Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистическая психология




Психогенетические теории личности

В начале 60-х годов ХХ века в США возникла гуманистическая психология. Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу, В. Франкл и Г. Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, нормальную личность. Используя «целостно-динамический подход», Абрахам Маслоу (1908 – 1970) предложил теорию самоактуализации личности, согласно которой зрелость человеческого индивида наступает в процессе реализации его личностного потенциала. Невроз же возникает как следствие несостоявшегося личностного роста.

А. Маслоу выявил следующие особенности мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимым является соответствующие потребности: тем дальше можно задерживать их реализацию.

3. Пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными

4. С повышением потребностей повышается готовность к большей активности.

Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, или потребности выживания - еда, секс, сон и т.д., 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности - потребность в друзьях и знакомых, 4) потребность в признании - самоуважении. Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) желание знать и понимать - когнитивный импульс, 2) эстетическая потребность - стремление к красоте и гармонии, 3) потребность в самоактуализации - раскрытии личностного потенциала (рис.6).

Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим фактором собственно человеческого поведения, не могут, однако, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, возникающее вследствие потребности в личностном росте, скорее всего, усиливает ощущение полноты жизни.

Таким образом, личностный рост, или самоактуализация, является критерием психического здоровья. Это соответствует концепции «полностью функционирующей личности», предложенной К. Роджерсом, и понятию «реализации смысла жизни» В. Франкла.

В течение жизни на основе разнообразного опыта общения с другими людьми у человека формируется представление о самом себе. Карл Рэнсом Роджерс (Carl Ransom Rogers) (1902–1987) называет эту систему представлений «реальное - я». Также человек склонен представлять себя в идеальном образе. К этому «идеальному – я» человек стремится приблизить «реальное – я». Еще, по-мнению Роджерса, человеку необходимо испытывать самоуважение, которое невозможно без уважения окружающих людей. Чтобы окружающие люди одобряли и уважали нас, мы стремимся демонстрировать социально одобряемое поведение, порой скрывая свои истинные чувства, мысли, потребности. В результате начинается разлад внутри «реального – я», формируемого внешней средой.

Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше равновесия, согласия, конгруэнтности между «реальным – я» человека и его мыслями чувствами и поведением. Конгруэнтность – это соответствие переживания, сознания и его настоящего содержания. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Развитие личности – это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего «реального Я», своих возможностей, особенностей. Гуманистическая психология изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, т.е. вершины «самоактулизации».

«Самоактуализирующейся личности» присущи следующие особенности:

1. Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней.

2. Принятие других и себя.

3. Профессиональная увлеченность любимым делом.

4. Автономность, независимость от социальной среды

5. Способность к пониманию других людей: внимание, доброжелательность к людям.

6. Постоянная новизна, открытость новому, свежесть оценок.

7. Различие цели и средств, зла и добра.

8. Спонтанность, естественность поведения.

9. Чувство юмора.

10. Саморазвитие, проявление своих способностей.

11. Готовность к решению новых проблем, к осознанию трудностей.

 

5. Потребность в развитии личности, в осуществлении в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

 

Рис. 6. Иерархическая пирамида потребностей личности (по А. Маслоу)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.