револю­ции.

Немаловажное значение имеет обживанне костюма, когда костюм становится неотделимым от его владельца. Об этом можно прочесть в книге К- С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве». М., «Искусство», 1962.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Сценический костюм как помощник актера в выявлении образа.

2. Рассказать о типах костюма. Что такое мода.

3. Силуэт костюма и его значение в спектакле.

4. Этапы работы над изготовлением костюма для сцены с учетом эпохи,

времени, места действия и характера действующего лица. 5. Возникновение театрального костюма и его дальнейшее развитие.

6. Выразительность театрального костюма и его отличие от бытового.

7. Особенность художественной обработки театрального костюма.

8. Обживание костюма актером.

9. Примеры обживания театрального костюма выдающимися мастерами сцены.

 

РАЗДЕЛ VI. ИНТЕРЬЕР И ЕГО РОЛЬ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ СПЕКТАКЛЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.