КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Определение абсолютного изменения товарооборота по факторам
Для более полного анализа данных важно определить не только относительное, но и абсолютное изменение товарооборота и выявить роль каждого фактора в этом изменении. Общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (под влиянием обоих факторов) определяется как разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота: (15). Разность между числителем и знаменателем индекса цен характеризует абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате изменения цен: (16) Разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота характеризует общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результатеизменения физического объема: (17) Взаимосвязь абсолютных приростов (аддитивная связь): (18) Расчет общего абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (15): т.е. товарооборот увеличился на 3,0 млн.руб. Расчет абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом под влиянием изменения цен по формуле (16): т.е. в результате изменения цен товарооборот вырос на 3,5 млн. руб. Расчет абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом под влиянием изменения физического объема товарооборота по формуле (17): млн. руб. т.е. в результате изменения физического объема товарооборот сократился на 0,5 млн. руб. Взаимосвязь абсолютных приростов (18): 3,0 = 3,5 + (-0,5). Обобщая полученные результаты, можно сделать следующий вывод. Под влиянием изменения цен по двум разнородным товарам в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом товарооборот вырос на 20,0 % или на 3,5 млн. руб. Изменение физического объема привело к уменьшению товарооборота на 2,8 % или 0,5 млн. руб. Совместное влияние двух факторов выразилось в росте товарооборота на 16,7 %, что в абсолютном выражении составило 3,0 млн. руб.
Задание 4 Построение, расчет и анализ индексов переменного, постоянного состава, индекса структурных сдвигов
По исходным данным табл. 1 сформируем исходную информацию об уровне цен и количестве реализованного товара «А» двумя торговыми организациями в базисном и отчетном периодах и представим ее в табл. 10.
Таблица 11 Исходная информация
По данным табл. 11 необходимо выполнить следующее: 1. Рассчитать индексы цен по каждой торговой организации. 2. Рассчитать индексы цен переменного, постоянного (фиксированного) состава, структурных сдвигов (по двум торговым организациям). 3. Определить абсолютное изменение среднего уровня цен – общее и под влиянием отдельных факторов.
Выполнение задания 4
Целью данного задания является изучение относительного и абсолютного изменения среднего уровня цен на товар «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, реализованный двумя торговыми организациями.
4.1. Расчет индивидуальных индексов цен по каждой торговой организации Относительное изменение уровня цен на товар «А» по каждой торговой организации в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом характеризуют индивидуальные индексы цен (1): по торговой организации 1 – или 110%
по торговой организации 2 – или 108,3%
Вывод: Цена на товар «А», реализованный торговой организацией 1, выросла на 10 % (110 – 100), торговой организацией 2 – на 8,3 % (108,3 – 100). (см. гр.6 расчетной табл. 12).
4.2. Расчет общих индексов цен переменного, постоянного (фиксированного) состава, структурных сдвигов Для определения относительного изменения среднего по двум торговым организациям (совокупности в целом) уровня цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом рассчитывают индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов. Вначале определяют среднюю цену товара по формуле: (19) где р – цена товара, q – количество реализованного товара. Расчет средней по двум организациям цены товара «А» по формуле (19): базисный период – руб. отчетный период – руб. (см. табл. 12, гр. 2,3,7,8). Относительное изменение средней цены рассчитывается как отношение средней цены товара в отчетном периоде к средней цене товара в базисном периоде: (20) или (21) Такой индекс называют индексом переменного состава, так как он отражает на изменении средней цены не только изменение уровня цен на товар в каждой организации (первый фактор), но и изменение доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор), т.е. структурные сдвиги (изменение в составе совокупности).
Расчет индекса цен переменного состава по формуле (21): или 105,3 % (см. табл. 12, гр.2,3,7,8). Средняя цена товара «А», реализованного двумя торговыми организациями, в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 5,3 % (105,3 – 100), в то время как в каждой организации этот рост оказался выше (в первой организации цены выросли на 10 %, во второй увеличились на 8,3 %). Такое расхождение в росте общего по двум торговым организациям среднего уровня цен и уровня цен в каждой торговой организации объясняется влиянием структурных сдвигов. Иначе говоря, индексе переменного состава показывает относительное изменение общего среднего уровня цен под влиянием изменения цен в каждой торговой организации (1-й фактор) и под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (2-й фактор) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Для выявления влияния каждого фактора в отдельности на изменение средней цены рассчитывают еще два индекса – индекс цен постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов. Влияние первого фактора отражает индекс постоянного (фиксированного) состава: (22),
Таблица 12 Таблица для расчета индексов цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов
где - индекс фиксированного состава, характеризующий относительное изменение средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным в структуре отчетного периода, - условная величина, представляющая среднюю цену в базисном периоде в условиях структуры отчетного периода. Таким образом, индекс фиксированного состава показывает относительное изменение средней цены товара по двум торговым организациям в отчетном периоде по сравнению с базисным исходя из условия, что доля каждой организации в общем количестве реализованного товара берется на уровне отчетного периода. Такой прием в построении индекса фиксированного состава позволяет показать влияние только одного - первого фактора, то есть изменение уровня цен в каждой организации на изменение средней (по двум торговым организациям) цены (без учета влияния второго фактора – структурных сдвигов). Расчет индекса фиксированного состава по формуле (22):
или 109,1 % (см. табл. 12, гр. 2, 8, 9). Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 9,1 % (109,1 – 100) только под влиянием роста уровня цен в каждой организации (в 1-й – на 10%, во 2-й – на 8,3%) без учета влияния структурных сдвигов. Для характеристики относительного изменения средней по двум организациям цены под влиянием второго фактора рассчитывают индекс структурных сдвигов (Iстр.): (23),
Таким образом, индекс структурных сдвигов показывает относительное изменение средней по двум торговым организациям цены товара в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием изменения в структуре совокупности, т. е. изменения доли каждой торговой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара. Такой прием в построении индекса структурных сдвигов позволяет показать влияние только одного – второго фактора на изменение средней цены (без учета влияния первого фактора – изменения уровня цен в каждой организации). Расчет индекса структурных сдвигов по формуле (23): или 96,5 % (см. табл. 12, гр. 2,3,7,9). Индекс структурных сдвигов показывает, что средняя по двум торговым организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 3,5 % (96,5 – 100) в результате структурных сдвигов, т.е. в результате увеличения доли первой торговой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара с 30% до 50 %. Индексы цен переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов образуют систему взаимосвязанных индексов: (24) т.е. индекс переменного состава равен произведению индекса фиксированного состава и индекса структурных сдвигов (мультипликативная связь). Расчет взаимосвязи индексов по формуле (24): 1,053 = 1,091 * 0,965 Индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара (d), исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле: (25) где - доля торговой организации в общем количестве реализованного товара. Тогда формулы расчетов индексов примут следующий вид: Индекс переменного состава: (26) Индекс фиксированного состава: (27) Индекс структурных сдвигов: (28)
Расчет индексов: переменного состава по формуле (26): или 105,3 % (см. табл. 13, гр.7,8);
постоянного состава по формуле (27): или 109,1 % (см. табл. 13, гр.8,9);
структурных сдвигов по формуле (28): или 96,5 % (данные для расчета индекса структурных сдвигов взяты из табл. 13, гр.7,9) Таблица 13 Расчетная таблица
4.3 Определение абсолютного изменения среднего уровня цены – общее и под влиянием отдельных факторов
На основе произведенных ранее расчетов индексов цен переменного состава, фиксированного состава, индекса структурных сдвигов может быть определено и абсолютное изменение средней по двум организациям цены в отчетном периоде по сравнению с базисным. Абсолютное изменение средней цены под влиянием обоих факторов определяется (исходя из индекса переменного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара в отчетном периоде и средней ценой в базисном периоде: (29) Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (29): Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 12 руб. в результате влияния двух факторов – изменения цены товара в каждой организации и структурных сдвигов. Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения уровня цен в каждой торговой организации (первый фактор) определяется (исходя из индекса фиксированного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара по двум организациям в отчетном периоде и условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода:
(30) Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (30): Следовательно, средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 20 руб. в результате влияния первого фактора – изменения цены товара в каждой организации. Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор) определяется (исходя из индекса структурных сдвигов) как разность между условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода, и средней ценой товара базисного периода: (31) Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (30): Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась на 8 руб. в результате влияния второго фактора –повышения доли первой организации с более низким уровнем цен с 30 % до 50 %в общем количестве реализованного товара (структурных сдвигов). Абсолютные приросты (изменения) средней цены связаны между собой следующим образом: (32), т.е. общий абсолютный прирост средней цены за счет двух факторов равен сумме абсолютного прироста средней цены, сформировавшегося под влиянием первого фактора, и абсолютного прироста, вызванного влиянием второго фактора (аддитивная связь). Расчет взаимосвязи абсолютных приростов по формуле (32): 12,0 = 20,0 + (- 8).
Абсолютные приросты (изменение) могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара, исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле (24). Абсолютное изменение средней цены под влиянием двух факторов определяется по формуле: (33). Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (33):
Абсолютное изменение средней цены под влиянием первого фактора определяется по формуле: (34) Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (34): Абсолютное изменение средней цены под влиянием второго фактора определяется по формуле: (35) Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (35): Результаты расчетов абсолютного изменения средней цены по факторам позволяют сделать следующий обобщающий вывод. Под влиянием изменения уровня цен на товар «А» в каждой торговой организации средняя по двум организациям цена увеличилась на 20 руб. в отчетном периоде по сравнению с базисным. В результате увеличения доли первой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара средняя по двум организациям цена уменьшилась на 8 руб. Совместное влияние двух факторов привело к росту средней цены товара «А» на 12 руб.
Литература Основная: 1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007. 2. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1999. 3. Статистика: учебник / под ред. С.А.Орехова. – М.: ЭКСМО, 2010. Дополнительная: 1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. -М.: Финансы и статистика,2006. 2. Ряузов Н.Н.. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Финансовая статистика, 1984. 3. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001, 2007. 4. Социально-экономическая статистика: Учебник/под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 5. Социально-экономическая статистика: Практимум: учебное пособие / под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансовая статистика, 2005. 6. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Данченок Л.А. и др. Под ред. Беляевского И.К. – М.: Финансы и статистика, 2004. 7. Статистика финансов. Учебник/Под ред. Салина В.Н. – М.: Финансы и статистика, 2001. 8. Статистика: Учеб. пособие/А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005, 2006. 9. Статистика: Учебник/Под ред. Елисеевой И.И. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004. 10. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001, 2003, 2006, 2007. 11. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА – М, 2006. 12. Финансовая статистка: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Тимофеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. Электронные ресурсы: 1. Компьютерная обучающая программа КОПР по дисциплине «Статистика». Авторы: д.э.н., проф. Симчера В.М., доц. Бармотин А.В., доц. Багат А.В., доц. Сафронова В.П., д.т.н., проф. Торопцов В.С., к.э.н. Григорович Д.Б., Галкина Л.А.. Зарегистрирован в Информационно – Библиотечном фонде РФ. Регистрационный № 50200200693 - http://repository.vzfei.ru 2. http://www.vzfei.ru/rus/platforms/stat.htm - страница кафедры статистики на сайте ВЗФЭИ 3. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики 4. http://www1.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов Российской Федерации 5. http://www.cbr.ru/ - Центральный Банк Российской Федерации 6. http://www.rbc.ru/ - Росбизнесконсалтинг 7. http://demoscope.ru/weekly/2008/0323/index.php - Электронная версия бюллетеня Население и общество 8. http://www.akdi.ru/econom/akdi.HTM - Агентство консультаций и деловой информации "Экономика и жизнь" 9. http://www.mosstat.ru/index.php - Территориальный орган государственной статистики по г. Москве. 10. Официальные сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Содержание
Введение………………………………………………….3 Методические рекомендации по выполнению статистических расчетов по теме «Индексный метод в анализе статистических данных» для студентов всех специальностей и студентов бакалавриата всех направлений. Демонстрационный пример……………………………….6 Задание 1 Построение, расчет и анализ индивидуальных и агрегатных индексов…………………………………………7 Задание 2 Построение расчет и анализ среднего и арифметического взвешенного и среднего гармонического взвешенного индексов………………………………………16 Задание 3 Оценка роли отдельных факторов в изменении сложного явления путем построения системы взаимосвязанных индексов………………………………22 Задание 4 Построение, расчет и анализ индексов переменного, постоянного состава, индекса структурных сдвигов……………………………………………………….28 Литература………………………………………………37
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |