Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов для проведения зачета по Юридической технике 10 страница




? историзмы — слова, представляющие собой названия исчезнувших предметов, явлений (например, губернатор). Они отражают процесс возврата этих явлений. Их следует принять как должное (если отражаемое ими явление получило возврат) и не пытаться использовать синонимы из современной жизни: ведь они отражают исторические факты;

? диалектизмы (провинциализмы) — слова с ограниченной сферой употребления, как правило известные какому-либо диалекту (северорусскому, среднерусскому, южнорусскому). Поскольку они имеют синонимы, на них не следует ориентироваться, ибо это не способствует согласованности системы законодательства;

? техницизмы — слова, представляющие собой узкоспециальные наименования, применяемые в той или иной деятельности (застройщик, эндокардит и др.). Использование их следует ограничивать до тех пор, пока они не приобретут общеупотребительный характер;

? иноязычные слова — заимствованные из других языков слова, используемые в русском лексиконе. Процесс заимствования слов идет в последнее время с большей скоростью, нежели ранее. Сказываются набирающие оборот процессы глобализации, остановить которые невозможно. Вот почему важно соблюдать следующие правила: не злоупотреблять иностранной лексикой; употреблять иностранные слова, адаптированные в русской лексике; не использовать их в качестве синонимов русским словам; в нормативном тексте давать его перевод или уточнение; следить за сочетаемостью их со словами, употребляемыми в тексте;

? жаргонизмы — слова, отражающие специфику людей, объединенных общностью интересов (например вещдок, пассажиропоток). В принципе, их употребление нежелательно, поскольку они придают нормативному документу характер просторечия. Юридический язык — это разновидность литературного языка. Но в случаях, когда жаргонное слово адаптируется и начинает приобретать общеупотребительный характер, в его использовании нельзя усмотреть ничего предосудительного (например, самогон, притон, сводничество, выручка).

Словосочетания в нормативных актах. Словосочетания — это устойчивая смысловая связь между словами. Словосочетаемость — достоинство нормативного текста, а не недостаток. Можно говорить

но и о языковой производительности. Словосочетания (готовые единицы текста) являются одним из способов ее повышения.

Словосочетания бывают следующих видов1:

? фразеологизмы, т.е. устойчивые словосочетания. Они делятся на общие, не имеющие юридической природы и носящие вспомогательный характер (например, регистрационный номер), и собственно-юридические (необходимая оборона, заключение под стражу, предание суду, обжалование в суд);

? свободные словосочетания более гибкие, их части могут заменяться (например, денежные средства — денежные ресурсы, заключительные положения — заключительный раздел, выдвигаться в депутаты — баллотироваться в депутаты).

Использовать словосочетания надо с учетом следующих правил. Только на первый взгляд кажется, что все просто: подставляй вместо слов готовые словосочетания. Однако в юридических текстах необходимо точное и недвусмысленное воспроизведение словосочетаний в предложениях, чтобы не нанести ущерб их качеству. Поэтому следует:

а) использовать только общеизвестные словосочетания, в против ном случае доступность нормативного текста окажется под вопросом;

б) преодолевать многозначность словосочетаний;

в) сохранять их образность, если она имеется, в противном случае может получиться бессмыслица;

г) не сталкивать фразеологизмы в одном предложении;

д) разъяснять их при необходимости

 

31. Предложения в нормативном тексте (синтаксические правила).

 

Предложения — основная смысловая единица нормативного текста. Именно от предложения во многом зависит степень адекватности выражения содержания права, что во многом определяет эффективность правового регулирования.

Предложение как единица нормативно-правового текста должно отвечать следующим требованиям2:

1) точно выражать мысль законодателя, в противном случае возникнут проблемы с доведением требований законодателя и обеспечением порядка в обществе. Чтобы отвечать этому правилу, предложение должно быть согласованным (имеются в виду прежде всего падежи, спряжения глаголов). Необходимо правильно употреблять служебные члены предложения. Для этой цели надо избегать использования союзов «а», «но», «чтобы», «да», «не то», «хотя», «также» и т.п

быть юридически нейтральными. Нормы права адресуются 241 многим людям и действуют на протяжении длительного времени. Следовательно, лучше правило поведения формулировать в обезли ченной форме. Для этой цели могут использоваться инфинитивные формы глаголов (например: установить, предоставить, обеспечить

и т.п.), глаголы в третьем лице (например: несет ответственность), глаголы в будущем времени (например: должны понести ответственность);

3) быть простыми и доступными, но без ущерба для полноты и ясности нормативного положения, а также без упрощенчества и примитивизма. Конструкции предложений не должны быть чрезмерно сложными. Для этой цели надо разбивать сложные предложения на несколько простых, избегать употребление причастных и деепричастных оборотов, стараться не перегружать однородными членами (лучше обозначить их цифрами или буквами) и т.п.;

4) адекватно выражать волю законодателя. Для этой цели необходима соответствующая организация предложения. Оно должно быть:

 

? констатирующее;

? повествовательное;

? утвердительное;

? лучше без подлежащих;

? без вопросов: Шш

? без побудительных слов.

Допустимы конструкции с отрицанием (например: никто не имеет права нарушать закон).

 

32. Стиль нормативных актов.

 

Рассмотрев структурные единицы нормативного текста, перейдем к изучению композиции этих структурных единиц, их взаимосвязи, которая самым непосредственным образом влияет на восприятие нормативного материала. Речь пойдет о манере, правилах употребления лексических единиц при написании нормативных текстов. Анализ нормативных документов представляется довольно любопытным, что позволяет говорить о специфике стиля нормативно-правового текста.

Желание сделать юридический язык в целом доступным носит в определенной мере демагогический характер. Но это не самое опасное. Просматриваются последствия куда более серьезные: упрощение юридического языка способно ослабить юридические механизмы, защищающие людей. Кроме того, искусственная простота нормативных текстов может породить опасную иллюзорную идею у субъектов пра

ва, что они смогут защитить себя без юридической помощи, и тем самым нанести значительный ущерб их безопасности. Здесь уместна аналогия с популяризацией медицинских знаний, которые многих подвигают лечиться самостоятельно, не обращаясь за помощью к спе-; циалистам.

Какие особенности стиля нормативных актов можно отметить?

Нормативный текст — это текст, как правило содержащий оценку. Оценка проявляется не только в том, что законодатель весьма определенно высказывается (в утвердительном или отрицательном плане) относительно совершения определенного поведения, но и в том, что совершение нежелательного поведения он подкрепляет санкцией.

В нормативном тексте используются утвердительные предложения. Правовые предписания — это результат обобщения человеческого опыта. Вот почему в нормативных предложениях либо явно, либо \ скрыто присутствует глагол «должно быть», т.е. просматривается I долженствуюше-предписывающий стиль.

В нормативном предложении порядок слов часто нарушается. \ Нормативный акт — это разновидность литературного документа, по- | этому в нем должен соблюдаться следующий порядок построения предложения: подлежащее ставится перед сказуемым, глагол — перед прямым дополнением, а прилагательное — перед определяемым су- I ществительным. Это общее правило. Но в законе мы можем встретить I ситуации, когда подлежащее ставится отнюдь не на первое место. Это I связано с тем, что первой частью нормы права является гипотеза, определяющая у

Прилагательные употребляются в минимальном количестве. Это можно увидеть на примере статьи 15 Закона «О референдуме в Российской Федерации»:

Отвлеченно-обобщенные грамматические формы и конструкции используются в связи с тем, что нормативные предписания применяются неоднократно, слова в тексте норм права называют не отдельный предмет либо событие, отличающееся определенностью, а целый класс предметов либо множество событий. Нет ничего удивительного в том, что законодатель использует абстрактные понятия. Иногда подлежащее опускается, и тогда строится безличное предложение с использованием инфинитивной формы глагола.

Нормативному тексту присуща языковая стаидартизирован-ностъ, т.е. использование штампов, клише: «Настоящий Закон определяет...», «Настоящий Закон устанавливает...» и др.

В нормативных предложениях не должно быть цепочек, составленных из однотипных грамматических форм, следующих одна за другой. Это правило относится в первую очередь к придаточным предложениям со словом «который» и к сочетаниям существительных в форме родительного падежа (например, отцовство супруга матери ребенка)1.

Предложения в нормативном тексте не должны быть длинными. Конечно, не стоит излагать нормы права «рубленными» фразами, поскольку это и не эстетично, и, самое главное, мешает обобщенному восприятию нормативных положений. Как утверждают специалисты в области русского языка, средняя длина предложения составляет 19 слов. При изложении нормативных положений это количество следует признать максимальным, а не средним чистом. Дело в том, что в законе каждое слово имеет определенный вес, что само но себе «утяжеляет» предложение. Кроме того, многие нормативные положения приходится воспринимать на слух (например, в речи адвоката или прокурора, в процессе юридического консультирования), а здесь существуют еще более жесткие пределы усвоения нормативной информации. Самое печальное, что законодатель сплошь и рядом нарушает это непреложное правило.

Нормативному тексту присуща строгая последовательность изложения. Эта особенность связана с определенной структурой нормы права, укладывающейся в формулу: «если — то — иначе».

Нормативный текст характеризуется беспристрастностью (нейтральностью) и отсутствием экспрессии (выразительности, проявлением чувств). Как говорится, ничего личного... Беспристрастность не отвлекает от нормативного текста

 

33. Правовые аббревиатуры.

 

Это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих. В праве они активно употребляются, и не случайно: аббревиатуры способствуют экономии теста и удобству произношения.

Существует несколько видов аббревиатур.

По внешней форме различают аббревиатуры':

? состоящие из строчных букв (вуз, загс), они читаются по слогам и склоняются;

? образованные из заглавных букв и представляющие собой сокращение имен собственных (УК РФ, АО);

? смешанн ые, т.е. образованные из словосочетания, в состав которого входит однобуквенный союз или предлог, воспроизводимый строчной буквой (КоАП).

По сфере применения аббревиатуры делятся на:

? общепринятые, которые не требуют пояснений, поскольку широко распространены и не вызывают затруднений при их использования в тексте и правоприменении (ГИБДД, МВД, СМИ);

? специальные, т.е. имеющие узкое применение и понимаемые, как правило, специалистами без дополнительных пояснений (например, УПУ, ЖК, СК);

? индивидуальные, т.е. имеющие еще более узкое распространение и предполагающие разъяснение даже для специалистов (ОМСУ — органы местного самоуправления, МРОТ — минимальный размер оплаты труда).

Перечислим правила использования аббревиатур:

? они должны точно воспроизводить начальные буквы словосочетаний;

? не носить двусмысленный характер;

? не быть тяжелочитаемыми и труднопроизносимыми;

? не отличаться неблагозвучным характером;

расшифровываться в тексте.

 

 

34. Символические приемы.

 

Сегодня правовое регулирование носит сугубо рациональный характер. Причина этого видна невооруженным взглядом: повышается сознание людей и они в большей мере руководствуются не чувствами, а разумом

Переход от символических приемов воздействия права на словесную форму не случаен.

Во-первых, потому, что любой человек усваивает с рождения язык и первоначально правовые нормы легко впитывает устно.

Во-вторых, язык позволяет скорее отразить изменения в жизни и соответственно изменить требования правовых норм.

В-третьих, в языковых формулах можно выразить все нюансы требуемого поведения.

И наконец, жизнь усложняется и сложным становится содержание самих правовых текстов. Символы здесь оказываются плохими помощниками.

Подведем итоги. Еще в 60-х годах прошлого теперь века известный российский правовед А.А. Ушаков поставил вопрос о формировании особого направления в юридической науке — законодательной стилистики1. С тех пор проведены серьезные исследования в области языка права. Конечно, предела исследованию языковых проблем, так же как, впрочем, и других проблем юридической науки, нет. Тем менее уже можно говорить, что это предложение А. А. Ушакова реализовалось: правовая лингвистика создана и существует

Однако в прошлом (на заре человеческой цивилизации) чувства 247 э играли большую роль, и тогда существенную роль в правовом регулировании играли символы (например, брачующихся связывали одной веревкой, что означало признание их мужем и женой). Сейчас символы — это вспомогательное средство фиксации, хранения и передачи правовой информации. Вот некоторые из них: герб, гимн, флаг, мантия судьи, форма прокурора, весы как символ правосудия и др.

 

35. Принципы и правила создания корпоративных актов (общие и специфические).

 

Принципы создания корпоративных нормативных актов

Философская основа разработки корпоративных актовБизнес, бывший агрессивным ранее, на первоначальном этапе его появления, когда получение прибыли выдвигалось в качестве главной цели, постепенно становится цивилизованным. Такова общая закономерность, неумолимо проявившая себя и в европейских странах, и в развитых странах Азии. К цивилизованному этапу развития подойдет несколько позднее и предпринимательство в России.

Три философских положения (три «кита»), помогают определить «цивилизованность» бизнеса:

? утилитаризм. В соответствии с ним вопрос о том, правильное или неправильное корпоративное решение предлагается, решается в зависимости от того, приносит ли оно максимальную пользу большинству людей, занятых в корпорации. Если участники корпорации это почувствуют и поймут, они приложат максимум усилий для практического выполнения данного решения. Следовательно, менеджеры вместо жесткого давления на своих подчиненных должны предлагать работникам несколько альтернативных вариантов и отвергать варианты, которые отвечают интересам ограниченного круга людей, связавших свою судьбу с корпорацией;

? соблюдение прав человека (не обманывать, уважать мнение коллег и подчиненных, не хитрить, не заставлять действовать их против своих интересов, уважать их право на тайну частной жизни, не заставлять поступать вразрез с их религиозными и этическими представле

Общие принципы создания корпоративных актов

Корпоративные нормы будут эффективными только тогда, если в их основе будут лежать не только указанные выше положения, но и принципы, на которых держится вся правовая система.

Справедливость и свобода декларируются в наиболее важных нормативно-правовых документах, включая международные, а затем получают развитие и детализацию в других законодательных предписаниях. Эти два начала должны незримо пронизывать и все корпоративные акты.

К числу принципов, на которых основано построение корпоративных норм, относятся следующие.

Принцип демократизма в формировании корпоративных норм, т.е. наиболее полный учет интересов всех членов коллектива корпорации.

Принятие корпоративных норм общим собранием коллектива предприятия позволяет, как правило, претворить этот принцип в жизнь. Хотя и здесь не исключены промахи. Иногда случается, что коллектив работников принимает решения, не имея полной информации о положении дел, а то и пользуясь искаженными сведениями о последствиях данного решения. Бывает, что коллектив предварительно подвергается обработке со стороны предпринимателя, профсоюзных органов и других заинтересованных лиц, органов и организаций. Поэтому решение внешне, возможно, и будет выглядеть демократичным, но по сути ничего общего с истинной демократией иметь не будет.

Еще больше проблем с реализацией этого принципа на практике возникает, когда корпоративные нормы принимаются управленческими органами предприятия (коллективными или единоличными). Среди руководителей нередко находились «смельчаки», бравшие на себя решение принципиальных вопросов, которые затрагивают судьбу многих и многих работников (например, вопрос о приватизации, хотя по закону выяснение мнения работников коллектива является непременным условием приватизации). Не всегда у коллектива име

ются юридические средства, чтобы «поправить» зарвавшихся руково- 253 ^ дителей, не желающих считаться с его волей.

Принцип гуманизма, т.е. человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для ее нормального существования и развития. Корпоративные нормы, детально регулирующие условия применения труда, получение вознаграждения за труд и другие вопросы, позволяют наполнить этот общий тезис о человеколюбии конкретным содержанием.

Например, если в корпоративном акте для матерей, имеющих малолетних детей и находящихся в отпуске по уходу за ребенком, предусматривается выплата вполне приличных пособий за счет средств предприятия, то это свидетельствует о заботе со стороны корпорации не только о матерях -работницах предприятия, но и о подрастающем поколении.

Принцип равноправия выражается в том, что все члены корпорации независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения имеют равные права и в одинаковой мере должны нести ответственность. Этот принцип нельзя понимать упрощенно. Его реальное воплощение зависит от квалификации работника, стажа его работы и других конкретных обстоятельств.

Так, в корпорации «Микрохирургия глаза», созданной академиком Святославом Федоровым, полученная в процессе деятельности прибыль распределялась в качестве вознаграждения за труд в следующей пропорции -1 (технический персонал): 2 (медсестры): 3 (врачи): 4 (руководители).

К сожалению, не всегда принцип равноправия реализуется на практике. На многих предприятиях по вопросу о премировании издаются два корпоративных акта: один касается рабочих, сумма премии которых, как правило, определяется в процентном отношении к средней заработной плате, другой — руководящих работников, сумма премии которых находится чаще всего в кратном отношении к средней заработной плате. Налицо дискриминация одной из категорий корпорации — рабочих.

Законность, т.е. точное соблюдение законодательных норм.

Корпоративные нормы не могут противоречить законодательным, они должны находиться с ними в отношениях подчиненности, если оба вида норм регулируют один и тот же вопрос. Это аксиома.

Принцип законности выражается и в требовании непротиворечивости самих корпоративных актов друг другу. Между ними также должна быть иерархическая субординация в зависимости от юридической силы. Большей юридической силой обладают нормы объедине

затем — предприятия и, наконец, структурных единиц (бригад, отделов). Юридическая сила зависит и от субъекта, принявшего корпоративный акт. Исходя из этого корпоративные акты по мере возрастания их юридической силы располагаются в такой последовательности:

? принятые в порядке единоначалия директором (президентом корпорации);

? принятые советом директоров;

? принятые общим собранием коллектива акционеров либо трудового коллектива по вопросам, относящимся к их компетенции.

Если рассматривать корпоративные акты с точки зрения временной Сонодчиненноети, то при равной юридической силе и одинаковом предмете ведения или вопроса, ими регулируемого, следует применять те, которые изданы позднее. Более поздний акт отменяет акты, изданные ранее.

Научность, т.е. глубокая и всесторонняя проработка содержания нормативных актов. Научная обоснованность конкретных актов, принимаемых в процессе предпринимательской деятельности, в значительной мере зависит от уровня предприятия. Если сравнить завод «Уралмаш», имеющий целую сеть научных отделов, втуз и, допустим, какой-либо небольшой магазин, сразу будет ясно, что претворить в жизнь принцип научности при принятии корпоративных актов под силу далеко не всем предприятиям. В этом отношении большое значение имеет не только уровень, но и величина предприятия. Но главную роль в обеспечении научной обоснованности корпоративных норм играет все же квалификация работников, уровень их образования, информированности о достижениях науки, способность их воспринять. Речь идет как о менеджерах, готовящих проекты корпоративных актов, так и о персонале корпорации, руками которого эти корпоративные нормативные решения претворяются в жизнь.

Говоря о выполнении принципа научности, нельзя не отметить значение финансов: их наличие в необходимых случаях всегда позволит воспользоваться услугами независимых консультантов, экспертов, если будет обнаружен в корпорации недостаток собственных Интел л ектуальных сил.

Специальные принципы принятия корпоративных актов

Они весьма многочисленны и касаются различных аспектов деятельности корпорации. Остановимся всего лишь на главных из них.

Презумпция (принцип) компетентности корпорации на регулирование любых корпоративных вопросов путем создания корпоративных нормативных актов. Вряд ли стоит писать в корпорации норма

тивный акт на каждый «чих». Есть вопросы, которые вполне решае- 255 мы, что называется, в оперативном порядке, т.е. менеджеры дают конкретные указания работникам. Но если приходит понимание того, что слишком много управленческой энергии уходит на выдачу этих самых конкретных «ценных указаний», и причем указаний однотипных, лучше создать нормативный акт для всех участников корпорации. По каким вопросам издавать корпоративные нормативные акты, решают органы управления корпорации, выявившие в этом необходимость в процессе осуществления работы корпорации.

Принцип иерархии корпоратиьных нормативных актов относится к принципам, пронизывающим всю социальную материю. Правовая материя в этом плане не составляет исключения. Вот почему этот принцип должен неукоснительно действовать не только в сфере законодательного, но и корпоративного регулирования.

В сфере корпоративного правового регулирования иерархия устанавливается по двум критериям:

а) по предмету регулирования. Здесь преимущество но сравне нию с другими корпоративными актами всегда имеет основной кор поративный нормативный акт: устав корпорации. Это своего рода конституция корпорации. Главенство устава вытекает из того, что в нем упорядочиваются принципиальные вопросы жизни корпорации и то, как они урегулированы, должно приниматься за аксиому и не зыблемую основу при последующем решении более детальных вопро сов деятельности корпораций в других корпоративных актах;

б) по субъекту правотворчества. Преимущество устава перед все ми другими корпоративными актами обусловлено тем, что он прини мается самым авторитетным субъектом корпоративного правотвор чества —общим собранием участников корпорации, как говорится со вокупным умом заинтересованных в успешной работе корпорации людей, принявших на себя материальный риск, пусть и в пределах оп ределенной доли.

Устав компании — основной документ, регулирующий отношения между пайщиками и компанией, а также пайщиков между собой. Он закрепляет порядок распределения и передачи паев, изменения размера уставного капитала, совершения займов, проведения собраний, голосования, назначения директоров, их правомочия, назначение аудита и ликвидации компании, ведения бухгалтерских книг и др.

При расхождении между уставом и иными корпоративными актами, без сомнения, преимущество должно отдаваться первому документ

Иерархия среди остальных корпоративных актов определяется в

основном по субъекту правотворчества: акты прямого волеизъявления имеют большую юридическую силу, чем акты, принятые представительными органами управления корпорации, и корпоративные акты, принятые в порядке единоначалия. Среди последних двух главенствуют, разумеется, акты представительных органов управления.

Принцип неотвратимости юридической ответственности. Общепризнанно, что в корпоративных актах немного императивных, жестких норм. Напротив, суть многих из них — по крайней мере, не сдерживать активность директоров, менеджеров и работников. Однако, даже руководствуясь этой благородной целью, запрещается вводить в какой-либо корпоративный акт правила, предусматривающие освобождение любого должностного лица или наемного работника от ответственности за допущенную небрежность, нарушение или неисполнение возложенных на них обязанностей, злоупотребление доверием.

Корпоративные акты должны отражать баланс различных интересов участников корпорации. Акционерное общество — это сложное образование, похожее на треугольник, в котором представлены три стороны: акционеры — управляющие — наемные работники. У каждой из названных сторон свои задачи и свои интересы

Акционеры (вкладчики) ООО — это, образно говоря, «денежные мешки». Давая свои финансовые средства на пользу предприятия, в делах которого они решили принять участие, акционеры отнюдь не рассчитывают с этими средствами расстаться навсегда. Более того, они хотят их приумножить за счет прибыли, которую получит общество в случае успешной работы.

У менеджеров свой интерес — рост дивидендов на вложенные ими в корпорацию средства. Это хорошо, но управленческая деятельность — их профессия — требует ежедневной отдачи энергии. Поэто

му велика их заинтересованность наряду с заботой о прибыльности корпорации в целом и в ежемесячном вознаграждении.

Наемные работники, конечно, склонны думать прежде всего об увеличении ежемесячно выплачиваемой заработной платы. Будущее корпорации их мало волнует.

Важно, чтобы эти разноплановые интересы гармонично сочетались. В противном случае корпорация может «взорваться» или рассыпаться: либо наемные работники, недовольные своей низкой зарплатой, будут работать спустя рукава, а то и устроят забастовку, либо менеджеры не будут стремиться к достижению нужного эффекта в работе корпорации, и, конечно, начнут падать в цене акции.

Корпоративные акты не могут создавать обязанности в отношении третьих лиц. Это правило абсолютное. Однако в некоторых корпоративных актах можно увидеть примеры обратного свойства: например, устанавливается правило, что все споры с контрагентами будут рассматриваться только по соглашению сторон. Но как быть, если соглашения между сторонами не удается достичь или одна из сторон «продавливает» именно свое решение и не идет на уступки?

Третьи лица не должны принудительно исполнять положения, включенные в корпоративные акты — их статус не позволяет влиять на принятие корпоративных правил. Нет у них также возможности изменить положения корпоративных актов, с которыми они не согласны. Да и оспаривание ими корпоративных положений в суде весьма проблематично.

Таким образом, правило, согласно которому корпоративные акты регулируют отношения между пайщиками, а также между пайщиками и корпорацией в целом, является однозначным и исключений не имеет.

Корпоративные акты не должны нарушать чьи-либо права, в противном случае корпорация должна возместить причиненные убытки

Принцип отсутствия обратной силы у корпоративных норматив-

ных актов, ухудшающих правовое положение участников корпорации. Корпорация может изменить любой свой корпоративный нормативный акт, если в том обнаружится необходимость. Однако это правило имеет не абсолютный, а относительный, точнее, ограниченный характер.

Член корпорации не будет связан изменениями корпоративных актов (если, конечно, он не даст на них предварительное согласие в письменной форме), совершенными после того, как он стал членом корпорации, в случаях:

1) когда от участника корпорации требуется внесение или подписка на большее количество паев, чем он владел на день внесения изменений в корпоративный нормативный акт;

2) когда увеличивается объем обязательств участника на этот день по внесению вкладов в паевой капитал корпорации или по каким-либо иным платежам в пользу компании.

Принцип запрета вносить изменения в корпоративные нормативные акты, если они совершены недобросовестно или не в интересах корпорации как целостного объединения.

Пока этот принцип для российского предпринимательства как красная тряпка для быка. Он не освоен даже чисто интеллектуально. Подавляющему большинству не понятно, как можно связывать руки предпринимателям, участникам корпорации, если они рискуют собственными деньгами? Категории «добросовестно» или «недобросовестно» находятся в сфере морали. Но известно, что бизнес и мораль плохо уживаются друг с другом. И даже если принцип, о котором идет речь, воспринимается предпринимателями интеллектуально, на практике он крайне редко соблюдается. Нецивилизованный бизнес, а именно так пока можно назвать бизнес в России — не приемлет никаких ограничений.

Корпоративные нормативные акты (или изменения, в них вносимые) автоматически не отменяют индивидуальные корпоративные акты, в частности условия ранее заключенных трудовых контрактов. Этот принцип направлен на реализацию такой универсальной ценности человеческого общества, как стабильность. Разве можно оценить положительно ситуацию, когда, заключив контракт на выполнение работы за определенное вознаграждение, работники в дальнейшем узнают, что зарплата у них понижается ровно вдвое по той причине, что изменились критерии ее начисления, зафиксированные в новом корпоративном нормативном акте? В случае обжалования в суде работники найдут там поддержку. Дело в том, что в российском законодательстве есть множество механизмов, как сделать так, чтобы и волки были сыты (чтобы управление корпорацией было эффективным), и овцы целы (чтобы работники не чувствовали себя как на вулкане, а могли прогнозировать свою собственную жизнь и жизнь своей семьи).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.162 сек.