Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о деятельности и её целях




ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Глава 5. Психологическая характеристика деятельности

Краткое содержание

Понятие о деятельности и её целях. Строение деятельности человека.Об­щественный характер, целенаправленность, плановость, длительность деятельности. Виды деятельности. Игра, учение, труд – как виды человеческой деятельности.

Строение деятельности человека. Иерархическое строение деятельности.Понятие действия. Умственные и предметные действия. Операции. Навыки и умения и их значение в деятельности человека. Перенос навыков. Интерференция и индукция навыков.

Особенности деятельности человека. Общественный характер человеческой деятельности. Целенаправленность деятельности. Плановость деятельности. Систематичность деятельности.

Структура деятельности. Мотивы, способы и приемы дея­тельности, цель и результат.Управление действием и его контроль. Интериориразия и экстериоризация действий.

 

В обыденном понимании под деятельностью понимают различного рода активность человека. В психологии под деятельностью понимается внутренняя психическая и внешняя практическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью и направленная на преобразование окружающей действительности. Деятельностью называется совокупность действий человека, направ­ленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Психика познается и проявляется в деятельности. Человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деятельности раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Деятельность — категория социальная, она носит общественный харак­тер. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биоло­гическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы. Он ставит пе­ред собой цели, осознает мотивы, побуждающие его к активности.

Проблема деятельности органически связана с проблемой развития лич­ности. Личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в дея­тельности. Здесь же происходит и формирование сознания.

Деятельность в то же время — это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, но процесс не пассивный, а активный и сознательно регу­лируемый. Человеческая деятельность чрезвычайно разнообразна. Это и труд, на­правленный на создание материальных ценностей, и организация совместных усилий и активности многих социальных групп, и воспитание и обучение (педагогическая деятельность), и научно-исследовательская деятельность.

Человеческая деятельность очень многогранна. В ее ходе человек не толь­ко осуществляет действия и движения, но и тратит массу энергии, выполняет большой объем операций, разнообразно мыслит, затрачивает многочисленные усилия, проявляя волю и переживая свои поступки и их результаты.

Деятельность человека, наконец, не всегда однозначна. Он может пресле­довать в ней общественно значимые цели, а может и достигать результатов, не одобряемых людьми.

Отличительными чертами человеческой деятельности являются ее об­щественный характер, целенаправленность, плановость, длительность.

Психология различает три вида деятельности: игру, учение, труд.

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленной на усво­ение общественного опыта.

Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками и умениями, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Труд - деятельность, направленная на создание общественно полез­ного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребно­сти людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.