Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Понятие конъюнктуры предпринимательской деятельности




Предпринимательский рынок.— это система экономических отношений между продавцами, осуществляющими предпри­нимательскую деятельность, и покупателями — потребителя­ми предпринимательской продукции по поводу ее купли-продажи, где формируется спрос и предложение товара, цены на него, а также экономическая конкуренция.

Предложение предпринимательской продукции — это совокуп­ность товаров с определенными ценами, по которым производи­тели готовы продать свою продукцию.

Предложение показывает, какой объем продукции с точки зрения выгодности цены может быть предъявлен к продаже (см. рис. 3.1).

Закон предложения: с повышением цен возрастает объем предложения, а со снижением их— уменьшается. |

Степень колебания объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения:

(3.1)

Если значение коэффициента больше единицы, предложение является эластичным.

Спрос на предпринимательскую продукцию — это платежеспо­собная потребность в ней, подкрепленная покупательной спо­собностью и доступностью цены.

Спрос задается ценой и объемом. Цена спроса — это макси­мальная цена, которую согласен заплатить покупатель за опре­деленное количество товара. Объем спроса определяется количе­ством товара, которое покупатель готов приобрести при задан­ных условиях в течение определенного промежутка времени.

Степень колебания спроса в зависимости от изменения цены характеризует эластичность спроса:

(3.2)

 

Если значение коэффициента больше единицы, спрос явля­ется эластичным.

Закон спроса: величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены продукции.

Спрос устанавливается под влиянием многих факторов:

С = f(Цi, Д, Б, В, М, S, Ца), (3.3)

где С — объем спроса на продукцию в единицу времени; Цi — цена продукции; Ца — цены аналогичной продукции; Д — доход покупателя; Б — уровень благосостояния покупателя; В — вкусы и предпочтения; М — мнение покупателя о своих перспективах; S — сезонность потребности, удовлетворяемой данной продукцией.

Кроме того, на спрос влияют: численность покупателей про­дукции; мода; реклама; полезность продукции; мнения близких людей; эффект присоединения к большинству — «быть не хуже других»; эффект престижного потребления — «быть лучше дру­гих»; эффект каприза и сиюминутных желаний у потребителя; эффект дохода, выражающийся в увеличении потребления ка­кой-либо продукции при сохранении в прежнем объеме потреб­ления другой; эффект замены, возникающий при желании по­купателя приобретать больше дешевых товаров.

Влияние многочисленных факторов на спрос указывает на то, что он выражает ряд альтернативных возможностей. Покупатель, ограниченный в своих средствах, может приобрести любой набор товаров, совокупная стоимость которых не превышает бюджетное ограничение.

Аксиома потребительского предпочтения: большее количе­ство товаров, входящих в набор, всегда предпочитается мень­шему их количеству, следовательно, существует определенная иерархия предпочтений, на которые накладывается бюджетное ограничение.

В результате соотношения спроса и предложения формируется рыночная цена единицы продукта предпринимательской деятельно­сти. Ее экономическое содержание заключается в следующем. Цена для предприятия — элемент его дохода, а для покупателя — его расхода. Следовательно, интерес первых состоит в увеличении

цены, а вторых — в ее снижении. Встречные интересы субъектов рынка можно изобразить графически в виде кривых предложе­ния –λ1 и спроса – α1 (рис. 3.1).

Рис. 3.1, Соотношение спроса-предложения на предпринимательском рынке

Конъюнктура рынка изменчива из-за влияния конкуренции.

Экономическая конкуренция на предпринимательском рынке

представляет собой экономическое состязание среди произ­водителей товаров со сходными потребительскими свойства­ми за привлечение как можно большего числа покупателей и получение максимальной выгоды от продаж, а среди потре­бителей — за приобретение наиболее качественной продукции по доступной цене.

Рост цен ведет к падению платежеспособного спроса поку­пателей, а значит, и к снижению объема производства. Графи­чески это отражается увеличением крутизны кривых предложе­ния —λ2 и спроса — α2. Неценовые факторы параллельно сдви­гают кривые предложения — λ3 и спроса — α3 вправо или влево (см. рис. 3.1). Соответственно в ходе конкуренции и точка рав­новесия А непрерывно смещается (из A0 в А1, следовательно, становится динамичной и рыночная цена.

Закон соотношения спроса и предложения: если спрос пре­вышает предложение, то цены поднимаются, если предложение превышает спрос, то цены снижаются.

Характеристика конъюнктуры рынка

Сегментация рынка — выделение отдельных частей (сегмен­тов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спро­са на товары, т.е. разбивка предпочтений потребителей по кри­териям мотивации и иным признакам; разбивка продукции пред­принимателей по качеству и иным признакам продукции.

Размер рынка — территория, на которой происходит реализа­ция товаров предприятия: площадь, торговые пути, численность населения, климат и т.д,

Емкость рынка —• объем реализованных на предприниматель­ском рынке товаров в течение определенного периода времени.

Доля рынка — удельный вес продукции предприятия в сово­купном объеме продаж товаров на данном сегменте рынка. И так, коньюктура предпринимательства совокупность рыночных показателей, влияющих на конкурентоспособность товара, услуги.

И так, конъюнктура предпринимательства есть совокупность рыночных показателей, влияющих на конкурентоспособность товара, услуги.

В зависимости от сложившейся и прогнозируемой рыночной конъюнктуры каждое предприятие, осуществляющее предприни­мательскую деятельность:

а) делает выбор ее вида и форм;

б) оценивает возможности предпринимательства и его продол­жительность;

в) проводит обоснование выбора стратегии развития своей дея­тельности иповедение рынке.

Далее подробнее рассмотрим основы технологии каждой из перечисленных операций.

Выбор вида и форм предпринимательской деятельности

Обоснование выбора производится на основе маркетинговой разведки, преследующей цель определения ниши предприятия на рынке. В процессе такого исследования изучаются, помимо ры­ночных, изменения политических, экономических (например, уровня инфляции, характера финансово-кредитной политики), социальных (например, состояния покупательной способности различных слоев общества), экологических и правовых условий предпринимательства. В результате получают характеристики конъ­юнктуры рынка, оценки потенциальных потребностей покупате­лей в предпринимательской продукции (услугах, работах), прогноз

прибыльности деятельности и делают выбор вида и форм дея­тельности по критериям выгоды и ориентации на потребителя.

Маркетинговая ориентация на потребителя предполагаетучет запросов потребителя в направлении уникальности и ад­ресности продукции, предоставления высококачественного сер­виса, установления доступной цены, достижения своевременности поставок, надежности, стабильности и т.д.

Оценка возможностей предпринимательства и его продолжительности

Для получения оценки проводится анализ конкурентов пред­приятия, в ходе которого определяется место его в системе ры­ночных отношений; оценивается значимость деятельности и ее результатов для общества и предприятия, выполняется ориенти­ровочный расчет прибыли от осуществления предприниматель­ства и риска ее получения. Затем возможность осуществления предпринимательства согласовывается с наличием соответствую­щих знаний, навыков и желаний у предполагаемых исполните­лей дела.

Обоснование выбора стратегии развития предпринимательской деятельности и поведения на рынке

Возможны следующие варианты стратегий развития пред­приятия:

интенсивный рост, признаками которого являются: возмож­ный рост объема выпуска продукции при существующих производственных мощностях, глубокое внедрение в струк­туру рынка, расширение его границ и совершенствование производимой продукции;

интеграционный рост, признаками которого выступают: воз­можность интеграции с системой маркетинга отрасли, рег­рессивная интеграция (усиление влияния на поставщиков и контроль за ними), прогрессивная интеграция (усиление влияния и контроль за системой распределения), горизон­тальная интеграция (усиление влияния и контроль предприятий-конкурентов);

диверсификационный рост характеризуют следующие при­знаки: возможность интеграции с системами маркетинга других отраслей, концентрическая диверсификация (пополнение ассортимента товарами, похожими на выпускае­мые предприятием), горизонтальная диверсификация (по­полнение ассортимента товарами, не похожими на товары, выпускаемые предприятием, но интересными для сущест­вующих рынков), конгломератная диверсификация (попол­нение ассортимента товарами, не имеющими никакого от­ношения ни к применяемой технологии, ни к существую­щим товарам и рынкам). Делая выбор варианта стратегии развития предприятия, це­лесообразно учитывать маркетинговую ориентацию на потреби­теля и влияние внешних факторов;

Виды стратегий поведения предприятия на рынке

Стратегия конкурентного поведения предприятия <—наборконкретных программ стратегического характера, используе­мых фирмой для достижения ее главных целей рыночной деятельности.

Выбор стратегии конкурентного поведения предприятия про­изводится на основерезультатов анализа стратегических зон дея­тельностифирмы на рынке (СЗД). В ходе его исследуются перспек­тивы рентабельности функционирования предприятий в каждой конкретной зоне, характеризующейся определенным размером прибыли при заданных затратах; ожидаемым уровнем стабиль­ности внешней среды; применяемыми методами ведения конку­ренции; траекторий жизненного цикла товаров и услуг, объемом и ценой спроса на них. Критериями выбора возможной стратегиче­ской зоны предпринимательской деятельности выступают степень собственного влияния на рынке, рыночная доля предприятия, рост объема спроса на его товары и услуга в сопоставлении соответствующими показателями у основных влиятельных конкурентов.

Одним из наиболее популярных методов проведения анализа СЗД является матрица БКГ (Бостонской консультационной груп­пы) (см. рис. 3)

В представленной матрице по оси абсцисс откладывается зна­чение коэффициента доли рынка предприятия:

(3.4)

Рис. 3.2 Определение стратегических зон деятельности предприятия с помощью матрицы БКР.

_ _ __ _ ' типичный путь развития стратегической

~~" "" зоны деятельности предприятия

——► основные направления финансовых потоков

В зависимости от величины соотношения рыночной доли предприятия и роста объема спроса на его продукцию выделяют четыре группы стратегий предприятия по зонам влияния (см. табл. 3.1).

Для предприятия лучшее положение из рассмотренных, ко­гда его деятельность находится в стратегической зоне «звезда». Однако, чтобы это положение как можно дольше сохранялось, необходимо иметь заинтересованного экономического партнера, функционирующего в стратегической зоне «дойная корова», так как постоянно будет ощущаться недостаток финансовых средств для своего развития,

Малым и средним предприятиям трудно на фоне крупных пробиться на рынок, занять там достойное место и выжить, но их главным преимуществом является гибкость и мобильность, т.е. умение своевременно и Легко адаптироваться к непредсказуе­мом рыночным процессам. При этом стратегия приспосаблива­ния может быть различной:

стратегия «хамелеон»: — используется в деятельности франчайзинговых предприятий, которые по договоренности с франчайзерами (крупными предприятиями) получают в доста­точных количествах материальную базу, пользуются сформированными ими элементами инфраструктуры. Взамен полу­ченных услуг франчайзи (малое предприятие) обязуется вес-ги свое дело по установленным франчайзером правилам;

Таблица3.1 Характеристика стратегий поведения предприятий в каждой из стратегических зон влияния

 

Наименования Характерные признаки  
зон влияния поведения предприятия на рынке  
«Звезда» — высокая Это зона с высокой результативностью и  
доля на рынке с боль- существенными доходами, но значительная  
шим спросом на това- часть доходов предназначена для сохране-  
ры и услуги ния лидирующего положения предприятия на рынке, поэтому в данной зоне ощущается постоянный дефицит денежных средств  
«Дойная корова» — Лидирующее и стабильное положение на  
высокая доля на рын- рынке мощной, но стареющей фирмы. В  
ке, спрос на товары и этой связи финансовые средства на рекламу  
услуги заморожен и и конкурентную борьбу не тратятся, так как  
развивается низкими другие, более мелкие, конкуренты не могут  
темпами «втиснуться» в данную товарную нишу  
«Трудный ребенок» — Складывается ситуация «либо — либо», т.е.  
низкая доля на рынке, либо наращивать усилия и финансовые за-  
но с быстрорастущим траты и становиться «звездой», либо ухо-  
спросом на фирмен- дить- с рынка. Как правило, /Собственных  
ные товары и услуги финансовых средств крайне недостаточно, и поэтому необходима помощь со стороны «дойной коровы» дня финансовой под­держки и становления на рынке  
«Собака» — низкая Данная фирма занимает calMoe худшее по-  
рыночная доля с ми- ложение. Прибыли не дает, а требует высо-  
нимальными темпами ких затрат для своего участия на рыйке. От  
роста спроса на товары «собак» надо вовремя избавляться или де-  
и услуги лать крупные финансовые вливания для перемещения их в состояние «звезд»  

• стратегия «премудрый пескарь» — применяется в деятель­ности малых брокерских, агентских, дилерских предпри­ятий, которые, «не высовываясь», оказывают существен­ное влияние на основные показатели деятельности крупных фирм на снижение издержек, росту качества товаров, услуг.

 

Контрольные вопросы.

1. В чем заключается сущность коньюктуры предпринимательской деятельности?

2. Какие основные показатели предпринимательской конъюнктуры товара(услуги) на рынке?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.