Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации по подготовке к семинару. ТЕМА 1. Понятие, назначение и система уголовного судопроизводства




ПЛАН

Семинар 1 - 2 часа

ТЕМА 1. Понятие, назначение и система уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальное законодательство.

1. Понятие и сущность уголовного процесса. Соотношение понятий «уголовный процесс», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», «правосудие».

2. Назначение (задачи) уголовного процесса и способы их достижения. Соотношение задач уголовного процесса и задач отдельных стадий.

3. Понятие и система стадий уголовного процесса. Классификация и общая характеристика отдельных стадий уголовного процесса.

4. Понятие и содержание уголовно-процессуальных отношений. Уголовно-процессуальная форма и ее значение для решения задач уголовного судопроизводства. Уголовно-процессуальные функции и их реализация на различных этапах судопроизводства.

 

Рекомендуемые темы сообщений и рефератов:

1. Исторические типы уголовного процесса. Типология российского уголовного судопроизводства.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Соотношение уголовного процесса с другими отраслями права и учебными дисциплинами.

4. Основные этапы развития уголовно-процессуальной науки.

 

При изучении первого вопроса следует учитывать, что понятие уголовного процесса является дискуссионным и в учебной литературе можно встретить множество его определений. Термин «уголовный процесс» можно встретить в УПК, однако в ст.5 он не раскрывается в качестве основного понятия. Рекомендуется выписать в тетрадь три-четыре определения, данные в учебниках разных авторов, и сравнить их, выделив общие признаки и отличия.

Практически все ученые включают в понятие «уголовный процесс» деятельность уполномоченных органов и должностных лиц. Поэтому, анализируя данное понятие, обратите внимание на разное его значение для достижения задач уголовного процесса, деятельности органов предварительного расследования и суда. Ответьте на вопрос: кто является главным субъектом уголовно-процессуальной деятельности и почему?

При подготовке и ответе на вопрос рекомендуется так же обратить внимание на соотношение уголовно-процессуальной и административной деятельности, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, которое удобнее проводить по линиям сходства и отличия этих разновидностей государственной деятельности.

Анализируя соотношение понятий «уголовный процесс», «правосудие», «уголовное судопроизводство», «уголовное преследование», следует обратиться к ст. 118 Конституции РФ (в ней раскрывается понятие правосудия) п.п. 55, 56 ст. 5 УПК (раскрываются понятия «уголовное судопроизводство» и «уголовное преследование»). Необходимо разобраться, какие отличия и сходства есть в этих понятиях, какие из них шире или уже по содержанию и чем.

Одним из признаков уголовно-процессуальной деятельности является форма ее осуществления – только в рамках уголовно-процессуальных отношений. С привлечением ранее полученных знаний теории права о правоотношениях необходимо уяснить понятие, содержание, специфику и состав уголовно-процессуальных отношений.

При изучении второго вопроса необходимо, прежде всего, проанализировать положения ст. 6 УПК, обратив особое внимание на соотношение ч. 1 и ч. 2 ст. 6 УПК. Следует учитывать, что в юридической литературе положения ч. 2 ст. 6 УПК рассматриваются по-разному: либо как продолжение перечня задач, сформулированного в ч. 1 ст. 6 УПК, либо как способы достижения задач, обозначенных в ней. Определитесь, какая из точек зрения, на ваш взгляд, более предпочтительна, и попытайтесь ее аргументировать.

Наиболее полный ответ на вопрос предполагает сравнительный анализ задач уголовного права и уголовного процесса. Сравните постановку задач в ст. 2 УК[1] и ст. 6 УПК, сделайте выводы. Кроме того, рекомендуется проследить трансформацию задач уголовного процесса от УПК РСФСР к УПК РФ, для этого необходимо провести сравнительный анализ ст. 2 УПК РСФСР[2] и ст. 6 УПК РФ.

Дополнительным вопросом, который следует подготовить для обсуждения на семинаре, является соотношение категорий «задачи» отрасли права и ее «принципы» (с учетом того, что ст. 6 УПК помещена в главу «Принципы уголовного судопроизводства»).

При изучении третьего вопроса, помимо уяснения понятия стадии уголовного процесса, основных, характеризующих стадию признаков и перечня стадий, важно обратить внимание и на значение для судопроизводства разделения его на стадии. Раскрывая классификации стадий, определитесь с ответом на вопрос: в чем проявляется исключительность стадий кассационного и надзорного производства, а также производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам?

При изучении четвертого вопроса необходимо учитывать, что в теории уголовного процесса существует понимание процессуальной формы в «узком» смысле этого слова (порядок производства отдельных следственных, процессуальных действий, порядок их оформления; порядок принятия и оформления процессуальных решений по делу) и в «широком» смысле (порядок построения уголовного процесса и прохождения уголовного дела от начальной его стадии и до исполнения приговора; порядок и формы досудебного производства, производства по делу в суде).

Соблюдение формы - одно из условий законности производства по уголовному делу. При подготовке к ответу попытайтесь сформулировать ответы на вопросы: для чего необходима процессуальная форма и каковы последствия ее нарушения?

Далеенеобходимо учитывать, что уголовно-процессуальными функциями принято считать основные направления уголовно-процессуальной деятельности. Единого мнения о количестве таких функций не существует и в учебной литературе можно столкнуться с различным их перечнем. На наш взгляд, изучая данный вопрос, можно остановиться на рассмотрении трех общепризнанных функций: обвинения, защиты, разрешения дела (на основе принципа состязательности).

Рекомендуемая литература:

1. Уголовно- процессуальный кодекс РФ. М., 2013.

2. Безлепкин Б.Т Комментарий к Уголовно – процессуальному кодексу РФ. М., 2010.

3. Колоколов Н.А. Уголовное судопроизводство: теория и практика. Научно-практическое пособие М., 2010.

4. Башкатов Л.Н. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации. М., 2011.

5. Калинин В.Н. О взаимосвязи уголовного и уголовно-процессуального права // Следователь. 2006. № 7. С. 12.

6. Смирнов Г.К. Основные научные школы уголовного процесса: становление и перспективы // Следователь. 2006. № 11. С.17.

7. Хашимов Р.А. Категория «цель» в уголовном процессе: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.