Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки принятия и значение




Признаки суверенитета Республики Беларусь

Признаки суверенитета Республики Беларусь

· Наличие собственных высших органов государственной власти

· Верховенство, единство и независимость государственной власти (ст.ст. 1, 3, 6 Конституции Республики Беларусь)

· Наличие своей территории (ст. 9 Конституции Республики Беларусь)

· Наличие своего гражданства (ст. 10 Конституции Республи­ки Беларусь)

· Наличие собственных Вооруженных Сил (п. 28 ст. 84 Консти­туции Республики Беларусь)

· Наличие собственной денежной и финансово-кредитной систе­мы (ст.ст. 132-136 Конституции Республики Беларусь)

· Наличие государственных эмблем (символов) — герб, флаг, гимн (ст. 19 Конституции Республики Беларусь)

Примечание. Верховенство государственной власти проявляется в том, что:

— единственным источником государственной власти и носителем су-веренитета является народ, которому и принадлежит данная власть;

— только соответствующие органы государственной власти (или народ на референдуме) вправе принимать Конституцию и другие законы, обладающие высшей юридической силой.

Единство государственной власти выражается в наличии такой системы органов, которые в своей совокупности осуществляют единую государственную власть.

Независимость государственной власти проявляется:

в том, что только государственная власть вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок;

— в независимости и самостоятельности при осуществлении внутри-государственных функций;

— в самостоятельности государства в отношениях с другими странами.


 

Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь

К середине 80-х годов XX в. в бывшем СССР все более отчетливо стали проявляться кризисные явления во всех облас­тях жизнедеятельности государства и общества: в политике, экономике, социальной сфере и т.д. Оторвавшись от народа, правящая партийная номенклатура была не в состоянии испра­вить положение. В этих условиях среди союзных республик начались процессы, направленные на расширение их самостоя­тельности и получение действительно реального суверенитета. Так, в марте 1990 г. Верховный Совет Литвы первым объявил о восстановлении прежнего государственного суверенитета своей республики, который она потеряла в 1940 г. в связи с присоединением к СССР. Вслед за ней с аналогичными за­явлениями выступили Латвия и Эстония, положив начало «па­раду суверенитетов» 1990 г.

Сущность этих сложных процессов заключалась в практи­ческой реализации права союзных республик на выход из СССР, закрепленного статьей 71 союзной Конституции 1977 г., а цель — в преобразовании СССР в демократическое правовое государство, основанное на действительно добровольном объ­единении равноправных суверенных республик. 27 июля 1990 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Беларусь (тогда еще Белорусской Советской Социалистической Республики). Этот факт означал, что Беларусь выбрала собственный путь развития, хотя он и не предусматривал выхода республики из Союза (в марте 1991 г. на референдуме большинство населе­ния республики высказалось за сохранение обновленного Сою­за). За полную государственную независимость Беларуси и за выход ее из Союза с самого начала процессов суверенизации выступили Белорусский Народный Фронт (БНФ) и возглав­ляемая им оппозиция в Верховном Совете. Эту позицию под­держивали различные течения и группы белорусской интел­лигенции.

Значение Декларации огромно, судьбоносно для нашей страны. Она впервые в истории Беларуси провозгласила ее суверенным государством. Придавая Декларации историческую важность, Верховный Совет постановлением от 27 июля 1990 г. принял решение считать день 27 июля Днем Независимости и отмечать его впредь как национальный праздник Беларуси. После референдума, проведенного 24 ноября 1996 г., праздно­вание Дня Независимости было перенесено на 3 июля.

Декларация закрепила ряд основополагающих признаков, характеризующих Республику Беларусь как суверенное госу­дарство. В частности, в ней объявлялось, что на территории Республики Беларусь устанавливается верховенство Конститу­ции и законов республики. Одной из важнейших идей Декла­рации, подчеркивавшей самостоятельность республики, явилось закрепленное в ней Положение о праве Беларуси на добро­вольные союзы с другими государствами и свободном выходе из этих союзов. Более того, Декларация не отвергала нахожде­ние республики в составе СССР, предложив другим республи­кам безотлагательно приступить к разработке Договора о сою­зе суверенных социалистических государств.

В марте 1991 г. Верховный Совет БССР принял постанов­ление «О концепции нового Союзного договора», в котором предусматривалось:

1. Признать целесообразным вхождение Белорусской ССР в состав СССР с учетом преобразования его в действительно демократическое правовое государство, основанное на добро­вольном объединении равноправных суверенных республик.

2. Считать необходимым участие Белорусской ССР в под­готовке Союзного договора.

Однако надежды на обеспечение суверенитета республик при одновременном сохранении Союза оказались несбыточны­ми. Этому противостояли радикально-национальные движения в республиках, требовавшие полной независимости и никакого Союза (БНФ), и правящая партийно-государственная номенк­латура, стоявшая за сохранение Союза как унитарного государ­ства, только «с подкрашенным фасадом». Последние с единством СССР связывали свои надежды на сохранение командной эко­номики, которая обеспечивала им господство над обществом.

Чтобы не допустить развала СССР на отдельные государ­ства, прекратить радикальные реформы в экономике и общест­ве, противники преобразований в ночь с 18 на 19 августа 1991 г. предприняли неудавшуюся попытку введения чрезвы­чайного положения.

Провал этой акции послужил основой для принятия Вер­ховным Советом Закона Верховного Совета Республики Бела­русь «О придании статуса конституционного закона Деклара­ции о государственном суверенитете Республики Беларусь» от 25 августа 1991 г. Впервые в практике законотворческой дея­тельности высшего представительного органа Беларуси был принят конституционный закон. Причем этому закону прида­вался более высокий статус, чем его имела действовавшая на тот момент Конституция. Так, в соответствии со статьей 2 вы­шеуказанного Закона от 25 августа 1991 г., в случаях, когда по­ложения действующей Конституции Республики Беларусь противоречат Декларации Верховного совета Республики Бе­ларусь о государственном суверенитете, следует руководство­ваться Декларацией как конституционным законом.

Для практического закрепления суверенитета и преобразо­вания Беларуси в независимое государство особое значение имела ее экономическая самостоятельность. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении по­литической и экономической самостоятельности Республики Беларусь». Все предприятия, организации и учреждения союз­ного подчинения, которые располагались на территории респуб­лики, объявлялись собственностью Республики Беларусь. Этим прекращалось прямое вмешательство центра в хозяйственную жизнь республики.

Заключительным актом в получении Республикой Бела­русь, как и другими республиками бывшего Союза, государ­ственного суверенитета явилось подписание 8 декабря 1991 г. Соглашения руководителей Беларуси (С. Шушкевич), Россий­ской Федерации (Б. Ельцин) и Украины (Л. Кравчук) о созда­нии Содружества Независимых Государств (СНГ). В Соглаше­нии объявлялось, что СССР как субъект международного пра­ва и политическая реальность прекратил свое существование. Три государства объединились в СНГ и предложили вступить в содружество и другим государствам бывшего СССР. Кроме того, Соглашение объявлялось открытым и для иных госу­дарств, разделяющих цели и принципы СНГ.

Следует отметить, что упрочению суверенитета Республи­ки Беларусь способствовали и другие акты, принимавшиеся в рассматриваемый период. К примеру, важное место среди них занимает принятый 27 февраля 1991 г. Закон «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь». В соот­ветствии с Законом от 19 сентября 1991 г., Белорусскую Советскую Социалистическую Республику решено впредь назы­вать Республика Беларусь, а в сокращенных и составных названиях — Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.