Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К духовнымпотребностям относятся эстетические и позна­вательные




К материальнымотносятся физиологические (например, потреб­ность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде).

Виды потребностей

Потребности. Виды потребностей

Понятие мотивации личности

 

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотива­ция. Человеку свойственно задаваться вопросами о причинах, которые побудили другого человека поступить определенным образом. Стано­вится очевидно, что наша оценка того или иного поведения всегда включает в себя учет причинного или мотивационного фактора (от фр. motif - причина).

Мотивация — это совокупность психических процессов, которые придают поведению энергетический импульс и направленность. Это те психологические факторы, которые побуждают, направляют, поддер­живают и прекращают специфические виды деятельности.

Мотивационную сферу личности главным образом составляют по­требности (ответ на вопрос «почему?») и мотивы (ответ на вопрос «за­чем, ради чего?»). Как и любая иная система, мотивационная сфера лич­ности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также закономерные и устойчивые связи между ними, В качестве ос­новных компонентов мотивационной сферы личности выступают также побуждения, влечения, склонности, интересы, ценностные ориентации, идеалы, намере­ния, установки, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

Потребностьсостояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования.

Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником актив­ности человека. Потребность, как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, вооб­ражение и поведение личности.

По происхождению потребности бывают:

- естественные;

- культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни.

В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются:

- на материальные;

- духовные;

- социальные.

Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

Многие авторы создали реестры потребностей, состоящие из мно­жества наименований. Например, У. МакДауголл (1923), понимавший потребности как инстинктоподобные, готовые способы реагирования, выделяет: пищедобывание, отвращение, сексуальность, страх, любоз­нательность, покровительство, общение, самоутверждение, подчине­ние, гнев, поиск помощи, созидание, накопление, смех; отдых и сон, комфорт, передвижение; «примитивные» склонности: кашель, чихание, дыхание и т. д.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно выделить 2 этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потребности обретён. Когда происходит «встреча» потребности с её предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. В процессе опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определённой. В акте опредмечивания потребности рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно изучен А.Н. Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешённой научной задачей, художественным замыслом и т.п.».

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всём том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться с разной степенью отчётливости. Так, влечениеэто побуждение к деятельности, представляющее собой недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение – установка. Установканеосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть готовность к конкретной деятельности, к поведению, к пониманию и анализу чего-либо. Если на основании установки личность интерпретирует события, явления, факты, то установка принимает форму предубеждений или стереотипов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.