Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Память и её процессы




Память

Краткое содержание

 

Память и её процессы. Понятие мнемической активности и мнемического процесса. Явление интерференции и реминисценции.

Физиологические основы памяти. Пластичность нервной системы. Следы бывших ранее нервных процессов – основа функционирования памяти.

Теоретические подходы к исследованию памяти. А ссоциативные теории памяти. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Ассоциации по смежности, ассоциации по сходству, ассоциации по каузальности. Исследования памяти в рамках нейронных теорий. Гипотеза Д.О. Хебба. Исследования памяти в рамках биохимических теорий. Г. Хиден о роли РНК в процессах памяти. Социально-генетические теории памяти. П. Жане о генетических формах памяти. Идея социальной природы памяти в трудах Л.С. Выгодского и А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева.

Виды памяти. О снования классификации видов памяти. Связь памяти с другими психическими образованиями.

Индивидуальные различия памяти людей. Продуктивность памяти. Особенности памяти человека и эффективность работы памяти в целом.

 

 

Трудно представить, как бы развивалось человечество, если бы не обладало такой психической функцией, как память. Не случайно древние греки матерью всех муз считали богиню Мнемозину. По имени этой богини активность, связанная с запоминанием, называется мненической активностью, а процессы запоминания, сохранения, воспроизведения информации – мнемическим процессами.

Образы внешнего мира, возник­шие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраняться в течение длительного времени. За­поминание, сохранение и последую­щее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность познавательного психического процесса памяти. Благодаря памяти расширяются познавательные возмож­ности человека. Память как познавательный про­цесс обеспечивает целостность и раз­витие личности. Память изменяет­ся с возрастом и поддается трени­ровке. Часто память рассматри­вается как отражение прошлого опыта. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Различают следующие процессы памяти.

Запоминание - запечатление в сознании человека полученной инфор­мации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения.

Сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение отно­сительно длительного периода времени.

Узнавание - сопровождающее процессы памяти явление психики, по­зволяющее им более эффективно функционировать, проявляется в осознании чувства знакомости информации.

Воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики. Воспроизведение самый сложный по осуществлению процесс памяти.

 

Процессы памяти подвержены явлениям интерференции и реминисценции.

Реминисценция - отсроченное воспроизведение ранее воспринято­го, часто более полное и точное, чем воспроизведение следующее сразу после заучивания. Иногда реминисценция проявляется в неожиданном воспроизведении давно заученной информации, казавшейся забытой. Особенно ярко явление реминисценции проявляется у детей, поэтому учителю необходимо помнить, что требовать у учащихся полных и точных ответов нового, только что изученного материала, нельзя.

Трудности при воспроизведении информации часто связаны с явлением интерференции. Явление интерференции проявляется в виде проактивного торможения, ретроактивного торможения и торможения по механизму отрицательной индукции:

ü Проактивное торможение - ухудшение воспроизведения мате­риала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, предшествующая запоминанию деятельность как бы «тормозит» процесс заучивания.

ü Ретроактивное торможение – ухудшение воспроизведения материала под влиянием деятельности, осуществляемой после заучивания, последующая деятельность как бы «стирает» следы заученной ранее информации.

ü Торможение по механизму отрицательной индукции – это ухудшение воспроизведения материала под воздействием посторонних раздражителей.

Негативные последствия при воспроизведении, вследствие явления интерференции можно снизить или устранить

- во-первых, правильной организацией рабочего места,

- во-вторых, правильной организацией работы по заучиванию и отдыха,

- в-третьих, помнить о том, что схожий материал больше подвержен интерференции (например, при подготовки к занятиям, гуманитарные предметы необходимо чередовать с естественнонаучными или точными).

Причины явлений интерференции и реминисценции - в психическом утомлении от процесса заучивания. Отдых способствует подсознательной «доработке» материала и активизирует процессы памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.