Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальные различия памяти у людей




 

В целом успешность памяти любого человека зависит:

- от степени завершенности дей­ствий запоминания; ^

- от интересов и склонностей лич­ности;

- от отношения личности к той или иной деятельности;

- от эмоционального настроя;

В психологии широко изучены индивидуальные особенности памяти людей. Так, человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки, лица и т. п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается сло­весный, нередко абстрактный мате­риал: понятия, формулы и т. п.

При эмоциональном типе памяти, прежде всего, сохраняются и вос­производятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной па­мятью. Феноменальная память ха­рактеризуется исключительно сильной образностью. Человек, напри­мер, «видит» отсутствующий пред­мет до мельчайших подробностей.

Индивидуальные особенности па­мяти иногда приводят к изменениям в структуре всей личности челове­ка. А. Р. Лурия описал один из таких случаев с известным «мнемонистом» Шерешевским. Этот человек отличался исключительно развитой образной памятью. Он без особого труда удерживал огромные табли­цы чисел, слов, легко вспоминая задание шестнадцатилетней дав­ности, обстановку, в которой произ­водился опыт, и т. д. Механизм его запоминания сводился к тому, что он либо продолжал «видеть» предла­гаемые ему ряды слов и цифр, либо превращал диктуемые ему слова или цифры в свои, хорошо знакомые ему образы. Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

 

Память в целом и конкретного человека в частности, имеет свои особен­ности, свидетельствующие о ее продуктивности. Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокуп­ности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памя­ти в целом и конкретного человека в частности.

Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и ее отдельных процессов, отражающая количественные показатели и воз­можности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком инфор­мации.

Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обра­ботки и использования.

Точность - характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информа­ции качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определен­ное время в своем сознании нужную информацию.

Готовность - одна из важнейших характеристик памяти, свидетельству­ющая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно ис­пользовать всю запечатленную информацию.

 

Вопросы и задания

 

1. Перечислите процессы памяти и их функции. Расскажите о жизненных ситуациях, в которых проявляется каждая их них.

2. В чём суть явлений реминисценции и интерференции. Раскройте возможные причины данных явлений. Как проявляется интерференция? Как устранить негативное влияние явления интерференции на запоминание?

3. В чем состоит физиологическая основа памяти?

4. Раскройте теоретические подходы к исследованию памяти.

5. По каким основаниям классифицируют виды памяти? Какие виды памяти вы знаете. Расскажите по схеме (рис. 7) о связи памяти с другими психическими образованиями? Приведите примеры.

6. В чём состоят индивидуальные различия памяти людей? Раскройте понятие «продуктивность памяти». От каких особенностей зависит эффективность работы памяти человека в целом?

 


Глава 10. Познавательные психические процессы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 2021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.