Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Dim p As Single




Dim c As Single

Dim b As Single

Dim a As Single

Dim p As Integer

Dim c As Integer

Dim b As Integer

Dim a As Integer

Private Sub Command1_Click()

a = InputBox("Введите первую сторону треугольника")

b = InputBox("Введите вторую сторону треугольника")

c = InputBox("Введите третью сторону треугольника")

p = a + b + c

Debug.Print a, b, c, p

End Sub

 

Объявление

Dim a As Integer

переводится так:

Переменная величина a как целое число

то есть вы обязуете Visual Basic обращаться с переменной величиной a как с целым числом и ничем иным. Говорят, что "переменная a имеет тип Integer". Аналогично объявлены и переменные b, c, p. Объявления будем пока писать выше процедур. Подробнее о местах, где можно делать объявления, написано в 17.2.

Запустите проект. Проверьте его работу.

 

Вместо четырех строк

Dim a As Integer

Dim b As Integer

Dim c As Integer

Dim p As Integer

можно для краткости написать одну:

Dim a As Integer, b As Integer, c As Integer, p As Integer

Но если вы захотите написать еще короче:

Dim a, b, c, p As Integer

то Visual Basic неправильно вас поймет.

Типы данных

Много ли прав на нашем балу у барона Integer? Посмотрим. Попробуем ввести дробное значение первой стороны треугольника - 2,3. Именно так - с запятой, а не точкой. Посмотрим результат. Visual Basic считает a целым числом 2. А теперь - 2,6. Visual Basic считает a целым числом 3. Все правильно. Наш барон высокомерно отказывается быть дробным числом и поэтому любое число, которое мы ему предлагаем, округляет до целого.

Предположим, мы этим недовольны. Мы желаем, чтобы все числа могли быть дробными. Пожалуйста! Для этого достаточно всех гостей объявить князьями. Вот так:

Private Sub Command1_Click()

a = InputBox("Введите первую сторону треугольника")

b = InputBox("Введите вторую сторону треугольника")

c = InputBox("Введите третью сторону треугольника")

p = a + b + c

Debug.Print a, b, c, p

End Sub

 

Объявление

Dim a As Single

переводится так:

Переменная величина a как десятичная дробь обычной точности

то есть вы обязуете Visual Basic обращаться с переменной величиной a как с десятичной дробью и ничем иным. Десятичная дробь - это любое число, которое может иметь целую и дробную часть (например, 27,3908), в частности это и целое число. Об обычной точности попозже. Говорят, что "переменная a имеет тип Single ".

Законный вопрос: зачем нам нужен тип Integer, когда тип Single "гораздо лучше"? Ответ: Не во всем и не всегда он лучше, иначе не стали бы его создавать вообще. Подробнее об этом - в 4.5.

На бал к Visual Basic вхожи не только бароны и князья, то есть типов данных в Visual Basic довольно много и каждый полезен по-своему. Рассматривать новые типы я буду по мере надобности. А сейчас отмечу главное - в солидном проекте не объявлять переменные неприлично! Поэтому переменные величины нужно объявлять всегда. А чтобы по нашей человеческой рассеянности какая-нибудь переменная не проскочила на бал необъявленной, поручим компьютеру не пускать таких на бал, то есть прикажем Visual Basic выдавать соответствующее сообщение при нашей попытке запустить проект с необъявленными переменными. Для этого - Tools®Options®Editor®Require Variable Declaration. Отныне в окне кода любого создаваемого вами проекта будет появляться строка Option Explicit, что означает требование обязательно объявлять переменные этого проекта. В общем, " Посторонним В!… " Тем не менее, свобода есть свобода, и вы всегда можете с песней " Мама - Анархия! " в каком-нибудь проекте стереть строку Option Explicit.

Я сам в примерах этой книги поначалу все, что можно, буду объявлять, но затем для экономии "места и смысла" перестану это делать. Не берите с меня пример!

Вот еще причина, по которой удобно использовать Option Explicit. Как по вашему, что напечатал у меня следующий фрагмент:

x = 2

Debug.Print х

Если вы думаете, что 2, то ошибаетесь. Ничего не напечатал. Потому что в первой строке присутствует латинская буква "икс", а во второй строке я нечаянно написал русскую букву "хэ". Я был в недоумении. Не помогло и объявление переменной "икс" (не помогло бы, между прочим, и объявление "хэ"). Visual Basic не нашел в программе никаких ошибок. И только применение Option Explicit дало намек на истинную причину ошибки.

 

Вот какие типы данных вы найдете в этой книжке:

· Integer, Single -4.2

· Long, Double, Currency -4.5

· String -4.7

· Date -11.1

· Boolean -11.3

· Перечислимый -11.3

· Массивы -Глава 13

· Variant -14.1

· Пользовательский -14.2

· Коллекции -14.3

· Объекты -14.3, Глава 20

Переменные величины и память

Полностью механизм работы переменных величин не понять, если не узнать, как они хранятся в оперативной памяти компьютера.

Оперативнвя память нужна компьютеру для того, чтобы хранить во время выполнения программы саму эту программу и данные, с которыми программа работает.

Как устроена оперативная память (или просто память)? Представьте себе тетрадный листок в клеточку. В каждую клетку вы имеете право записать карандашом какую-нибудь букву или цифру или знак + или вообще любой символ, который можно найти на клавиатуре. А можете и стереть ластиком и записать другой символ. Много ли букв можно записать на листе? Ровно столько, сколько на нем клеток.

Оперативная памятькомпьютера устроена аналогично такому листу. Только клеточек в ней гораздо больше. Каждая клеточка называется байтом. Для запоминания слова КОШКА понадобится 5 байтов. Подробнее о работе памяти см. в Приложении 1.

Значения переменных величин во время выполнения программы компьютер хранит в оперативной памяти (потому что диски для этого слишком медлительны). Для этого он предварительно под каждую переменную отводит в памяти место. При этом компьютер "рассуждает" так: Раз в программе упомянута переменная величина, значит она в каждый момент времени будет иметь какое-то значение, которое, хочешь не хочешь, надо помнить. Лучше, чтобы не спутаться, отвести в памяти определенное место для запоминания текущего значения каждой переменной величины. Будем называть место, отведенное в памяти под данную переменную, ячейкой. Представьте себе город, в котором имеются разные по размерам комнаты и каждому жильцу отведена ровно одна комната. Это тот самый случай.

Теперь о размере комнат. В городе размер комнат меряют в квадратных метрах, в памяти размер ячейки выражают в байтах. Герцогу нужна более вместительная комната, чем барону. Переменной типа Single нужна более вместительная ячейка, чем переменной типа Integer. Так оно и есть на самом деле: под переменную типа Integer в памяти отводится ячейка размером 2 байта, а под переменную типа Single - 4 байта. Только не думайте, что переменная типа Single не может быть длиннее 4 цифр, компьютер для записи чисел в ячейки использует более компактную систему, чем для записи символов.

Что делает оператор присваивания с памятью

Я только что рассказывал о работе оператора присваивания, используя такие выражения, как "компьютер знает", "компьютер помнит". Но нам необходимо более строгое понимание работы этого оператора, понимание "ближе к железу".

Рассмотрим пример программы:

Dim a As Integer

Dim b As Integer

Dim y As Integer

Private Sub Command1_Click()

a = 10: b = 6: y = a + b + 1

Debug.Print y + 200

End Sub

 

В программе встречаются три переменные, поэтому все они объявлены. Компьютер отведет для них в памяти три двухбайтовые ячейки. Вот как будет работать оператор присваивания:

Выполняя оператор присваивания (например, y=a+b+1), компьютер сначала смотрит на его правую часть (a+b+1). Если в ней встречаются переменные (в нашем случае это a и b), то компьютер перед вычислением ищет их значения в отведенных под них ячейках памяти (и находит там 10 и 6, так как их туда записали операторы а=10 и b = 6), подставляет эти значения в правую часть и вычисляет ее. Затем вычисленное значение (17) компьютер записывает в ячейку памяти, отведенную под переменную, поставленную в левой части (y).

Таким образом, когда мы говорим "Компьютер запомнил, что а равно 2", мы подразумеваем "Компьютер записал в ячейку памяти, предназначенную для а, число 2".

А теперь рассмотрим, как будут заполняться информацией ячейкиa,b,y в процессе выполнения нашей программы. В самом начале выполнения программы в них находятся нули. Первым выполняется оператор а=10. Согласно только что приведенному определению оператора присваивания в ячейку a будет записано число 10. Затем выполняется оператор b= 6 и в ячейке b появляется шестерка. Затем выполняется оператор y= a+b+1. Компьютер смотрит, что находится в ячейках a и b, видит там 10 и 6, подставляет их в выражение a+b+1, получает 17 и записывает в ячейку y. Наконец выполняется оператор Debug.Print y + 200. Компьютер заглядывает в ячейку y, видит там 17, вычисляет 17+200 и выводит 217 в окно Immediate.

Схематически этот процесс можно изобразить так:

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ЧТО НАХОДИТСЯ В ЯЧЕЙКАХ ПАМЯТИ ЧТО ВИДИМ В ОКНЕ Immediate
Ячейка для a Ячейка для b Ячейка для y
a= 10        
b= 6        
y= a+b+1        
Debug.Print y + 200        

Теперь мы можем также уточнить работу оператора Debug.Print:

Если в операторе Debug.Printвстречаются выражения с переменными величинами, то Visual Basic находит в памяти значения этих величин, подставляет их в выражения, вычисляет выражения и результат выводит на экран. В память же ничего не записывается.

Задание 7: Ответьте устно, что произойдет, если поменять местами операторы b= 6 и y= a+b+1?

Режим прерывания. Пошаговый режим выполнения программы

Компьютер выполняет программу со страшной скоростью. Не успели мы нажать кнопку - а результаты уже получены. Пока все идет хорошо, это нас восхищает. Когда же результаты не те, что надо (а ошибок в программе мы не видим), это начинает раздражать. Хотелось бы, чтобы компьютер работал помедленнее и хорошо бы как-нибудь подсмотреть во время работы значения переменных в памяти, это помогло бы найти ошибку. Режим прерывания для этого и предназначен.

Запустите предыдущий проект на выполнение не кнопкой Start, как вы привыкли, а клавишей F8 на клавиатуре. Это горячая клавиша для Debug®Step Into. Проект начнет выполняться как обычно. Нажмите, как водится, кнопку Command1. И тут вы почувствуете разницу. Вместо того, чтобы полностью выполниться и показать результат, проект остановится на самой первой строке процедуры, а именно, на Private Sub Command1_Click(), в знак чего эта строка окажется подсвечена желтым цветом. Итак, только-только начав выполняться, наш проект замерз до тех пор, пока следующее нажатие F8 его не разморозит. "Мгновение остановилось".

Интересно, чему во время остановки равны значения переменных в памяти компьютера? Для того, чтобы узнать это, достаточно поместить мышиный курсор на обозначение переменной в тексте процедуры в окне кода. Как и положено, "на табло пока одни нули".

Еще раз F8. Ничего не происходит, только полоса подсветки прыгает на следующую строку. В ней находится первый исполняемый оператор вашей процедуры – a = 10.

F8. Visual Basic выполняет a = 10, а следующий оператор подсвечивается. Проверьте, чему сейчас равны a, b, y в памяти.

F8. Visual Basic выполняет b = 6, а следующий оператор подсвечивается. Проверьте, чему сейчас равны a, b, y в памяти.

Итак, правило простое – при нажатии на F8 Visual Basic выполняет очередной оператор программы и подсвечивает тот оператор, которому предстоит быть выполненным.

Обратите внимание, что сменился режим Visual Basic. Мы знаем пока два режима: режим проектирования [design] и режим работы [run]. Теперь в заголовке главного окна Visual Basic вы видите слово [break]. Это означает, что Visual Basic сейчас находится в режиме прерывания. Можно сказать, что режим прерывания - это режим работы с остановками. Вы можете указать Бэйсику, на каких именно операторах останавливаться. О том, как это сделать, написано в Глава 7. Когда же вы нажимаете на F8, вы приказываете Бэйсику останавливаться на каждом операторе. Такая разновидность режима прерывания называется пошаговым режимом.

F8. Visual Basic выполняет y= a+b+1, а следующий оператор подсвечивается. Проверьте, чему сейчас равны a, b, y в памяти.

F8. Visual Basic выполняет Debug.Print y + 200, а следующий оператор подсвечивается. В окне Immediate возникает число 217.

F8. Подсветка уходит, так как процедура выполнена. Можно снова жать на кнопку Command1.

 

Замечание об отладке в пошаговом режиме: При отладке в пошаговом режиме вам часто нужно на экране видеть одновременно окно кода, окно Immediate и саму форму. Но при нажатии на F8 то одно, то другое часто пропадает из вида, будучи закрыто другими окнами. Чтобы этого не происходило, еще до начала отладки расположите окно кода и окно Immediate так, чтобы они не перекрывали друг друга, а главное окно Visual Basic уменьшите до части экрана. Затем после запуска отладки форму перетащите на освободившуюся часть экрана. Тогда окно Visual Basic не будет перекрывать форму и проблема исчезнет.

 

Итак, компьютер сделал все то, что сделал бы при нажатии Start, но только в медленном темпе.

В любой момент пошагового выполнения программы вы можете вместо F8 нажать Start, которая по такому случаю переименовывается в Continue, и программа продолжит выполняться в обычном режиме.

Оператор присваивания меняет значения переменных величин

Пока я не рассматривал программы, в которых переменныеменяют свою величину. Теперь настало время такую программу рассмотреть:

Dim k As Integer

Private Sub Command1_Click()

k = 10: Debug.Print k: k = 25: Debug.Print k: k = 4: Debug.Print k

End Sub

Запишем схематически процесс изменения информации в ячейке k:

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ ЧТО НАХОДИТСЯ В ЯЧЕЙКЕ ПАМЯТИ k ЧТО ВИДИМ В ОКНЕ Immediate
k=10    
Debug.Print k    
k=25    
Debug.Print k    
k=4    
Debug.Print k    

Как видите, в процессе работы программы содержимое ячейки k меняется. Так, при выполнении оператора k=25 там вместо значения 10 появляется 25. А куда же девается десятка? Она стирается, то есть компьютер забывает ее безвозвратно. Здесь действует общий принцип работы всех компьютеров:

Если в какое-нибудь место памяти или диска записывается новая информация, то старая информация, записанная там раньше, автоматически стирается, даже если она кому-то и нужна.

Раз теперь вместо 10 в ячейке k находится 25, то оператор Debug.Print k печатает уже 25. (Слова "печатает" и "Print" устарели, они остались от тех времен, когда мониторов еще не было, а вместо них были принтеры. Когда я по старинке говорю, что информация печатается, я подразумеваю, что она появляется на мониторе в том или ином окне.) Следующий оператор k=4 запишет на место 25 четверку, а Debug.Print k ее напечатает. Проверьте.

 

А что напечатает следующая программа?

Dim f As Integer

Private Sub Command1_Click()

f = 30: f = f + 4: Debug.Print f

End Sub

Оператор f=30 запишет в ячейку f число 30. А что сделает странный оператор f=f+4? Не думайте, что это уравнение или что-нибудь в этом роде. Это оператор присваивания, а значит и выполнится он согласно определению оператора присваивания, то есть сначала вычислит правую часть f+4, подставив туда вместо f его значение, взятое из ячейки, и получит 34. Затем число 34 будет записано в ячейку, отведенную под переменную, обозначенную в левой части, то есть опять в ячейку f. При этом старое значение 30 будет стерто. Debug.Print f напечатает 34.

Таким образом, оператор f=f+4 просто увеличивает число в ячейке f на четверку или, другими словами, увеличивает f на 4.

Зачем это нужно? Узнаете позже. Очень даже нужно.

Задание 8:

Определите без компьютера, что будет напечатано при выполнении следующих фрагментов программ:

· a=100: a=10*a+1: Debug.Print a

· a=100: a= -a: Debug.Print a

· a=10: b=25: a=b-a: b=a-b: Debug.Print a, b




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.