Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое Street Workout?

Axenty

В 800+ ударов в минуту

И про скорость игры

September 26th, 2013

Из этой записи можно в подробностях узнать о том, почему я так резко перешел на варганы работы Сергея Пыжова и какую технику игры я на них развиваю (а об этом действительно часто спрашивают в последнее время; решил, что куда проще будет один раз и во всех подробностях написать).

А заодно можно узнать о том, как играть на варгане со скоростью 800-1000 ударов в минуту и зачем вообще нужно играть с такой скоростью. Пример игры в mp3, конечно же, прилагается.

(почти оффтопик, но тоже может пригодиться: еще могу порекомендовать заглянуть в один из моих старых черновиков на тему работы с мышцами и мышечной памятью в контексте освоения варгана)


Короткая ссылка на эту запись: www.aksenty.ru/800


§ 1. 12 касаний в секунду и выше

Вся техника игры, описанная ниже, заточена на возможность играть очень быстрые партии двухсторонним боем. Под быстрым подразумевается частота боя в 12-18 касаний по язычку в секунду. Речь идет не о том, чтобы играть композиции на такой скорости от начала и до конца, в большей степени о всевозможных небольших ритмичных вставках и о навыках, которые помогает развить скоростная игра на варгане. О том, как я использую эту технику в обычной игре, можно увидеть и услышать во всех моих недавних записях.

Но в качестве примера я приведу отрывок, сыгранный с частотой в 12-14 касаний в секунду на протяжении всех полутора минут наигрыша — так будет наглядней. Для справки: подсчет ударов легко осуществляется в любом аудиоредакторе. Достаточно посчитать количество пиков, выделив одну секунду записи:

Послушать отрывок можно прямо здесь, но лучше все же скачать mp3 файл — во встроенном плеере обрезан битрейт. На записи звучит варган серии «Лидер 85мм» работы Сергея Пыжова, настроенный на ноту ми.

 

Теперь — ближе к делу. Вся дальнейшая часть статьи куда более скучная и рассчитана на тех, кто хочет попробовать так поиграть.

Причин, по которым стоит осваивать такую технику игры можно найти много:


· Хорошо освоив скоростной бой, можно будет запросто разбавлять свою игру небольшими ритмичными вставками разной сложности. Соответственно, техника игры не заточена под скоростной бой полностью, она также подразумевает использование элементов других стилей. Основной акцент на скорость сделан из других соображений — это отличная и сложная тренировка, развивающая целый комплекс полезных навыков.

· Если научиться управлять инструментом на скорости 12+ касаний в секунду, то более спокойная игра станет казаться настоящим отдыхом. Разумеется, речь идет не только о самой скорости, но и о управлении другими приемами во время такой игры.

· Освоение такой техники замечательно ставит короткий, резкий и прямой удар.

· Почти любой эффект, основанный на артикуляции и дыхании, воспроизводится и воспринимается при игре на высокой скорости совершенно по-новому. По этой причине техника игры заставляет более дисциплинированно относится к расстановке акцентов и выделению конкретных звучаний (иначе все может превратиться в кашу, или потеряться на общем фоне).

· Поскольку в основе техники — короткий удар по касательной, играть так можно даже на варганах с мягкими язычками.

· Ближе к восемнадцати касаний в секунду звучание любого варгана начинает напоминать электрохомус работы Христофорова.

Минусы тоже есть:


· Техника заточена под конкретный хват и конкретный способ боя по язычку, но под каждый конкретный инструмент необходимо вносить свои поправки (да и не только под инструменты — форма рук тоже у всех разная), поэтому пытаться повторять все буквально и во всех деталях не стоит.

· Для некоторых инструментов такая техника игры категорически противопоказана (а с некоторыми — будет неудобно; впрочем, подробней про оптимальный выбор инструментов написано в следующем параграфе). Для агрессивного стиля игры тоже — сломается язычок, да и призвуки не дадут сыграть что-то, кроме постоянного боя по язычку. Техника предназначена только для аккуратного и ровного удара по касательной. По этой же причине она используется в ущерб громкости варгана (но с другой стороны — громкость не так уж и важна).

· Учиться играть на такой скорости — процесс совсем не быстрый и довольно утомительный, подразумевающий очень внимательную работу с положением рук и напряжением мышц.


§ 2. В общих чертах о технике и подробней об инструментах

Вообще, все подробности о том, как именно я держу варган и ударяю по язычку можно увидеть на любой фотографии с выступлений этого года. Например, вот фото с концерта 22 сентября (спасибо Александру Дерновому). Но к некоторым деталям лучше будет присмотреться поближе: положение рук при игре продиктовано наличием нескольких дополнительных точек фиксации, позволяющих достигнуть максимальной стабильности инструмента при игре. Об этом будет сказано подробней в следующих параграфах.

Для начала же поясню, почему я использую для игры именно «Лидеров» Сергея Пыжова (и именно с язычком 85 мм, а не другие).

В принципе, техники игры, которые здесь будут описываться, вполне можно использовать и с многими другими инструментами. Но лично мне более подходящими для этих задач кажутся инструменты а) длинной около 10 см б) с корпусом из листовой стали, а не дуговые инструменты из прута. Такие варганы ведут себя стабильней при скоростной игре.

Похожие инструменты делают сейчас в разных мастерских: хомусы Готовцева, варганы Глазырина, Нуреева, мастерской Вангаре и так далее. Но стоит отметить, что довольно важны и характеристики загнутой в кольцо части язычка. Например, слишком большое колечко для данной техники может оказаться не подходящим.

Кстати, небольшая историческая справка. Не стоит считать, что варганы с таким корпусом — это плод только лишь современных технологий. Если будет возможность, то загляните в Музей археологии Москвы. Там, на стенде русских народных инструментов XVII века, можно обнаружить варган, изготовленный не из гнутого прута, а из цельного куска стали (кстати, по размерам и пропорциям этот экспонат больше всего похож на работы Глазырина).

С другой стороны, с некоторыми дуговыми варганами все тоже может сложиться неплохо (как раз недавно Александр Дерновой сделал мне дуговой инструмент, заточенный под мою нынешнюю технику, и на нем все получается хорошо). Самое важное, чтобы варган подходил по размерам и пропорциям, а язычок вел себя стабильно при игре.

Но возвращаюсь к работам Пыжова. Про то, как звучат варганы Сергея, все и так наслышаны. Поэтому перейду сразу к другим особенностям конструкции.

Обратите внимание: форма основания корпуса «Лидеров» более эргономичная, чем у аналогичных инструментов (за исключением разве что модели «Альфа» Глазырина). Поясню: если основание корпуса овальное, круглое, плоское, с закругленными углами, то в ряде случаев варган может соскальзывать с руки и немного съезжать в сторону. В моем случае неудобства могут вызвать даже лишние пару миллиметров влево или вправо, так что эту особенность «Лидеров» я очень ценю.

Второе: ширина основания корпуса достигает четырех сантиметров, такой варган довольно удобно держать способом, который описан ниже.

И третье: общая длина инструмента — чуть более десяти сантиметров. Такая длина позволяет использовать мой способ удержания инструмента с максимальным комфортом (почему — будет ясно из следующих пояснений)

§ 3. Особенности хвата и фиксации инструмента

Перехожу к основной части статьи. Инструменты я держу при помощи только двух пальцев: большого и указательного. Здесь все довольно просто.

Большим пальцем я фиксирую инструмент у основания корпуса.
Вот таким вот образом:

Вот снимок с другого ракурса, на нем видно, что инструмент зафиксирован в двух точках. Здесь стоит упомянуть о плюсах варганов из листовой стали: как правило, на основание корпуса таких инструментов давление можно оказывать в любых направлениях. Поэтому с ними можно не задумываться о том, что язычок будет лязгать о деки из-за того, что случайно надавил на корпус в вертикальной плоскости.

Продолжу. Инструмент довольно хорошо сидит в ладони (помните, как выше я писал про эргономичность формы «Лидеров»?), остается его зафиксировать с внешней стороны корпуса.

Это делается указательным пальцем. Все довольно просто. Остальные точки фиксации инструмента будут находиться непосредственно на зубах, этого будет вполне достаточно для того, чтобы варган вел себя стабильно и покладисто.

Но одна небольшая деталь. Ближе к декам давление нужно распределять уже по всем правилам. Иначе говоря, усилие, приложенное подушечкой пальца, должно прикладываться в горизонтальной плоскости. Лучше не надавливать на деку сверху вниз.

Теперь можно прикладывать инструмент к зубам и играть.

У такого способа держать варган есть свои плюсы и минусы. Из минусов: кране неудобно использовать некоторые приемы, где нужно зажимать основание язычка пальцем. Из плюсов: заняты только два пальца (но иногда нужно подключать и средний). Оставшиеся три — остаются свободными. Можно, к примеру, использовать приемы с формированием внешнего резонатора, где нужно складывать ладони «лодочкой». Но что еще лучше: вместе с варганом можно держать в руке микрофон. Хотя с варганами длиной менее восьми-десяти сантиметров играть так будет уже не удобно.

§ 4. Дополнительные точки фиксации.

Для наших задач недостаточно просто взять инструмент. Варган должен сидеть как влитой и не дергаться из стороны в сторону без нашего на то желания, для этого руки фиксируются в нескольких дополнительных точках.

Здесь важно помнить: не нужно слишком напрягать мышцы и давить на указанные ниже точки. Все наоборот, положение рук следует подбирать так, чтобы а) перераспределить усилия и снять лишнее напряжение и в) расслабить мышцы, которые не принимают участие в процессе звукоизвлечения, настолько, насколько это возможно.

Дополнительных точек фиксации у меня три.
Во-первых, ладонь левой руки может упираться в челюсть. Тут тоже важно распределять давление правильным образом. Если давить на челюсть снизу или сбоку, то будет сложнее удержать челюсть на месте и при случайном движении инструмент может съехать в сторону. Поэтому лучше упирать руку так, чтобы давление уходило по диагонали и, как уже было сказано, не нужно сильно давить рукой на точку фиксации.

Во вторых: при особенно быстром бое я слегка упираюсь основанием ладони правой руки в запястье правой. Руки в этой точке практически не двигаются во время игры, работает в основном верхняя часть правой ладони и если это вызывает какие-то лишние напряжения в мышцах или суставах — лучше сразу слегка изменить положение рук. Оно может быть разным в зависимости от характеристик инструмента и формы рук.

В-третьих, когда играю особенно быстро (примерно от двенадцати касаний по язычку в секунду), то для правой руки требуется вторая точка фиксации, для этого упираюсь большим пальцем в челюсть или в шею. Конкретное расположение точки зависит от скорости игры, жесткости язычка и угла под которым проходит удар по язычку.

Для чего все это нужно: при грамотном выборе положения рук можно не только четко зафиксировать инструмент, но и перераспределить усилия, затрачиваемые на игру, так, чтобы максимально использовать в игре инерцию своих собственных движений.

§ 5. Особенности удара по язычку

Играя на варганах, я стараюсь использовать резкие, но очень короткие удары. Совершенно ни к чему размахивать рукой на двадцать сантиметров вперед, если тот же самый звук может получиться на коротком движении в пару сантиметров.

Амплитуда движения руки при быстрой игре у меня примерно такая, как отмечено стрелкой на фотографии ниже. Грубо говоря, это длина хвостика язычка, умноженная примерно на два (или чуть больше). При максимально быстрых комбинациях, основанных на двухстороннем бое, эта длина сокращается.

Для того, чтобы а) звук не был прерывистым, б) не было лишних призвуков и в) было возможно играть очень быстрые зарисовки я не столько ударяю по язычку, сколько задеваю его по касательной — движение руки идет строго параллельно хвостику язычка. Удар приходится на самый край колечка язычка.

Впрочем, если сдвинуть точку удара слегка левее — звук изменится и это тоже вполне можно использовать в качестве способа звукоизвлечения. В конечном счете, работа с уровнем призвука — это тоже довольно интересный прием игры.

И еще одна существенная и важная деталь, которая может сэкономить довольно много усилий: варган не обязательно должен лежать на зубах ровно и на одной только линии. Я почти всегда поворачиваю варган на несколько градусов по осям x, y, и z, корректируя тем самым плоскость направления удара (в том числе и прямо в процессе игры) в зависимости от скорости боя, длины загнутой части язычка и его жесткости.

§ 6. Освоение техники игры

Основной момент, о котором нельзя забывать: никакие техники нельзя пытаться перенимать буквально. Всегда стоит пытаться ухватить принцип того или иного приема и менять его под себя. Все что вы пробуете играть на варгане должно корректироваться под ваши инструменты и под ваш стиль игры.

Что же касается описанных выше способах звукоизвлечения, то если получится подобрать хорошее и удобное положение рук и поставить удар, то некоторое время все будет идти довольно просто. Нужно будет только тренироваться и постепенно наращивать скорость ориентируясь на те пределы, которые являются для вас комфортными на тот или иной момент. Один раз можно поиграть с постоянной скорость в 6—8 касаний в течении тридцати секунд, в другой — со скоростью 10 касаний в течении минуты и так далее. Важно лишь помнить, что для разной скорости могут быть актуальны небольшие изменения в положении рук/инструмента, в силе и амплитуде удара и так далее.

Самое сложное начинается потом. Во-первых, кроме игры на постоянной скорости, можно пробовать различные комбинации с боем в умеренном темпе. Во-вторых, как было сказано в самом начале, артикуляция и дыхание на высоких скоростях — не такое уж и простое занятие. В-третьих, даже при очень быстрой игре можно учиться менять громкость инструмента за счет силы удара. В-четвертых, с повешением скорости боя растет и физическая нагрузка (всех мышечных напряжений не избежать). Но все эти детали лучше изучать уже на практике.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
О техниках игры на варгане | С Уважением
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.