Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По общей психологии




Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Психология как наука. Этапы развития психологии как науки. Предмет, объект, задачи психологии. Понятие об общей психологии. Цели и задачи общей психологии.

2. Особенности психологии как науки. Взаимосвязь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии.

3. Соотношение научной и житейской психологии. Понятие о методологии в психологии: общая, специальная и частная методология. Принципы отечественной психологии.

4. Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического исследования. Понятие метода научного психологического исследования. Классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.

5. Наблюдение как метод исследования в психологии. Предмет наблюдения. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

6. Эксперимент – метод исследования в психологии. Специфика экспериментального метода. Виды эксперимента.

7. Тестирование. Понятие теста. Валидность и надежность теста. Достоинства и недостатки метода тестирования. Виды тестов по содержанию.

8. Анкетирование. Достоинства и недостатки метода анкетирования. Основные типы анкет.

9. Беседа. Условия успешного проведения беседы. Достоинства и недостатки метода беседы. Интервью. Назначение метода интервью.

10. Социометрия. Анализ продуктов деятельности (архивный метод). Объект исследования при использовании архивного метода. Основные формы архивного метода. Библиографический метод. Основные источники биографических данных.

11. Возникновение психики. Разнообразие взглядов на природу психического. Материалистический и идеалистический подход к пониманию психических явлений. Теория отражения.

12. Понятие о психике. Мир психических явлений. Структура психики человека.

13. Понятие о сознании. Свойства сознания. Структура сознания.

14. Самосознание. Структура самосознания. Я-концепция личности и её структура.

15. Предсознание. Бессознательное. Бессознательные процессы, свойства, состояния. Понятие «динамический стереотип» (по И.П. Павлову). Личностные проявления бессознательного. Психологические защиты (по З. Фрейду).

16. Понятие факторов развития личности. Движущие силы развития личности. Основные психологические теории личности. Биогенетический, социогенетический, психогенетический подходы к изучению личности в зарубежной психологии.

17. Зарубежные теории личности. Психоанализ (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон, К. Хорни).

18. Зарубежные теории личности. Гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер).

19. Биогенетический подход к изучению личности в зарубежной психологии. Конституциональные теории личности. Типологии (Э. Кречмер, У. Шелдон, Б.Г. Ананьев, И.П. Павлов).

20. Социогенетический подход к изучению личности в зарубежной психологии. Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер).

21. Психогенетический подход к изучению личности в зарубежной психологии. Гуманистическая психология (Г. Олпорт, К. Роджерс). Иерархия потребностей личности по А. Маслоу.

22. Психогенетический подход к изучению личности в зарубежной психологии. Теории развития интеллекта. Когнитивная психология (Дж. Келли, Ж. Пиаже).

23. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

24. Деятельностный подход к изучению личности в отечественной психологии. Активность личности как движущая сила её развития. Теория деятельности А.Н.Леонтьева. Теория единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

25. Психология индивидуальных различий (Б.М.Теплов, З.Д Небылицын). Психология отношений (В.Н. Мясищев). Человекознание как комплексная дисциплина (Б.Г.Ананьев). Развитие и состояние психологии в современной России.

26. Структура личности. Направленность – стержень внутреннего мира личности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.). Потребности. Ценностные ориентации. Мотивация. Мировоззрение.

27. Понятие о деятельности. Виды деятельностей. Особенности деятельности человека. Динамический стереотип – физиологическая основа деятельности.

28. Общепсихологическая теория деятельности. Структура деятельности. Потребности, их виды. Мотивы деятельности, виды мотивов. Цели деятельности. Поступок.

29. Соотношение понятий человек, субъект, индивид, личность, индивидуальность в отечественной психологии.

30. Познавательная сфера личности. Структура приёма и обработки информации человеком. Понятие об ощущениях. Анатомо-физиологические основы ощущений. Свойства и виды ощущений.

31. Познавательная сфера личности. Понятие о восприятии. Физиологические основы восприятия. Избирательность восприятия (феномен фигуры и фона). Свойства восприятия.

32. Познавательная сфера личности. Виды восприятия. Восприятие пространства, величины, формы, движения, времени. Иллюзии восприятия.

33. Познавательная сфера личности. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Понятие доминанты. Виды внимания и их сравнительная характеристика.

34. Познавательная сфера личности. Качества (свойства) внимания. Факторы, способствующие привлечению внимания. Приемы привлечения внимания учащихся на уроке.

35. Познавательная сфера личности. Понятие о памяти. Процессы памяти. Воспроизведение. Формы воспроизведения. Явление реминисценции. Теоретические подходы к исследованию памяти.

36. Познавательная сфера личности. Понятие о памяти. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Способы и условия эффективного запоминания.

37. Индивидуальные различия памяти людей. Зависимость усвоения информации от выполнения определенного вида деятельности. Причины забывания. Явление интерференции (интерферирующего торможения) и его причины. Проактивное и ретроактивное торможение.

38. Познавательная сфера личности. Понятие мышления и его функции. Мышление и речь. Обобщенность и опосредованность мышления. Мыслительные операции и их функции.

39. Познавательная сфера личности. Понятие мышления. Формы мышления и их взаимосвязь. Виды мышления.

40. Познавательная сфера личности. Мышление. Понятие продуктивности ума, ее составляющие. Творческое продуктивное мышление. Условия развития творческого мышления.

41. Познавательная сфера личности. Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Способы создания образов воображения. Общее и отличное между воображением и мышлением.

42. Понятие о языке и речи. Функции речи. Речь как средство мышления. Речь как средство общения. Характеристики речи. Виды речи.

43. Общение. Структура общения. Коммуникативная, перцептивная, интерактивная стороны общения. Функции общения. Виды общения. Стили общения и их характеристика.

44. Эмоциональная сфера личности. Понятие «эмоции». Понятие «чувства». Теории эмоций. Классификация чувств и эмоций.

45. Особенности чувств и эмоций человека. Высшие чувства.

46. Эмоциональные состояния человека: настроение, аффект, фрустрация, стресс, депрессия, страсть.

47. Волевая сфера личности. Понятие о воле. Простые и сложные волевые действия. Структура волевого действия. Понятие «неволевое действие».

48. Волевая сфера личности. Психологическая характеристика волевых качеств личности. Развитие воли. Приёмы самовоспитания воли.

49. Мотивационная сфера личности. Понятие мотивации личности. Потребности. Мотивы и их виды. Особенности мотивационной сферы личности.

50. Индивидуально-психологические свойства личности. Понятие о темпераменте. Основные компоненты темперамента. Свойства темперамента.

51. Гуморальная теория темперамента (Гален, Гиппократ). Конституциональная теория темперамента (Э. Кречмер, У. Шелдон). Темперамент с точки зрения высшей нервной деятельности (А.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын и др.).

52. Психологическая характеристика флегматического, холерического, меланхолического, сангвинического типов темперамента.

53. Индивидуально-типологические свойства личности. Понятие о характере. Соотношение темперамента и характера. Структура характера. Черты характера.

54. Индивидуально-типологические свойства личности. Понятие «типологии характера» и «акцентуации характера». Развитие и формирование характера.

55. Индивидуально-типологические свойства личности. Понятие о способностях. Виды способностей. Компоненты педагогической деятельности и способностей.

56. Индивидуально-типологические свойства личности. Способности. Физиологические основы способностей – задатки. Степени (уровни) развития способностей. Соотношение понятий «одарённость», «талант», «гениальность».

57. Формирование и развитие способностей. Соотношение способностей и знаний, умений, навыков. Уровень достижений в деятельности – показатель уровня развития способностей.

 

 

Учебное издание




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.