Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение абсолютного изменения товарооборота по факторам




Для более полного анализа данных важно определить не только относительное, но и абсолютное изменение товарооборота и выявить роль каждого фактора в этом изменении.

Общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным (под влиянием обоих факторов) определяется как разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:

(15).

Разность между числителем и знаменателем индекса цен характеризует абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результате изменения цен:

(16)

Разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота характеризует общее абсолютное изменение товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным в результатеизменения физического объема:

(17)

Взаимосвязь абсолютных приростов (аддитивная связь):

(18)

Расчет общего абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (15):

т.е. товарооборот увеличился на 3,0 млн.руб.

Расчет абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом под влиянием изменения цен по формуле (16):

т.е. в результате изменения цен товарооборот вырос на 3,5 млн. руб.

Расчет абсолютного изменения товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом под влиянием изменения физического объема товарооборота по формуле (17):

млн. руб.

т.е. в результате изменения физического объема товарооборот сократился на 0,5 млн. руб.

Взаимосвязь абсолютных приростов (18):

3,0 = 3,5 + (-0,5).

Обобщая полученные результаты, можно сделать следующий вывод.

Под влиянием изменения цен по двум разнородным товарам в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом товарооборот вырос на 20,0 % или на 3,5 млн. руб. Изменение физического объема привело к уменьшению товарооборота на 2,8 % или 0,5 млн. руб. Совместное влияние двух факторов выразилось в росте товарооборота на 16,7 %, что в абсолютном выражении составило 3,0 млн. руб.

Задание 4

Построение, расчет и анализ индексов переменного, постоянного состава, индекса структурных сдвигов

 

По исходным данным табл. 1 сформируем исходную информацию об уровне цен и количестве реализованного товара «А» двумя торговыми организациями в базисном и отчетном периодах и представим ее в табл. 10.

 

Таблица 11

Исходная информация

 

Торговая организация, № п/п Количество реализованного товара, тыс. Цена товара, руб.
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
         
         
         

 

По данным табл. 11 необходимо выполнить следующее:

1. Рассчитать индексы цен по каждой торговой организации.

2. Рассчитать индексы цен переменного, постоянного (фиксированного) состава, структурных сдвигов (по двум торговым организациям).

3. Определить абсолютное изменение среднего уровня цен – общее и под влиянием отдельных факторов.

 

 

Выполнение задания 4

 

Целью данного задания является изучение относительного и абсолютного изменения среднего уровня цен на товар «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, реализованный двумя торговыми организациями.

 

 

4.1. Расчет индивидуальных индексов цен по каждой торговой организации

Относительное изменение уровня цен на товар «А» по каждой торговой организации в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом характеризуют индивидуальные индексы цен (1):

по торговой организации 1 – или 110%

 

по торговой организации 2 – или 108,3%

 

Вывод: Цена на товар «А», реализованный торговой организацией 1, выросла на 10 % (110 – 100), торговой организацией 2 – на 8,3 % (108,3 – 100).

(см. гр.6 расчетной табл. 12).

 

4.2. Расчет общих индексов цен переменного, постоянного (фиксированного) состава, структурных сдвигов

Для определения относительного изменения среднего по двум торговым организациям (совокупности в целом) уровня цен в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом рассчитывают индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов.

Вначале определяют среднюю цену товара по формуле:

(19)

где р – цена товара,

q – количество реализованного товара.

Расчет средней по двум организациям цены товара «А» по формуле (19):

базисный период – руб.

отчетный период – руб.

(см. табл. 12, гр. 2,3,7,8).

Относительное изменение средней цены рассчитывается как отношение средней цены товара в отчетном периоде к средней цене товара в базисном периоде: (20)

или (21)

Такой индекс называют индексом переменного состава, так как он отражает на изменении средней цены не только изменение уровня цен на товар в каждой организации (первый фактор), но и изменение доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор), т.е. структурные сдвиги (изменение в составе совокупности).

 

Расчет индекса цен переменного состава по формуле (21):

или 105,3 %

(см. табл. 12, гр.2,3,7,8).

Средняя цена товара «А», реализованного двумя торговыми организациями, в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 5,3 % (105,3 – 100), в то время как в каждой организации этот рост оказался выше (в первой организации цены выросли на 10 %, во второй увеличились на 8,3 %). Такое расхождение в росте общего по двум торговым организациям среднего уровня цен и уровня цен в каждой торговой организации объясняется влиянием структурных сдвигов. Иначе говоря, индексе переменного состава показывает относительное изменение общего среднего уровня цен под влиянием изменения цен в каждой торговой организации (1-й фактор) и под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (2-й фактор) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Для выявления влияния каждого фактора в отдельности на изменение средней цены рассчитывают еще два индекса – индекс цен постоянного (фиксированного) состава и индекс структурных сдвигов.

Влияние первого фактора отражает индекс постоянного (фиксированного) состава:

(22),

 


Таблица 12

Таблица для расчета индексов цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов

 

Торговая организация, № п/п Количество реализованного товара, тыс. шт. Цена товара «А», руб. Относительное изменение цены в отчетном периоде по сравнению с базисным, % Товарооборот, тыс. руб. Структура торговых организаций по количеству реализованного товара, %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Отчетный в ценах базисного Базисный период Отчетный период
q0 q1 p0 p1 p0 q0 p1 q1 p0 q1
          6=5:4*100 7=2*4 8=3*5 9=3*4    
  30,0 50,0 200,0 220,0 110,0 6000,0 11000,0 10000,0 30,0  
  70,0 50,0 240,0 260,0 108,3 16800,0 13000,0 12000,0 70,0 50,0
Итого (в целом по совокупности организации) 100,0 100,0 228,0 240,0 105,3 22800,0 24000,0 22000,0 100,0 100,0

 

 

где - индекс фиксированного состава, характеризующий относительное изменение средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным в структуре отчетного периода,

- условная величина, представляющая среднюю цену в базисном периоде в условиях структуры отчетного периода.

Таким образом, индекс фиксированного состава показывает относительное изменение средней цены товара по двум торговым организациям в отчетном периоде по сравнению с базисным исходя из условия, что доля каждой организации в общем количестве реализованного товара берется на уровне отчетного периода. Такой прием в построении индекса фиксированного состава позволяет показать влияние только одного - первого фактора, то есть изменение уровня цен в каждой организации на изменение средней (по двум торговым организациям) цены (без учета влияния второго фактора – структурных сдвигов).

Расчет индекса фиксированного состава по формуле (22):

или 109,1 %

(см. табл. 12, гр. 2, 8, 9).

Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 9,1 % (109,1 – 100) только под влиянием роста уровня цен в каждой организации (в 1-й – на 10%, во 2-й – на 8,3%) без учета влияния структурных сдвигов.

Для характеристики относительного изменения средней по двум организациям цены под влиянием второго фактора рассчитывают индекс структурных сдвигов (Iстр.):

(23),

 

Таким образом, индекс структурных сдвигов показывает относительное изменение средней по двум торговым организациям цены товара в отчетном периоде по сравнению с базисным под влиянием изменения в структуре совокупности, т. е. изменения доли каждой торговой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара. Такой прием в построении индекса структурных сдвигов позволяет показать влияние только одного – второго фактора на изменение средней цены (без учета влияния первого фактора – изменения уровня цен в каждой организации).

Расчет индекса структурных сдвигов по формуле (23):

или 96,5 %

(см. табл. 12, гр. 2,3,7,9).

Индекс структурных сдвигов показывает, что средняя по двум торговым организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 3,5 % (96,5 – 100) в результате структурных сдвигов, т.е. в результате увеличения доли первой торговой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара с 30% до 50 %.

Индексы цен переменного, постоянного состава, индекс структурных сдвигов образуют систему взаимосвязанных индексов:

(24)


т.е. индекс переменного состава равен произведению индекса фиксированного состава и индекса структурных сдвигов (мультипликативная связь).

Расчет взаимосвязи индексов по формуле (24):

1,053 = 1,091 * 0,965

Индексы цен переменного, постоянного состава, структурных сдвигов могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара (d), исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле:

(25)

где - доля торговой организации в общем количестве реализованного товара.

Тогда формулы расчетов индексов примут следующий вид:

Индекс переменного состава:

(26)

Индекс фиксированного состава:

(27)

Индекс структурных сдвигов:

(28)

 

Расчет индексов:

переменного состава по формуле (26):

или 105,3 %

(см. табл. 13, гр.7,8);

 

постоянного состава по формуле (27):

или 109,1 %

(см. табл. 13, гр.8,9);

 

структурных сдвигов по формуле (28):

или 96,5 %

(данные для расчета индекса структурных сдвигов взяты из табл. 13, гр.7,9)

Таблица 13

Расчетная таблица

Торговая организа- ция, № п/п Цена товара «А», руб. Изменение цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, % Структура торговых организаций по количеству реализованного товара Базис ный период Отчет- ный период Базис-ный период по структу-ре отчетно-го периода
Базис- ный период Отчет- ный период Базисный период Отчет- ный период
p0 p1 p0 d0 p1 d1 p0 d1
      4=3:2*100     7=2*5 8=3*6 9=2*6
  200,0 220,0 110,0 0,30 0,50 60,0 110,0 100,0
  240,0 260,0 108,3 0,70 0,50 168,0 130,0 120,0
Итого (по совокупности в целом) 228,0 240,0 105,3 1,00 1,00 228,0 240,0 220,0

 

4.3 Определение абсолютного изменения среднего уровня цены – общее и под влиянием отдельных факторов

 

На основе произведенных ранее расчетов индексов цен переменного состава, фиксированного состава, индекса структурных сдвигов может быть определено и абсолютное изменение средней по двум организациям цены в отчетном периоде по сравнению с базисным.

Абсолютное изменение средней цены под влиянием обоих факторов определяется (исходя из индекса переменного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара в отчетном периоде и средней ценой в базисном периоде:

(29)

Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (29):

Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 12 руб. в результате влияния двух факторов – изменения цены товара в каждой организации и структурных сдвигов.

Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения уровня цен в каждой торговой организации (первый фактор) определяется (исходя из индекса фиксированного состава) как разность между средней по двум организациям ценой товара по двум организациям в отчетном периоде и условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода:

 

(30)

Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (30):

Следовательно, средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом выросла на 20 руб. в результате влияния первого фактора – изменения цены товара в каждой организации.

Абсолютное изменение средней цены под влиянием изменения доли каждой организации с разным уровнем цен в общем количестве реализованного товара (второй фактор) определяется (исходя из индекса структурных сдвигов) как разность между условной средней ценой товара базисного периода, рассчитанной по структуре отчетного периода, и средней ценой товара базисного периода:

(31)

Расчет абсолютного изменения средней цены в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом по формуле (30):

Полученный результат говорит о том, что средняя по двум организациям цена товара «А» в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом снизилась на 8 руб. в результате влияния второго фактора –повышения доли первой организации с более низким уровнем цен с 30 % до 50 %в общем количестве реализованного товара (структурных сдвигов).

Абсолютные приросты (изменения) средней цены связаны между собой следующим образом:

(32),

т.е. общий абсолютный прирост средней цены за счет двух факторов равен сумме абсолютного прироста средней цены, сформировавшегося под влиянием первого фактора, и абсолютного прироста, вызванного влиянием второго фактора (аддитивная связь).

Расчет взаимосвязи абсолютных приростов по формуле (32):

12,0 = 20,0 + (- 8).

 

Абсолютные приросты (изменение) могут быть рассчитаны и через показатели структуры организаций по количеству реализованного товара, исходя из того, что средняя цена рассчитывается в этом случае по формуле (24).

Абсолютное изменение средней цены под влиянием двух факторов определяется по формуле:

(33).

Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (33):

 

 

Абсолютное изменение средней цены под влиянием первого фактора определяется по формуле:

(34)

Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (34):

Абсолютное изменение средней цены под влиянием второго фактора определяется по формуле:

(35)

Расчет абсолютного изменения средней цены по формуле (35):

Результаты расчетов абсолютного изменения средней цены по факторам позволяют сделать следующий обобщающий вывод.

Под влиянием изменения уровня цен на товар «А» в каждой торговой организации средняя по двум организациям цена увеличилась на 20 руб. в отчетном периоде по сравнению с базисным. В результате увеличения доли первой организации с более низким уровнем цен в общем количестве реализованного товара средняя по двум организациям цена уменьшилась на 8 руб. Совместное влияние двух факторов привело к росту средней цены товара «А» на 12 руб.

 

Литература

Основная:

1. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

2. Практикум по статистике: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.М. Симчеры. - М.: Финстатинформ, 1999.

3. Статистика: учебник / под ред. С.А.Орехова. – М.: ЭКСМО, 2010.

Дополнительная:

1. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. -М.: Финансы и статистика,2006.

2. Ряузов Н.Н.. Общая теория статистики: Учебник. – М.: Финансовая статистика, 1984.

3. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2001, 2007.

4. Социально-экономическая статистика: Учебник/под ред. М.Р. Ефимовой. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

5. Социально-экономическая статистика: Практимум: учебное пособие / под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. – М.: Финансовая статистика, 2005.

6. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник/Беляевский И.К., Кулагина Г.Д., Данченок Л.А. и др. Под ред. Беляевского И.К. – М.: Финансы и статистика, 2004.

7. Статистика финансов. Учебник/Под ред. Салина В.Н. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8. Статистика: Учеб. пособие/А.В. Багат, М.М. Конкина, В.М. Симчера и др.; Под ред. В.М. Симчеры.- М.: Финансы и статистика, 2005, 2006.

9. Статистика: Учебник/Под ред. Елисеевой И.И. – М.: ТК Велби, Проспект, 2004.

10. Теория статистики: Учебник/ Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2001, 2003, 2006, 2007.

11. Теория статистики: Учебник/Под ред. проф. Г.Л. Громыко. – М.: ИНФРА – М, 2006.

12. Финансовая статистка: Учебное пособие / Под ред. Т.В. Тимофеевой. – М.: Финансы и статистика, 2006.

Электронные ресурсы:

1. Компьютерная обучающая программа КОПР по дисциплине «Статистика». Авторы: д.э.н., проф. Симчера В.М., доц. Бармотин А.В., доц. Багат А.В., доц. Сафронова В.П., д.т.н., проф. Торопцов В.С., к.э.н. Григорович Д.Б., Галкина Л.А.. Зарегистрирован в Информационно – Библиотечном фонде РФ. Регистрационный № 50200200693 - http://repository.vzfei.ru

2. http://www.vzfei.ru/rus/platforms/stat.htm - страница кафедры статистики на сайте ВЗФЭИ

3. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики

4. http://www1.minfin.ru/ru/ - Министерство финансов Российской Федерации

5. http://www.cbr.ru/ - Центральный Банк Российской Федерации

6. http://www.rbc.ru/ - Росбизнесконсалтинг

7. http://demoscope.ru/weekly/2008/0323/index.php - Электронная версия бюллетеня Население и общество

8. http://www.akdi.ru/econom/akdi.HTM - Агентство консультаций и деловой информации "Экономика и жизнь"

9. http://www.mosstat.ru/index.php - Территориальный орган государственной статистики по г. Москве.

10. Официальные сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………….3

Методические рекомендации по выполнению статистических расчетов по теме «Индексный метод в анализе статистических данных» для студентов всех специальностей и студентов бакалавриата всех направлений.

Демонстрационный пример……………………………….6

Задание 1 Построение, расчет и анализ индивидуальных и агрегатных индексов…………………………………………7

Задание 2 Построение расчет и анализ среднего и арифметического взвешенного и среднего гармонического взвешенного индексов………………………………………16

Задание 3 Оценка роли отдельных факторов в изменении сложного явления путем построения системы взаимосвязанных индексов………………………………22

Задание 4 Построение, расчет и анализ индексов переменного, постоянного состава, индекса структурных сдвигов……………………………………………………….28

Литература………………………………………………37

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 6624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.