Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссии о генезисе самодержавия




 

Теоретическое осмысление предназначения государственной машины в качестве средства самоорганизации общество было объективно необходимым для феодально-крепостнического государства. По мысли Екатерины II лучший способ самоорганизации общества – разработка идеальной системы законов. «Правильно» составленные законы – гарантия четко действующего государства. Отсюда решающая роль «просвещенного монарха», способного одарить общество «правильными законами», отсюда идея «просвещенного абсолютизма» с его теорией «общего блага» как цели самоорганизации общества.

К числу специфических моментов исторической судьбы России Екатерина II отнесла неизбежность монархического устройства Российского государства. Это и есть основной «фундаментальный закон» России. Однако это положение привело императрицу к необходимости отстаивать и неограниченность власти самодержца.

Самодержавие как олицетворение и выразитель интересов дворянской империи (что определяло его консервативную природу) стремилось отгородить Россию от революционных бурь, государственно-управленческих новаций Запада, сохранить средневековые политические и иные институты.

Сторонники традиционализма исходили из самобытности российского государственного устройства, стремились сохранить средневековые устои, составлявшие фундаментальную основу самодержавного управления, абсолютизм, крепостничество, сословность. Они допускали отдельные, лишь административные изменения как вынужденные, но с наибольшим сохранением незыблемости строя, ясным осознанием коренных основ государственной жизни.

Сторонники модернизации России предлагали либерализацию власти и управления на конституционных началах, учреждение выборных представительных органов, многосословности в управлении.

Высказывались и более радикальные новации, вплоть до замены самодержавной государственности республиканской формой – федерацией с парламентскими субъектами.

Самодержавие подвергалась критики со стороны последователей российского просветительства, участников тайных обществ декабристов, нарождавшихся сил либерального, демократического течения.

В ряду ярких критиков крепостнического строя можно назвать А.Я.Поленова, автора конкурсной работы «О крепостном состоянии крестьян в России», депутатов Уложенной комиссии И.Чупрова, Г.С.Коробьина, Я.П.Козельского, А.Алейникова, А.И.Маслова. Их идеи ограничения крепостного права стали значительным этапом в развитии русской общественно-политической мысли.

Одним из глубоких мыслителей этой поры был профессор Московского университета С.Е.Десницкий. Он осуждал крепостной строй, доказывал необходимость его изменения с помощью реформ политического стоя:

- учреждение выборного сената как высшего законодательного и судебного органа,

- введение бессословного гласного суда с адвокатурой и присяжными,

- устройство купеческого самоуправления,

- равноправие мужчин и женщин,

- устранение вмешательства церкви в просвещение и науку и т.д.

Деятельность выдающегося писателя, публициста и издателя Н.И.Новикова наносила удар по моральным устоям крепостничества. В острой сатирической манере Новиков дал яркие обобщенные образы чудовищных столпов крепостничества. А их у Новикова целая портретная галерея: Змеяны, Глупомыслы, Плутовы, Брюзжаловы, Бранниковы, Недоумы, Злорады.

Важнейшим звеном просветительской деятельности Н.И.Новикова была его издательская работа. Книгоиздательская деятельность Н.И.Новикова весьма многообразна. Здесь и сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек», и исторические издания, и журналы научно-популярного характера (например, «Экономический магазин», который вел А.Т.Болотов). Новиков издал огромное количество французской просветительской литературы.

Незаурядным критиком самодержавия являлся А.Н.Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву», которого Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

Вопрос о неизбежности изменений реально встал и перед обществом, и перед верховной властью. Однако представления о путях перемен у самодержавия и общества существенно отличалось. В России формировались три основных течения в общественной мысли: консервативное, либеральное и революционное.

Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералыоказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционерыдобивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны.

Начало ХIХ в. было временем больших надежд в жизни российского общества. Однако реформы не были осуществлены. Поэтому ярко проявляется революционное политическое течение в среде дворянства – движение декабристов. После его подавления вопрос о генезисе самодержавия временно был законсервирован.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие события повлияли на становления Петра I как царя-реформатора?

2. Раскройте содержание социально-экономических преобразований Петра Великого.

3. Охарактеризуйте основные направления реформ Петра I в области государственного управления.

4. Каковы причины, ход и итоги Северной войны (1700-1721 гг.)?

5. Назовите отличительные черты эпохи дворцовых переворотов.

6. Восстановите в хронологической последовательности сменявших друг друга монархов в эпоху дворцовых переворотов. Дайте краткое описание их правлению.

7. Что такое «просвещенный абсолютизм»? Перечислите основные направления внутренней политики Екатерины II Великой.

8. Каких успехов добилась Россия во внешней политике в царствование Екатерины II Великой?

9. В чем суть дискуссии о генезисе самодержавия в XVIII – нач. XIX вв?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 3669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.