Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые показатели социальной характеристики населения




Население, являясь непосредственным участником общественного воспроизводства и потребителем товаров и услуг, как никакой другой объект статистического изучения тесно соприкасается и органически переплетается со многими другими объектами и явлениями, изучаемыми социально-экономической статистикой. Поэтому при статистическом изучении населения следует использовать не только сугубо демографические показатели, но и показатели других отраслей статистики.

Одним из основных показателей социальной характеристики насе­ления является грамотность населения, которая определяется для насе­ления в возрасте 9 лет и старше как доля (в процентах) умеющих читать и писать. Обычно этот показатель устанавливается по материалам пере­писей населения для городского и сельского населения, мужчин и жен­щин.

Наряду с этим население в возрасте 15 лет и старше распределяется по уровню образования. Для большей наглядности и сравнимости эти пока­затели приводятся в расчете на 1000 человек.

Уровень образования населения можно рассматривать как некий ре­зультативный показатель, и для глубокого и всестороннего его анализа необходимо использовать другую информацию о состоянии системы образования, которую характеризует такие показатели, как:

а) количество постоянных дошкольных учреждений и число детей,
находящихся в них (абсолютно и в процентах от численности детей соответствующего возраста, в городах и сельской местности);

б) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (в расчете на 100 мест);

в) количество дневных и вечерних общеобразовательных школ и чис­ло учащихся в них (то же по средним специальным учебным заведениям);

г) количество высших учебных заведений (по отраслям наук) и число
студентов, учащихся в них;

д) число специалистов, выпущенных из высших учебных заведений все­
го и в расчете на 10 000 человек (то же по средним специальным учебным
заведениям);

е) число аспирантов и численность закончивших аспирантуру (по от­раслям наук);

ж) число докторантов (по отраслям наук);

з) численность работников научных организаций (специалистов и
вспомогательного персонала).

Социальная характеристика населения не будет полной без учета по­казателей обеспеченности населения учреждениями культуры (библио­теки, музеи, клубные учреждения, детские внешкольные учреждения, дет­ские музыкальные, хореографические школы и др.), а также театрами, кинотеатрами и другими зрелищными предприятиями.

Кроме того, к этой группе показателей социальной характеристики населения следует отнести показатель выпуска кинофильмов (разного жанра), а также показатель выпуска книг и брошюр, журналов и газет.

Вторую большую группу показателей социальной характеристики на­селения составляют показатели заболеваемости населения и обеспечен­ности его медицинским персоналом и больничными койками.

Данные о заболеваемости населения разрабатываются в соответствии с Международной классификацией болезней. При этом выделяются сле­дующие основные группы болезней: инфекционные и паразитарные заболевания (кишечная инфекция, скарлатина, дифтерия, вирусный гепа­тит, сальмонелла, ветряная оспа и др.); новообразования; болезни крови и кроветворных органов; болезни нервной системы; болезни органов дыхания, пищеварения, кожи, мочеполовой системы, костно-мышечной системы и соединительной ткани; врожденные аномалии (пороки разви­тия); травмы и отравления. Особо учитываются больные с диагнозом ал­коголизм и наркомания, психические расстройства, венерические болез­ни, активный туберкулез.

При учете численности больных по отдельным группам болезней раз­личают:

а) численность больных с диагнозом, установленным впервые за тот или иной период,

б) численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилакти­ческих учреждениях.

Оба показателя приводятся как в абсолютном выражении (всего, тыс. человек), так и в расчете на 1000, 10 тыс. или 100 тыс. человек (в за­висимости от частоты заболеваний).

Второй показатель, т. е. совокупность всех больных данной болезнью, обратившихся в лечебное учреждение, как в текущем, так и в предыдущие годы, именуют также контингентом больных.

Следует различать понятия «уровень заболеваемости» и «степень рас­пространения» того или иного заболевания.

Для характеристики уровня заболеваемости число больных с впервые установленным диагнозом за год сопоставляется со среднегодовой чис­ленностью постоянного населения.

Для определения степени распространения заболевания используется показатель, рассчитываемый как отношение числа всех больных данной болезнью, состоящих на учете в медицинских учреждениях на конец от­четного года, к численности постоянного населения на конец года.

Наряду с общими данными о численности больных (с впервые уста­новленным диагнозом или состоящих на учете) по отдельным видам за­болеваний в статистике изучается возрастная структура больных. При этом обычно выделяются лица в возрасте: до 14 лет, 15—19, 20—39, 40—59, 60 и старше. Для отдельных видов болезней проводится более детализированная груп­пировка. Например, для венерических заболеваний выделяются возраст­ные группы: до 14 лет, 15—17, 18—19, 20—29, 30—39, 40 лет и старше.

Возрастная группировка больных сочетается с группировкой по полу, т. е. в каждой возрастной группе выделяется число мужчин и женщин.

Данные о заболеваемости населения обрабатываются по регионам, что позволяет обнаруживать зависимость тех или иных заболеваний от спе­цифических особенностей регионов, их направленности, состояния эко­логии и пр.

Хронические заболевания или травмы могут приводить к постоянной или длительной потере трудоспособности, т.е. инвалидности, поэтому на­ряду с учетом заболеваемости в статистике определяется численность впервые признанных инвалидами (всего и в расчете на 10 тыс. человек) в целом и по причинам инвалидности.

Так, например, численность впервые признанных инвалидами в 1980 г. составила 426 тыс.человек, в 1990 г. — 765 тыс., в 1994 г. — 1124 тыс. чело­век, а в расчете на 10 тыс. человек соответственно 30,8, 51,7 и 76,5 чело­век, т. е. и абсолютные и относительные показатели характеризуют рост численности инвалидов.

При изучении инвалидности выделяется число инвалидов-детей в воз­расте до 16 лет, получающих пенсию. Общая численность таких детей-инвалидов на 1 января 1991 г. составила 155 тыс., или 43,1 в расчете на 10 тыс. детей, а в 1994 г. соответственно 399 тыс. и 118,6.

Параллельно с заболеваемостью в статистике изучается обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом, а также боль­ничными койками и медицинскими учреждениями, оказывающими амбулаторно-поликлиническую помощь населению.

Помимо общих показателей определяется обеспеченность населения врачами (и средним медицинским персоналом) по отдельным специаль­ностям. При этом в расчете на 10 тыс. человек для акушеров-гинекологов принимаются 10 тыс. женщин, а для педиатров— 10 тыс. детей в возрасте 0-14 лет.

Обеспеченность больничными койками также учитывается по специ­ализации, т. е. видам болезней.

Особо выделяется число медико-социальных учреждений, предназна­ченных для постоянного проживания престарелых и инвалидов (взрос­лых и детей), нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслужива­нии. По этим домам-интернатам указывается общее число мест (из них для взрослых и для детей) и в расчете на 10 тыс. человек. Однако чтобы судить об обеспеченности такими домами нуждающихся, надо учитывать и число нуждающихся. Так, например, на 1 января 1995 г. число домов-интернатов составило 1006 (848 для взрослых и 158 для детей), а число мест в них — 255 тыс. (219 тыс. для взрослых и 36 тыс. для детей), в то же время на очереди для размещения в такие дома состояло 6,3 тыс.человек, неспособных к самообслуживанию.

Перечисленными выше показателями далеко не исчерпывается соци­альная характеристика населения.

В целом показатели статистики социальной сферы прямо или косвенно относятся к социальной характеристике населения. К показателям соци­альной характеристики населения относятся также показатели состояния преступности: число зарегистрированных преступлений и их структура; численность и состав лиц, совершивших преступления (и осужденных), по полу, возрасту, социальному положению; основные виды преступления и меры наказания.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каковы объекты наблюдения и основные источники информации для
статистики населения?

2. По каким группировкам изучается состав населения?

3. Какие понятия населения используются при проведении переписи
населения и при сборе текущих данных?

4. Опишите половозрастную пирамиду населения и постройте ее на основе
данных статистических сборников.

5. Перечислите основные показатели естественного движения населения и
напишите формулы их расчета.

6. Какие специфические единицы измерения используются для расчета этих показателей?

7. Перечислите основные показатели, характеризующие миграцию населения, и напишите формулы их расчета.

8. Перечислите основные показатели, характеризующие общее изменение
населения и напишите формулы их расчета,

9. Для каких целей строится таблица смертности? Назовите основные
показатели таблицы и средней продолжительности жизни.

10. Как рассчитывается перспективная численность населения?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.