Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к семинару




Семинарское занятие 10

Тема: Философия бытия

Методические рекомендации:

Изучите предложенную литературу, исторические источники и материалы лекций. Составьте конспект необходимых статей. Раскройте понятия: бытие, небытие, реальность. Подготовьте тезисы, раскрывающие представление о бытии мыслителей, согласно вопросам семинарского занятия. Раскройте основные формы бытия, их специфику и взаимосвязь. Выучите основные определения понятий, раскройте связь движения, пространства и времени. Расскажите о существующих концепциях в науке (атрибутивной и субстанциональной), определите значение теории относительности А. Энштейна. Раскройте современную трактовку понятия материи. Дайте определение понятию картины мира, определите причины динамики картины мира. Раскройте смысл понятия природы, виталистические теории, теории происхождения Вселенной.

Внимательно прочитайте вводную статью в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе», выполните предлагаемое задание. Прочитайте внимательно источники по теме, ответьте на поставленные вопросы. Раскройте причины перехода к новой картине мира. Подготовьте ответы на вопросы в «Методических рекомендациях по самостоятельной работе». Подготовьтесь к дискуссии на семинарском занятии.

Изучив данную тему, студент должен

знать:

- определения основных категорий: бытие, небытие, становление, возможное, действительное и др.;

- основные формы бытия и их специфику;

- определение материи, ее атрибуты, способ и формы существования;

- определения и свойства пространства и времени;

- связь движения, пространства и времени;

- формы движения и их классификацию;

- определение природы, понятия живой и неживой природы;

- понятие картины мира и ее динамику.

уметь:

- анализировать, выявлять общее и особенное, в многообразных философских школах и направлениях философской мысли;

- давать оценки философским и научным течениям, направле­ниям и школам;

- вести диалог, участвовать в полемике, аргументировано отстаивать собственную точку зрения, участвовать в дискуссии.

 

 

1. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли: Н. Бердяев, С. Франк, М. Хайдеггер, Н. Гартман, К. Ясперс. Бытие и сущее. Проблема единства и множественности. Сущность и существование.

2. Структура реальности. Материя как объективная реальность. Основные философские и естественнонаучные представления о материи. Материя и дух, материя и сознание.

3. Пространство и время. Субъективное пространство и время человеческого бытия. Объективное пространство и время в науке. Движение и покой. Философское значение теории относительности.

4. Философское осмысление понятия природы. Живая и неживая природа. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

5. Формирование пред­ставлений о Космосе и Вселенной. Модерниза­ция в ходе истории мифологических и религиозных взгля­дов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира; коперниковский пере­ворот и его последствия. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в ХХ столетии.

Основные понятия

Бытие – философская категория, выражающая самую общую определенность мира философии.

Монизм – (гр. monos – один) – философское учение, признающее основой всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога).

Плюрализм – (лат. pluralis – множественный) – концепция противоположная монизму, по которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, несводимых к единому началу.

Синергетика – (гр. synergeia – сотрудничество) – теория самоорганизации открытых систем, т.е. систем с источниками и стоками энергии, вещества и информации.

Система – множество связанных между собой элементов, представляющее собой определенное целостное образование.

Субстанция – (лат. sybstantia - сущность) – наиболее общая и глубокая сущность, причина и основание которой заключены в ней самой, то, что не нуждается для своего объяснения в чем-либо другом.

Темы рефератов

1. Материя: единство и многообразие форм проявления.

2. Феномен самоорганизации в природе и обществе.

3. Значение теории относительности для развития философских представлений о единстве материи, пространства и времени.

4. Философское осмысление соотношения времени и вечности.

5. Природа мифов о сотворении мира.

6. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

7. Социальное пространство и социальное время.

8. Понятие «природы» и особенности его формирова­ния и эволюции.

9. Диалектика единства мега- и микромира в контексте новых открытий современности.

10. Философия природы: коэволюционная стратегия.

11. Проблемы современной космологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.