Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы




Темы и их краткое содержание

Разделы дисциплины

Материально-техническое обеспечение

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-02, ОК-04, ОК-06, ОК-10, ОК-12, ОК-15, ОК-16, ПК-01, ПК-26, ПК-29, ПК-30.

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

· основные направления и проблемы развития истории экономических учений;

· движущие силы и закономерности становления истории экономических учений;

· основные этапы и ключевые события истории экономических учений России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и мировой истории экономических учений;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития экономики;

уметь:

  • работать с разноплановыми источниками;
  • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления экономики в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и истории экономических учений;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты истории экономических учений;
  • извлекать уроки из отрицательных последствий в экономике и на их основе принимать осознанные решения;

владеть:

· приемами управления процессами в экономике;

· факторами, влияющими на повышение благосостояния населения;

· умением эффективного поиска информации и критикой источников по истории экономических учений;

· навыками анализа исторических источников по экономике.

Образовательный процесс происходит в учебных аудиториях. Помещения укомплектованы необходимой специализированной учебной мебелью и техническими средствами для представления учебной информации студентам. Используются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающих показ тематических иллюстраций во время проведения лекционных занятий.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «История экономических учений» не содержит разделы.

Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ВАВИЛОНИИ, КИТАЯ, ИНДИИ, В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И В РОССИИ

Лекция № 1 (8 часов)

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии. Экономические учения Древней Греции. Литература об организации рабовладельческих латифундий в Древнем Риме. Экономические теории в период Средневековья. Экономические воззрения канонистов. Меркантилизм как первая школа политической экономии.

Семинарское занятие (10 часов)

Подготовка реферата по заданной теме и обсуждение его на занятии:

1. История древней Вави­лонии.

2. Кодекс царяХаммурапи.

3. Защита интересов общины и мелких производителей.

4. Экономические взгляды Конфуция.

5. Экономическая мысль Китая.

6. Учение Моцзы и его сторонников (моистов).

7. Трактат "Гуань-цзы".

8. Махабхарата.

9. Рамаяна.

10. Артхашастра.

11. Каутилья.

12. Учения Ксенофонта.

13. Учения Платона.

14. Учения Аристотеля.

Самостоятельная работа (16 часов)

Каждому студенту следует написать реферат на заданную тему с последующей защитой на семинарском занятии:

1. Работа Ксенофонта «Домо­строй».

2. Вопросы разделения труда в Древнем мире.

3. Работа Платона «Политика или государство».

4. Идеальное государство Платона.

5. Философская школа Ликей в Афинах.

6. Сочинения «Землевладение» Катона Старшего.

7. Проблемы латифундийского хозяйства.

8. Сочинение «О сельском хозяйстве»Колумеллы.

9. Взгляд Ф. Аквинского на частную собственность.

10. Экономические идеи в средние века в России.

Литература:

1. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 584-610

 

Тема 2. АНАЛИЗ ТРУДОВ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Лекция (8 часов)

Адам Смит (1723-1790гг.), Давид Рикардо (1772-1823гг.), Альфред Маршалл (1842-1924гг.), Антуан Огюстен Курно (1801-1877гг.), Карл Маркс (1818-1883гг.), Джон Мейнард Кейнс (1883-1946гг.),

Семинарское занятие (10 часов)

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЕЛИКИЕ ЭКОНОМИСТЫ» [1]

Цели игры

1. Ознакомиться с взглядами следующих экономистов: Ф. Кенэ, А. Тюрго, Ш. Фурье, Н. Чернышевского, Д. Рикардо, Т. Мальту­са, Д. Милля, Ф. Листа, В. Зомбарта, К. Маркса, В. Ленина, Т. Веблена, Д. Гэлбрейта, К. Менгера, Д. Кларка, Э. Чемберлина.

2. Дать общее представление о следующих экономических школах: физиократия, утопический социализм, классическая и историче­ская школы, марксизм, институционализм, маржинализм.

Теория

Приведем краткие характеристики ученых-экономистов, чьи высказы­вания используются в игре.

1. Франсуа Кенэ — глава школы физиократов. Единственным самосто­ятельным фактором производства представители этой школы считали почву, природу, а единственным видом производительного труда — зем­леделие.

2. Анн Робер Жак Тюрго — физиократ, дал первое научное обоснова­ние ссудного процента на капитал.

3. Шарль Фурье — социалист, автор проекта «социетарного» обще­ственного строя. Предлагал заменить свободную торговлю казенными (государственными) распределителями.

4. Николай Чернышевский — социалист, автор проекта «общинного» социализма. Сторонник эволюционного развития экономики от низ­шей формы к высшей.

5. Давид Рикардо — представитель классической школы. Два ее ос­новных положения: 1) ценность товара определяется затраченным на его производство трудом, 2) свободная конкуренция необходима для эффективного функционирования экономики и ее развития. Ввел по­нятия основного и оборотного капитала.

6. Томас Роберт Мальтус — представитель классической школы. Автор концепции народонаселения, по которой чрезмерный рост чис­ленности беднейших классов является основной причиной социально-экономических проблем общества.

7. Джон Стюарт Миллъ — представитель классической школы. Склонялся к социализму: подвергал сомнению права наследования и собственности на землю. Дал свою трактовку классической трудовой стоимости и понятия производительного труда.

8. Фридрих Лист — один из основателей исторической школы. При­менял индуктивный метод исследования в экономике, выступал за протекционизм во внешней торговле. Одним из первых признал про­изводительным умственный труд.

9. Вернер Зомбарт — представитель исторической школы, автор концепции «национального» социализма. По его мнению, «хозяй­ственный дух» передается по наследству и играет определяющую роль в экономике.

10. Карл Маркс — последователь классической школы и социализма. Считал, что труд не обладает стоимостью, поскольку сам служит для ее измерения. Ввел понятия «постоянный капитал» и «эксплуатация».

11. Владимир Ленин — марксист, создатель концепции обобществле­ния производства и перехода от монополистического капитализма к коммунизму посредством пролетарской революции.

12. Торстейн Веблен — создатель институционализма (институт — историческая традиция, норма поведения). Считал, что важнейшей целью потребления является демонстрация богатства потребителя. «Подставное» потребление — это потребление жены, гостей, лакеев и др., предназначенное для демонстрации богатства хозяина.

13. Джон Гэлбрейт — институционалист, автор концепции «техно-структуры». По его мнению, в мире корпораций прибыль не является главной целью производства, поскольку реальная власть принадлежит менеджерам, а не акционерам.

14. Карл Менгер — один из создателей теории маржинализма, в ос­нове которой лежит субъективная трактовка ценности (полезности) благ. Выводил ценность благ высшего порядка (сырье, орудия труда, труд) из ценности конечных продуктов.

15. Джон Кларк — маржиналист, автор концепции предельной про­изводительности. Первым рассматривал труд и капитал в качестве равноправных факторов производства.

16. Эдвард Чемберлин — создатель теории монополистической кон­куренции.

Правила игры

1. Игра проводится после изучения лекционного курса или соответствующего раздела общего курса экономики.

2. В игре рассматриваются взгляды 16 известных экономистов. Соот­ветственно максимальное число участников игры также равно 16. Если студентов больше этого количества, то следует объединить двух студентов в одного «экономиста».

3. В игре используются карточки, на каждой из которой приведена одна цитата какого-нибудь экономиста. Всего 48 карточек: по три цитаты каждого автора. На карточке автор цитаты не указывается.

4. Карточки перемешиваются и выдаются студентам, каждому по три.

5. Задача студентов — обмениваясь, собрать по три карточки с вы­сказываниями какого-нибудь одного экономиста и, кроме того, назвать его.

6. Баллы присуждаются по следующим правилам:

* пять баллов — сданы три цитаты одного экономиста, и он опре­делен правильно;

* три балла — сданы цитаты разных экономистов, но все они определены правильно;

* два, один и ноль баллов — неправильно определен один, два или три автора высказываний соответственно.

Подготовка игры

А. Подготовить карточки с такими, например, высказываниями эконо­мистов:

1. Политическая экономия в отношении к международной торговле должна основывать свое учение на опыте.

2. Сам народ является главнейшим виновником своих страданий.

3. Мы считаем вещи красивыми, так же как и полезными, где-то в прямой зависимости от того, насколько велика их цена.

4. Государство, населенное одними лишь торговцами и ремесленни­ками, может существовать только за счет доходов от земельной соб­ственности, получаемых за границей.

5. Ценность субъективна не только по своему существу, но и по сво­ей мере.

6. При социетарном строе гурманство является источником мудро­сти, просвещения и дел социального согласия.

7. Человеческий труд образует стоимость, но сам труд не есть сто­имость. Стоимостью он становится в застывшем состоянии, в предмет­ной форме.

8. Ошибка, когда моралисты рассматривали отдачу в рост как пре­ступление.

9. Последнее орудие меньше добавляет к производительности чело­века, чем это делало первое.

10. Корпорация посредством заведенного ритуала стремится вну­шить акционерам впечатление, будто они облечены властью.

11. В интересах не только общественного блага, но и частных лиц была бы передача по наследству детям не большого, а умеренного обес­печения.

12. Общинное владение — это единственный род собственности, охранение которого не доставляет правительству никаких забот и не требует от него ровно никаких расходов.

13. Конкуренция превращается в монополию. Получается гигант­ский прогресс обобществления производства.

14. Хозяйственный дух — это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающих хозяйствование.

15. В зависимости от того, быстро ли изнашивается капитал и часто ли требует воспроизведения или же потребляется медленно, он при­числяется к оборотному или к основному капиталу.

16. Чистую конкуренцию нельзя больше считать во всех отношени­ях «идеалом» для экономики благосостояния... Индивидуальные раз­личия между актерами, певцами, лицами свободных профессий и де­ловыми людьми невозможно устранить.

17. Всякий монополист сталкивается с конкуренцией заменителей, и уже отсюда ясно, что монополистическая конкуренция охватывает всю теорию монополии.

18. Размеры заработной платы должны быть предоставлены част­ной и свободной конкуренции и никогда не должны контролироваться вмешательством государства.

19. С развитием просвещения и здравого взгляда на жизнь будут постепенно ослабевать до нуля разные слабости и пороки.

20. Государство есть продукт и проявление непримиримости клас­совых противоречий.

21. К народам со слабым капиталистическим предрасположением я причисляю, прежде всего, кельтов и некоторые германские племена.

22. Цену процента можно рассматривать как своего рода уровень, ниже которого прекращается всякий труд, всякая обработка земли, всякая промышленность, всякая торговля.

23. Когда какой-нибудь человек покидает своего предпринимателя, можно определить, сколько он стоит, выяснив, сколько предпринима­тель теряет, когда его рабочая сила уменьшается на одного человека.

24. Денежное вознаграждение как фактор, стимулирующий трудо­вую деятельность, в настоящее время играет относительно меньшую роль.

25. Как только землевладелец в любой стране перестает улучшать землю, у политической экономии не находится слов в защиту земель­ной собственности.

26. Полезность — это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей и потому является общим условием харак­тера благ.

27. Социетарный кантон будет вести переговоры о купле-продаже только один единственный раз вместо трехсот противоречивых пере­говоров, занимающих триста глав семейств.

28. Та часть капитала, которая превращается в средства производства, т.е. в сырой материал, вспомогательные материалы и средства труда, в процессе производства не изменяет своей стоимости.

29. Те, кто разводит свиней, конечно, производительны, но в несрав­ненно большей степени производительны воспитатели юношества. Первые производят меновые ценности, вторые создают производи­тельные силы.

30. Законы природы говорят нам то же, что сказано апостолом Пав­лом: если человек не желает трудиться, он не имеет право на пропита­ние.

31. Теоретически, с точки зрения экономики, священник является слугой, косвенно находящимся в личном услужении у божества, чью ливрею он носит.

32. Основная задача правительства заключается в облегчении при помощи развития торговли сбыта продовольственных товаров соб­ственного производства.

33. Заем под проценты есть не что иное, как торговля, в которой заи­модавец — человек, продающий пользование своими деньгами, а заем­щик — человек, покупающий его.

34. Доход всего труда, с одной стороны, и доход всего капитала — с другой, совершенно родственны, таким образом, земельной ренте. Они являются двумя родами ренты.

35. Принуждение издавна ассоциируется с землей. Точно так же де­нежный мотив связан с капиталом. Отождествление и приспособление целей связаны с техноструктурой.

36. Портной, шьющий одежду, сапожник, выпускающий обувь, со­здают не больше богатств, чем музыканты, дающие концерт.

37. Предполагаемая ценность продукта является при всяких обсто­ятельствах принципом, определяющим величину ценности соответ­ствующих благ высшего порядка.

38. Прибыльная часть торговли — ростовщичество. Надо, чтобы правительство завладело этой отраслью и прочими при посредстве ка­зенных форм.

39. Капиталист обогащается... пропорционально количеству той чу­жой рабочей силы, которую он высасывает, и тому отречению от всех жизненных благ, которое он навязывает рабочим.

40. Если бы люди не применяли в производстве машин, а только труд, и если бы для доставки ими их товаров на рынок требовались одинаковые промежутки времени, то меновая ценность их товаров была бы точно пропорциональна количеству затраченного труда.

41. И патенты, и фабричные марки могут рассматриваться как эле­менты монополии. Элементами же конкуренции выступают в обоих случаях те черты сходства, которые имеются между этими товарами и остальными.

42. При современных мировых отношениях молодая, необеспеченная покровительством промышленность не в состоянии развиться при сво­бодной конкуренции с промышленностью, давно уже окрепшей.

43. Необходимо открыто отказаться от признания за бедными вооб­ражаемого права содержаться на общественный счет.

44. Для господина, живущего в праздности, демонстративное по­требление материальных ценностей есть средство достижения уваже­ния.

45. Труд, затраченный на спасение жизни друга, не является произ­водительным, если только этот друг не производительный работник, который производит больше, чем потребляет.

46. Из всех родов собственности общинное владение есть тот род, который наиболее предохраняет частную жизнь от административно­го вмешательства и надзора.

47. Учет и контроль — вот главное, что требуется для «наложения», для правильного функционирования первой фазы коммунистическо­го общества.

48. Исключается мнение, что предрасположение к капиталистиче­скому духу было «приобретено» в ходе истории.

В. Подготовить таблицу для проверки преподавателем полученных результатов.

Примечание. Это пособие может быть доступно студентам, поэтому при подготовке карточек рекомендуется изменить нумерацию цитат и внести соответствующие изменения в приведенную ниже таблицу 1.1.

Таблица 1.1 - Экономисты и их высказывания

Экономист Цитаты Экономист Цитаты
  Ф. Кенэ 4, 32, 36   В. Зомбарт 14,21,48
  А. Тюрго 8, 22, 33   К. Маркс 7, 28, 39
  Ш. Фурье 6, 27, 38   В. Ленин 13,20,47
  Н. Чернышевский 12, 19,46   Т. Веблен 3,31,44
  Д. Рикардо 15,18,40   Д. Гэлбрейт 10, 24, 35
  Т. Мальтус 2, 30, 43   К. Менгер 5, 26, 37
  Д. Милль 11, 25, 45   Д. Кларк 9, 23, 34
  Ф. Лист 1, 29, 42   Э. Чемберлин 16, 17,41

Можно, например, изменить все номера цитат на новые номера по фор­муле 100 - Н, где Н — номер цитаты в данном пособии (старый номер). При этом номера, присвоенные экономистам в разделе «Теория», не изменятся.

С. Подготовить карточки для записи результатов. Можно подгото­вить чистые листки бумаги и предложить студентам начертить на них табл. 1.2.

Таблица 1.2 - Бланк для записи предполагаемых авторов цитат

Ф. И. О. экономист номер экономиста
цитата
     
     

D. Подготовить карточки по количеству студентов группы. При этом надо учитывать, что на каждого студента должно приходиться по три цитаты одного экономиста, высказывания других экономистов не­обходимо исключить. Чтобы выполнить это условие, при подготовке комплекта карточек надо использовать таблицу, приведенную выше (см. этап подготовки «В»). Пример. Предположим, что в группе всего четыре студента. Тогда надо раздать карточки с цитатами первых четырех экономистов (Кенэ, Тюрго, Фурье, Чернышевский), т. е. карточки с номерами 4,32,36,..., 19,46 (всего 3 х 4=12 шт.).

Порядок проведения игры

1. Объяснить студентам цели и правила игры.

2. Дать краткие характеристики экономистов, предложив студентам законспектировать их (см. раздел «Теория»). Число рассматривае­мых экономистов должно быть равно числу присутствующих сту­дентов.

3. Написать на доске список экономистов с присвоенными им номе­рами (см. раздел «Теория»).

4. Раздать чистые листки бумаги и предложить студентам начер­тить на них таблицы для записи результатов (см. этап «С» в раз­деле «Подготовка игры»).

5. Перемешать карточки с цитатами экономистов и раздать студен­там, каждому по три.

6. Дать студентам 20-30 мин для анализа высказываний, обмена и подбора карточек.

7. Собрать карточки с цитатами и результатами анализа цитат (каж­дый студент сдает 3+1 = 4 карточки).

8. Выставить баллы студентам. Подвести итоги игры. Назвать побе­дителей.

Пример игры

1. Исходные данные:

* студентов — 4; * карточки с цитатами - 4, 6, 8, 12, 19, 22, 27, 32, 33, 36, 38, 46 (12 штук).

2. Карточки раздаются студентам.

3. После проведенного студентами анализа цитат и обмена карто­чек получены следующие результаты (табл. 1.3).

4. Итоги игры:

* победил в игре студент Ломов: он сдал три карточки с цитата­ми Тюрго, причем правильно угадал их автора (5 баллов); * студент Котов правильно угадал всех авторов цитат, однако не проявил активности при обмене карточек, в процессе которого студенты получают дополнительные знания (3 балла);

Таблица 1.3 - Результаты игры «Великие экономисты»

Студент Карточка Экономист Совпа­дения Баллы
           
  Котов     Фурье +  
  Фурье +
  Чернышевский +
  Ломов     Тюрго +  
  Тюрго +
  Тюрго +
  Мохов     Тюрго -  
  Тюрго -
  Чернышевский -
  Носов   Кенэ -  
  Кенэ -
  Кенэ +
               

 

* студент Носов решил, что все высказывания на сданных им карточках принадлежат Кенэ, а на самом деле — только одно из них (1 балл);

* студент Мохов не угадал ни одного экономиста (0 баллов).

Обсуждение итогов деловой игры.

Самостоятельная работа (20 часов)

Каждому студенту следует написать три реферата о вкладе указанных экономистов в развитие экономических учений на заданную тему с последующей защитой на семинарском занятии:

  1. А. Афтальон
  2. Дж. Бентам
  3. Д. Бернулли
  4. Э. Бернштейн
  5. Л. Вальрас
  6. А. Вебер
  7. М. Вебер
  8. Т. Веблен
  9. Ф. фон Визер
  10. У. Джевонс
  11. Р. Джонс
  12. Г. Джордж
  13. Ж. Дюпюи
  14. К. Жугляр
  15. В. Зомбарт
  16. Дж. М. Кейнс
  17. Дж. Н. Кейнс
  18. Ф. Кенэ
  19. Дж. Кэрнс
  20. Дж. Б. Кларк
  21. Дж. М. Кларк
  22. Н. Кондратьев
  23. О. Курно
  24. Т. Мальтус
  25. Т. Ман (Мен)
  26. В. Парето
  27. А. Тюрго
  28. Й. Шумпетер

Литература:

1. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – С. 584-610

 

1. Хозяйственные формы и отраслевая структура экономики Древнего мира.

2. Экономическое развитие в эпоху Средневековья.

3. Хозяйственный строй русских земель в IX- XVII вв.

4. Особенности экономического развития европейских стран в эпоху первоначального накопления капитала и мануфактурного производства

5. История промышленного переворота и индустриализации конца XVIII- XIX вв.

6. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX – первой трети XX вв.

7. Экономика государственного социализма.

8. История мировой экономики в послевоенный период.

9. Предмет истории экономики и его эволюция

10. Методы и функции экономической науки

11. Проблемы периодизации истории экономики

12. Основные черты и направления развития первобытнообщинного хозяйства

13. Фазы эволюции и модели развития рабовладения

14. Восточная модель рабовладения

15. Западная модель рабовладения

16. Хозяйственное развитие России в эпоху промышленного переворота

17. Дополнительная литература

18. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце XIX-первой трети XX вв.

19. Структурные изменения в экономике развитых стран в конце XIX- начале XX в.

20. Экономические причины и последствия первой мировой войны

21. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг

22. Особенности экономического развития России в конце XIX – начале XX вв.

23. Условия формирования командно-административной системы экономики России

24. Особенности хозяйственного развития Советской России в 1917-1927 гг. 130

25. Экономика СССР в конце 20-сер. 30-гг

26. Экономика «государственного социализма»

27. Экономическое развитие СССР в предвоенный период

28. Советская экономика в годы войны (1941-1945) и в послевоенный период (1945-1953)

29. Попытки реформирования командно-административной системы в 50-60-е гг

30. Экономика застоя

31. История мировой экономики в послевоенный период

32. Экономические последствия Второй мировой войны

33. Национальные программы возрождения экономики

34. Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е гг

35. Современный этап развития мирового хозяйства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.