Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Водные ресурсы 2 страница




Мировые лидеры в области электротехники и элект­роники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых элек­троприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в стра­нах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наи­более динамично развивается автомобилестроение. Аре­ал его пространственного распространения постоянно ра­стет и включает в настоящее время, наряду с традици­онными, главными производителями автомобилей (Япо­ния, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Велико­британия, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнитель­но новые для отрасли страны — Южная Корея, Брази­лия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, су­достроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - от­сутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в раз­вивающиеся. Крупнейшими производителями судов ста­ли Южная Корея (опередила Японию и вышла на пер­вое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Ки­тай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы в результате сокращения производства судов перестали играть замет­ную роль в мировом судостроении.

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

Особое место в мировом машиностроении занимают страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру маши­ностроительного производства. Особенно большое раз­витие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической про­мышленности, бытовой электроники, отдельные неслож­ные отрасли общего машиностроения (производство сель­скохозяйственной техники, металлоемких станков, энер­гетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огром­ные возможности развития машиностроения, в между­народном разделении труда выделяется лишь производ­ством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

Химическая промышленность. Размещение химической промышленности зависит от многих факторов.

Химическая индустрия является весьма емким по­требителем сырья, воды, топли­ва и энергии.

Усиление наукоемкости химической индустрии в це­лом и особенно отдельных ее производств предопреде­лило первоочередность развития отрасли в высокораз­витых странах. Многие традиционные отрасли хими­ческой промышленности — горная химия, неорганичес­кая химия (в том числе производство удобрений), про­изводство некоторых несложных органических продук­тов (в том числе пластмасс и химических волокон) ус­коренно развиваются в последние годы и в развиваю­щихся странах.

Промышленно развитые страны все больше специа­лизируются на выпуске новейших наукоемких видов хи­мической продукции. Особенно выделяются в этом от­ношении США — крупнейший вмире производитель и экспортер химических продуктов (около 20% мировой химической продукции и 15% ее мирового экспорта), страны Западной Европы, в первую очередь ФРГ, Ита­лия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Бельгия, дающие 23-24% мирового производства и экспорта хи­мической продукции, и Япония (15% мирового произ­водства и экспорта).

Очень крупный район, специализирующийся на про­изводстве химических продуктов (в основном полупродуктов органического синтеза и удобрений), сложился в зоне Персидского залива. Сырьем для производства здесь являются огромные ресурсы попутного (нефтедо­бычи) газа. Нефтедобывающие страны района дают 5—7% мировой химической продукции, ориентирован­ной почти целиком на экспорт.

Вне этих районов высоким уровнем развития отли­чается химическая промышленность стран СНГ, где вы­деляется Россия (3-4% мировой химической продук­ции), Китая, Республики Корея, Индии, Мексики, Ар­гентины, Бразилии.

Среди отраслей ведущее место занимает промышлен­ность полимерных материалов, базирующаяся на неф­тегазовом или нефтехимическом сырье. Поэтому возросла роль районов добычи не­фти и газа, приморских районов, уменьшилось значение угольных районов.

Экономически раз­витые страны, располагающие крупными запасами не­фти и газа (США, Канада, Великобритания, Нидерлан­ды, Россия и др.), или занимающие благоприятное по­ложение для подвоза этих видов химического сырья (Япония, Италия, Франция, ФРГ, Бельгия и др.) занимают ведущие пози­ции в мировом производстве синтетических смол, пла­стмасс и других видов синтетической продукции.

Из от­раслей промышленности полимеров только в производ­стве химических волокон заметен сдвиг в сторону раз­вивающихся стран. В этом виде производства, наряду страдиционными лидерами — США, Японией, ФРГ и др., в число крупнейших производителей в последние годы вошли также Китай, Республика Корея, Тайвань, Ин­дия.

В отличие от промышленности полимерных матери­алов, отрасли горной и основной химии широко пред­ставлены не только в экономически развитых, но и в развивающихся странах.

Ведущими производителями минеральных удобрений являются Китай, США, Канада, Индия, Россия, ФРГ, Белоруссия, Франция, Украина, Индонезия.

Подавляющую часть мировой добычи и переработки калийных солей осуществляют США, Канада, ФРГ, Франция, Россия, Белоруссия.

Основным сырьем для производства азотных удобре­ний является природный газ. Поэтому в числе важней­ших производителей и экспортеров азотных удобрений — прежде всего страны, богатые природным газом (США, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, страны Пер­сидского залива). В большом количестве азотные удоб­рения производят также Франция, ФРГ, Польша, Ук­раина, Китай, Индия, азотно-туковая промышленность которых тесно связана с черной металлургией этих стран.

Страны-продуценты серы - США, Канада, Мексика, ФРГ, Франция, Польша. Украина, Россия, Туркмения, Япония и др. Крупнейшими производителями серной кислоты являются США, Китай, Япония и Россия (на их долю приходится более половины мирового произ­водства).

Легкая промышленность объединяет множество отрас­лей и подотраслей, главные из которых - текстильная, швейная и обувная. Эти отрасли в настоящее время осо­бенно быстро развиваются в странах новой индустриали­зации и других развивающихся странах, что во многом объясняется их высокой обеспеченностью сырьем и де­шевой рабочей силой. Промышленно развитые страны, уступив свои позиции по ряду традиционных массовых, технически несложных производств (дешевые виды тка­ней, обуви, одежды и др. виды продукции широкого по­требления), сохраняют ведущую роль в изготовлении особо модных, высококачественных, дорогих изделий, ориен­тированных на высокую технологию и квалификацию труда, ограниченный круг потребителей (производство ковров, мехов, ювелирных изделий, эталонов обуви, одеж­ды, тканей из дорогого сырья и т. п.).

Текстильная промышленность в эпоху НТР суще­ственно изменила свою структуру. На протяжении дли­тельного периода времени главной отраслью текстиль­ной промышленности мира оставалась хлопчатобумаж­ная, за которой следовали шерстяная, льняная и пере­работка искусственных волокон. В настоящее время в мировом производстве тканей значительно возросла доля химических волокон, уменьшилась доля хлопка, шер­сти и особенно льна. Большое значение имело создание смесовых тканей из натуральных и химических воло­кон, трикотажа.

Особенно воз­росла доля химических волокон в текстильной промыш­ленности развитых стран. В экономике развивающихся стран основными видами текстильного сырья остаются хлопок, шерсть, натуральный шелк, хотя и удельный вес изделий из химических волокон за последнее время сильно возрос.

Текстильная промышленность в целом более быст­рыми темпами развивается по группе развивающихся стран. Главным регионом текстильной промышленнос­ти в мире стала Азия, дающая сегодня около 70% об­щего количества тканей, более половины производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Основными производителями хлопчатобумажных тка­ней являются Китай (30% мирового производства), Ин­дия (10%), США, Япония, Тайвань, Индонезия, Пакис­тан, Италия, Египет.

Среди ведущих продуцентов шерстяных тканей так­же значительная часть азиатских стран. Крупнейший в мире изготовитель этих тканей - Китай (15%), далее следуют Италия (14%), Япония, США, Индия, Турция, Республика Корея, ФРГ, Великобритания, Испания.

И в производстве наиболее дорогих шелковых тка­ней, при абсолютном лидерстве США (свыше 50%), так­же очень велика доля азиатских стран, особенно Ин­дии, Китая и Японии (более 40%).

Значительно уменьшилось производство льняных тка­ней. В большом количестве их выпускают только в Рос­сии и в странах Западной Европы (во Франции, Бель­гии, Нидерландах, Великобритании).

Развитые страны мира (особенно США, Италия, Япо­ния, ФРГ, Франция), при сокращении их доли в производстве хлопчатобумажных и шерстяных тканей, оста­ются крупнейшими производителями трикотажа, тка­ней из химических волокон (синтетических и смесовых). Хотя и в этих видах текстильной промышленности их роль неуклонно падает за счет организации производ­ства в развивающихся странах (Индия, Китай, Респуб­лика Корея, Тайвань и др.).

В России, бывшей одним из крупнейших изготовите­лей всех видов натуральных тканей в мире, в их произ­водстве наблюдается сильнейший спад.

Велико значение развивающихся стран и в производ­стве продукции швейной промышленности (бельевые изделия, верхняя одежда и пр.). Многие из них, и прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Колум­бия, стали крупнейшими производителями и экспортерами готовой одежды. Развитые страны (особенно США, Франция, Италия и др.) все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий.

Обувная промышленность среди отраслей легкой ин­дустрии в наибольшей мере переместилась из развитых стран в страны с дешевым трудом — развивающиеся стра­ны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (обо­гнавшая по ее производству прежних лидеров Италию и США и дающая более 40% обуви в мире) и другие азиатские страны — Республика Корея, Тайвань, Япо­ния, Индонезия, Вьетнам, Таиланд. В развитых стра­нах (выделяются Италия, США, Австрия, ФРГ) сохра­нилось в основном изготовление кожаной обуви из до­рогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обу­ви является Италия. В России производство обуви за последние годы сократилось в несколько раз, и страна из крупнейшего в мире продуцента обуви (в 1990 г. ус­тупала только КНР) превратилась в значительного ее импортера.

Лесная промышленность включает в себя заготовку, механическую и химическую переработку древесины, целлюлозно-бумажное производство.

География лесной промышленности во многом опре­деляется размещением лесных ресурсов. Лесные ресур­сы мира (лесопокрытая площадь планеты, запасы на ней древесины) сосредоточены в двух различающихся по гео­графическому положению и видовому составу лесных поясах — северном и южном.

Северный лесной пояс охватывает районы умеренной зоны Евразии и Северной Америки. Леса здесь пред­ставлены преимущественно хвойными породами (сосна, ель, лиственница, пихта, кедр). Из лиственных произ­растают береза, осина, ольха, дуб, бук, граб, ясень и др. Хвойные леса занимают 1,2 млрд га (или 1/3 всех лес­ных массивов мира) с запасами древесины 127 млрд куб, м, из которых большая часть запасов приходится на Россию (более 60%), Канаду (около 30%), США, Фин­ляндию и Швецию. В странах северного пояса заготав­ливают основную часть деловой древесины мира.

Южный лесной пояс включает влажные экваториаль­ные и сезонно-влажные тропические леса Амазонки в Южной Америке, Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании. Доминируют здесь листвен­ные породы. Среди них особо ценны поделочные — крас­ное дерево, железное, сандаловое и др. Большая часть запасов древесины пояса сконцентрирована в Южной Америке (около 60%) и Азии (25%). В странах южного пояса (это в основном развивающиеся страны) из всей заготавливаемой древесины на деловую приходится толь­ко 10-20% (большая ее часть вывозится в страны За­падной Европы, Японию и др.), остальное используется в качестве топлива.

Объем заготовок древесины в мире составляет 4 млрд куб. м, из которых примерно третья часть (1,2 млрд куб. м) заготавливается в развитых странах. В послед­ние годы растет доля развивающихся стран. По масш­табам лесозаготовок особенно выделяются США, Рос­сия, Канада, Индия, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Китай, Швеция. Крупнейшие экспортеры древесины — США (15% мирового экспорта), Индия и Бразилия (по 8%), Индонезия и Канада (по 6%).

Механическая и химическая переработка древеси­ны - удел преимущественно развитых стран. В миро­вом производстве пиломатериалов (500 млн. куб. м) глав­ные страны - США (20%), Канада (12%), Япония, Ки­тай и Россия (по 6%); целлюлозы (160 млн. т) — США (30%), Канада (15%), Китай, Япония, Швеция, Фин­ляндия (по 6-7%); бумаги (180 млн. т) - США (45%), Япония (16%), Китай (12%), Канада (10%), Финлян­дия, Швеция, Франция, Республика Корея.

В производстве бумаги на душу населения (в среднем в мире 45 кг) лидируют Финляндия (1400 кг), Швеция (670 кг), Канада (530 кг), Норвегия (400 кг). В России этот показатель значительно ниже — 35 кг.

Транспорт — особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышлен­ности он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические, химичес­кие) и качество. Продукция транспорта — это переме­щение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Поэтому показателями работы транс­порта являются соответственно грузооборот в тонно-ки­лометрах (т-км) и пассажирооборот в пассажиро-километрах (пассажиро-км), представляющих собой произ­ведение объема перевозок (в т или пасс.) на расстояние (в км). Сумма тонно-километров и пассажиро-километров называется приведенными тонно-километрами, или приведенной продукцией транспорта.

Основные виды современного транспорта - железно­дорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный. Вместе они образуют единую транспортную систему мира.

Оценку уровня развития транспортной системы по видам путей сообщения производят с помощью показа­телей - длины (протяженности) и густоты транспорт­ной сети (последняя определяется как отношение дли­ны путей к единице площади территории или к опреде­ленному количеству жителей); доли того или иного вида транспорта (в %) в транспортной работе (в общем грузо­обороте).

Быстрее всех в последнее время развивался автомо­бильный, трубопроводный и воздушный транспорт. Воз­росло значение морского транспорта. Почти во всех раз­витых странах мира ухудшились позиции железнодо­рожного транспорта.

Подавляющая часть всех транспортных средств и пу­тей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транс­портом.

Среди региональных транспортных систем особо вы­деляются система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту боль­шинства видов транспорта; система зарубежной Евро­пы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения; единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.

В остальных регионах мира — в развивающихся стра­нах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гу­жевого транспорта, некоторые виды современного транс­порта развиты слабо либо вообще отсутствуют (желез­ные дороги, трубопроводный транспорт и др.).

В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети: растет протяженность электрифи­цированных железных дорог, автомагистралей с твер­дым покрытием, сети трубопроводов большего диамет­ра. Другое проявление повышения качества транспорт­ной сети — дублирование транспортных коммуникаций мирового значения (прокладка нефтепроводов, автома­гистралей параллельно каналам, другим путям сообщения); формирование контейнерной системы перевозок грузов (в контейнерах перевозится около 40% генераль­ных грузов), трансконтинентальных контейнерных «мо­стов»; создание транспортных коридоров (полимагист­ралей) для перевозок грузов через территорию несколь­ких государств.

Важнейшими видами сухопутного транспорта явля­ются железнодорожный, автомобильный и трубопровод­ный.

Железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту после морского и по пассажирообороту после автомобильного. По общей длине сети дорог (около 1,2 млн км) он уступает не только автомобильно­му, но и воздушному транспорту. Главная функция же­лезнодорожного транспорта — перевозка массовых про­мышленных и сельскохозяйственных грузов (уголь, сталь, зерно и пр.) на большие расстояния. Отличитель­ная особенность — регулярность движения независимо от погоды и времени года.

Велики различия в уровне развития железнодорож­ного транспорта (протяженность, густота сети, степень электрификации железных дорог и др.) по регионам и странам мира. В целом в мире идет сокращение протя­женности сети железных дорог, особенно в развитых странах. Новое их сооружение ведется лишь в отдель­ных, большей частью развивающихся, странах (Россия, КНР и др.). По протяженности сети железных дорог ведущие позиции в мире занимают крупнейшие (по раз­мерам территории) страны: США (176 тыс. км), Россия (87,5), Канада (85), Индия, КНР, ФРГ, Австралия, Ар­гентина, Франция, Бразилия. На долю этих стран при­ходится более половины общей длины железных дорог мира. Страны Северной Америки и Западной Европы перенасыщены железными дорогами, а некоторые стра­ны Африки и Азии их вообще не имеют. По густоте железных дорог лидируют европейские страны (плот­ность их в Бельгии составляет 133 км на 1 тыс. кв. км). По уровню электрификации железных дорог также опере­жают всех европейские страны (в Швейцарии электри­фицировано около 100% железных дорог, в Швеции - 65%, в Италии, Австрии и Испании — более 60%, в России - 43%).

В отдельных регионах и странах мира железные до­роги имеют разную колею. В странах СНГ колея более широкая, чем в странах Восточной и Западной Европы, Северной Америки, Азии. Не соответствует западноев­ропейской колея некоторых других государств (напри­мер, Финляндии, государств Пиренейского полуостро­ва). В целом на западноевропейскую колею приходится до 3/4 протяженности дорог мира.

По грузообороту лидирующие позиции в мире зани­мают США, КНР и Россия, по пассажирообороту - Япо­ния, КНР, Индия, Россия, ФРГ.

В ряде развитых стран (США, Япония, ФРГ, Фран­ция и др.) созданы сверхскоростные (скоростью более 200 км/ч) железные дороги. Железные дороги стран СНГ, зарубежной Европы, Северной Америки в рамках своих регионов соединены в единую транспортную систему, т. е. образуют общерегиональные системы железных до­рог.

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в пе­ревозках пассажиров (обеспечивает 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния. Среди других видов транспорта он лидиру­ет и по протяженности сети дорог (24 млн км, или 70% мировой транспортной сети).

Большая часть автомобильного парка и сети шоссей­ных дорог сосредоточена в развитых странах, При об­щем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки (примерно 250 млн машин, из кото­рых 200 млн в США), Западной Европы (более 200 млн машин) и Японии (свыше 50 млн).

Наиболее развитую сеть автодорог имеют США (1/4 всей протяженности), Китай, Япония, Индия, Россия, европейские страны. Последние по плотности автодорог превосходят страны всех регионов мира. По грузооборо­ту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зару­бежная Европа, Северная Америка) автомагистрали об­разуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Трубопроводный транспорт, сравнительно молодой, но быстро развивающийся, служит для транспортиров­ки жидких, газообразных и твердых видов продукции. В наибольших объемах по трубопроводам перемещают­ся природный газ, нефть и нефтепродукты. Газо- и неф­тепроводы (их суммарная протяженность в мире состав­ляет 1,8 млн. км) наибольшее распространение получи­ли в нефте- и газодобывающих странах Северной Аме­рики (США, Канада), СНГ (Россия), Ближнего и Сред­него Востока, а также в странах Западной и Восточной Европы, бедных ресурсами нефти и газа, но потребляю­щих в большом количестве эти виды топлива. По объе­му работы трубопроводного транспорта превосходит всех Россия (более половины мирового грузооборота этого вида транспорта).

Морской транспорт имеет первостепенное значение для осуществления внешнеэкономических (межгосудар­ственных, межконтинентальных) связей. Он обеспечи­вает более 3/4 всех международных перевозок. В их со­ставе особенно велика доля массовых грузов (нефть, неф­тепродукты, руды, уголь, зерно и др.).

Наряду с межконтинентальными, межгосударствен­ными перевозками, морской транспорт осуществляет в больших размерах перевозки грузов большим и малым каботажем в пределах своей страны. Большой каботаж - это плавание судов между портами разных морских бассейнов (например, Владивосток - Новороссийск, Но­вороссийск - Архангельск); малый каботаж — перевозки между портами одного моря (Новороссийск - Туапсе).

По грузообороту (29 трлн т-км) и производительнос­ти труда морской транспорт существенно превосходит другие виды транспорта. Себестоимость перевозок гру­зов морским путем самая низкая на транспорте. Наи­более эффективно использование морского транспорта при транспортировке грузов на большие расстояния. Морские перевозки во внутренних сообщениях (малый каботаж) менее эффективны.

Для осуществления перевозок морской транспорт име­ет сложное многоотраслевое хозяйство: флот, морские порты, судоремонтные заводы и др.

Морские перевозки обслуживает несколько десятков тыс. судов, общим тоннажем 500 млн брутто-регистро­вых тонн (бр-рег т).

Самые большие флоты имеют Панама (72 млн бр-рег т), Либерия (60), Греция (30), Кипр (25), Багамские острова (государство в Вест-Индии) и Япония (по 20), КНР (17), Россия (15), Норвегия (15), США (13 млн бр-рег т). Однако мировое лидерство Панамы, Либерии, Кипра и Багамских островов весьма условно, так как значительная доля их флотов является собственностью США и западноевропейских стран (в том числе Фран­ции, Великобритании, ФРГ), использующих политику «удобного» флага для уклонения от высоких налогов.

Примерно 40% всего флота мира — танкеры, осуще­ствляющие международные перевозки нефти и нефте­продуктов. Главные направления морских перевозок нефти - из района Карибского моря в США и Западную Европу, из стран Ближнего Востока в Западную Евро­пу, США и Японию.

Среди океанических бассейнов первое место по объе­му морских грузоперевозок занимает Атлантический океан, по побережью которого расположены крупней­шие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Велико­британия), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США). Много крупных портов и на берегах Тихого (Кобе, Тжба, Иоко­гама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Рес­публика Корея, Сидней - Австралия, Ванкувер - Кана­да и др.) и Индийского (Карачи - Пакистан, Бомбей и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.) океа­нов. Наряду с универсальными есть порты, специали­зированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина—Эль-Ахмади - Кувейт и о. Харк - Иран; Амуай и Ла-Сали-на в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ри-чардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.

На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы. Международное значение имеют Суэцкий и Панамский каналы.

Речной транспорт. Положительными особенностями этого вида транспорта являются высокая провозная спо­собность (на глубоководных реках), сравнительно невы­сокие себестоимость перевозок и затраты на организа­цию судоходства. Развитие и география речного транс­порта во многом определяются природными условия­ми. В этом отношении большими возможностями для организации речного судоходства располагают многие страны Северной и Латинской Америки, Европы и Азии. В Европе сеть транспортных путей образуют реки Сена, Рейн с притоками, Эльба, Одра, Висла, Дунай, Днепр, Волга, Дон и др.; в Азии - Ганг, Инд, Иравад, Янцзы, Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, Лена, Амур и др.; в Северной Америке — Миссисипи с притоками, Св. Лав­рентия, Маккензи и др.; в Латинской Америке — Ама­зонка и Парана; в Африке — Конго, Нигер, Нил; в Авст­ралии — Муррей с притоком Дарлинг.

Общая протяженность судоходных рек и каналов мира составляет 550 тыс. км, из которых почти половина при­ходится на Россию и Китай (более 100 тыс. км в каж­дой), США (более 40) и Бразилию (30 тыс. км). По об­щему грузообороту внутренних водных путей первое место занимают США, второе — Китай, третье — Россия, далее следуют ФРГ, Канада и Нидерланды.

Воздушный транспорт, скоростной, но дорогостоя­щий, имеет наибольшее значение в международных пас­сажирских перевозках для осуществления связей с от­даленными и труднодоступными районами мира. Инф­раструктура воздушного транспорта представлена сетью аэропортов международного и местного значения. Аэро­порты обеспечивают управление полетами, прием пас­сажиров, организацию их обслуживания и т. д. В международных воздушных сообщениях участвует свыше 1 тыс. аэропортов. Самые большие аэропорты мира (от 30 до 70 млн пассажиров в год) находятся в США (Чикаго, Атланта, Даллас, Лос-Анджелес), Великобритании (Лон­дон), Японии (Токио), Франции (Париж), ФРГ (Франк­фурт-на-Майне). Эти же страны, вместе с Австралией, Китаем, Россией, Канадой и Нидерландами образуют десятку ведущих воздушных держав (по пассажирообо-роту) мира.

Воздушный транспорт в основном осуществляет пас­сажирские перевозки. Грузовые авиаперевозки, не­смотря на быстрый рост, в общем объеме грузооборота всех видов транспорта занимают незначительный удель­ный вес (доли процента).

 


МЕСТО РоссиИ в мировой экономике

 

В 1991 г. Россия стала полноправным субъектом мирового хозяйства, являясь преемницей СССР. По территории Россия является самой крупной страной мира, по численности населения, составляющей 2,5% мирово­го (около 147 млн. чел.), она находится на шес­том месте в мире - после Китая, Индии, США, Индоне­зии и Бразилии. В настоящее время Россия занимает:

- первое место в мире по добыче природного газа,

- второе – нефти, строительному кирпичу, картофелю,

- третье – бурому углю, молоку, чугуну,

- четвертое – электроэнергии, прокату, стали, пиломатериалам, минеральным удобрениям, хлопчатобумажным тканям, зерновым и зернобобовым культурам, сахарной свекле,

- пятое – железной руде,

- шестое – каменному углю.

Наша страна располагает мощной минерально-сырьевой базой, оцениваемой в 25% мировых ресурсов, и является крупнейшим мировым производителем. Однако экономический потенциал России не востребован в полной мере. Доля потребления минерально-сырьевых ресурсов Россией составляет 4% от их мирового потреб­ления.

Среди стран СНГ самый большой объем ВВП на душу населения в России - 12178 доллар США, или 28,2% от уровня США. По этому показателю Россия занимает 59-е место в мире. В Казахстане этот показатель составил 9568 долларов США (67-е место в мире). Самая бедная страна СНГ Таджикистан - 1494 долларов США (158-е место в мире). Средний по СНГ уровень ВВП на душу населения составил 9702 доллара США. Из числа стран СНГ этот уровень превосходит только Россия, на долю которой приходится почти три четверти совокупного ВВП стран СНГ.

В 2007 году внешнеторговый оборот России составил 578 млрд. долларов, экспорт – 355 млрд. долларов, импорт – 223 млрд. долларов. По итогам 2007 года Россия по объему экспорта находится на 12 месте в мире. В структуре российского экспорта преобладают товары топливно-сырьевой группы, составляющие около 50 %, металлы, продукция лесной и хими­ческой промышленности. Основу импорта составляют продовольственные товары и продукция машинострое­ния

В социально-экономическом плане Россия признает­ся страной с переходной экономикой, т. е. занимает промежуточное положение между наиболее развитыми и развивающимися стра­нами.

Для экономики России характерен ресурсоемкий тип развития. Высока доля добываю­щей промышленности и сельского хозяйства. Отличаются несбалан­сированностью обрабатывающая промышлен­ность, в составе которой преобладает машиностроение с ведущей ролью отраслей и производств военно-промыш­ленного комплекса, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, крайне занижена доля отраслей легкой промышленности, слаборазвита сфера услуг.

Негативное влияние на конкурентоспособность российских отраслей оказывают: финансовый кризис, поразивший большинство отраслей экономики России; возникновение и развитие безработицы;достаточно сложная демог­рафическая ситуация, проявляющаяся вснижении рождаемости и сокращении продолжительности жизни населения.

Уступая по многим социально-экономическим пара­метрам развитым странам мира, Россия в то же время одна из самых значительных и мощ­ных стран мира.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.