Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок осуществления законодательной инициативы субъектами права законодательной инициативы




Законодательный процесс в Парламенте Республики Беларусь

Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространя­ется действие нормативного правового акта либо когда в са­мом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Респуб­лики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением слу­чаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Придание обратной силы не допускается, если норматив­ный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их соверше­ния не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Стадии законодательного процесса в Парламенте Республики Беларусь

Внесение законопроекта   Право законодательной инициативы принад­лежит Президенту, депутатам Палаты пред­ставителей, Совету Республики, Правитель­ству, а также гражданам, обладающим изби­рательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. Правом законодательной ини­циативы по вопросу об изменении и допол­нении Конституции Республики Беларусь об­ладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тыс. граждан Республики Бела­русь, обладающих избирательным правом  
i г    
Законопроект сначала рассматривается в со­ответствующих постоянных комиссиях, а по завершении работы вместе с заключением и другими материалами направляется в Совет Палаты представителей для рассмотрения воп­роса о включении законопроекта в повестку дня сессии Палаты представителей. Рассмот­рение проектов законов, внесенных в Палату представителей, осуществляется в двух чте­ниях  
Обсуждение законопроекта    
       
г Принятый Палатой представителей законоп­роект в пятидневный срок передается на рас­смотрение в Совет Республики, который одо­бряет его либо отклоняет  
Законопроект после принятия Палатой пред­ставителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от состава каждой Па­латы представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Законопроект, подпи­санный Президентом, становится законом  
Принятие закона    
  г  

 


 

Примечание. На схеме изображен классический вариант прохожде­ния законопроекта от его внесения и до опубликования в качестве зако­на, когда никто из соответствующих субъектов не возражал против его принятия. Поэтому при изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на порядок принятия закона в иных урегулированных Консти­туцией случаях.

В случае отклонения законопроекта Советом Республики Палата­ми Парламента создается согласительная комиссия, формируемая на па­ритетной основе для преодоления возникших разногласий. Текст зако­нопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих Палат Парламента.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст за­конопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное реше­ние. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Пала­ты представителей.

Если с текстом закона не согласен Президент, он возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рас­смотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством (не ме­нее двух третей) голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, кото­рый также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее двух третей) голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатами возражений Президента подписывается Прези­дентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.


 

Президент Республики Беларусь осуществляет право зако­нодательной инициативы лично или через уполномоченные им органы.

Депутаты Палаты представителей Национального собра­ния Республики Беларусь осуществляют право законодатель­ной инициативы лично.

Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь при осуществлении права законодательной инициа­тивы на своем заседании принимает решение о внесении в Па­лату представителей законопроекта, а также о назначении представителя Совета Республики при рассмотрении в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь данного законопроекта. Решение Совета Республики оформля­ется постановлением, принимаемым большинством голосов от полного состава Совета Республики.

Совет Министров Республики Беларусь при осуществле­нии права законодательной инициативы в порядке, предусмот­ренном Регламентом Совета Министров Республики Беларусь, принимает решение о внесении в Палату представителей законопроекта, а также о назначении официального представителя Совета Министров Республики Беларусь при рассмотрении в Палате представителей данного законопроекта.

В случае, если с законодательной инициативой выступают граждане, ими образуется инициативная группа в количестве не менее 100 человек из числа лиц, обладающих избирательным правом. Инициативная группа и законопроект, предлагаемый ею для внесения в Палату представителей, регистрируются Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. От имени инициативной группы законопроект представляет ее Председатель или заместитель Председателя инициативной группы граждан. Решение об отказе в регистрации инициативной группы и проекта закона может быть обжаловано в месячный срок в Верховный Суд Республики Беларусь. Жалоба должна быть подписана большинством членов инициативной группы.

Сбор подписей граждан за предложение о внесении проекта закона в Палату представителей проводится только членами инициативной группы в месячный срок со дня регистрации инициативной группы и проекта закона. Расходы на подготовку и проведение мероприятий, направленных на реализацию права законодательной инициативы граждан и связанных со сбором подписей граждан, осуществляются за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добро-вольные пожертвования организаций (за исключением государственных, религиозных и благотворительных организаций), в том числе политических партий, других общественных объ­единений, а также граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства не вправе принимать участие в агитации за либо против предложения о внесении проекта закона в Палату представителей.

Подписные листы сдаются инициативной группой в горис­полкомы (местные администрации), на территории которых про­водился сбор подписей. Последние в 10-дневный срок со дня окончания сбора подписей проверяют достоверность всех под­писей граждан в подписных листах.

О результатах сбора подписей граждан принимается ре­шение соответствующего горрайисполкома (местной админис­трации), которое направляется соответственно в областной (Минский городской) исполнительный комитет. В решении указываются общее количество подписей в подписных листах, количество подписей, признанных достоверными, и количество подписей, признанных недостоверными. Областной (Минский городской) исполкомы в пятидневный срок подводят итоги сбора подписей по области (г. Минску), принимают об этом решение и направляют его в Центральную комиссию Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референ­думов. Последняя в 10-дневный срок составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований законодатель­ства и протокол о результатах сбора подписей. Заключение и копия протокола передаются инициативной группе для после­дующего их представления (вместе с проектом закона и иными сопроводительными документами) в Палату представителей.

Примечание. Отношения, возникающие в ходе реализации права за­конодательной инициативы граждан, регулируются Конституцией Респуб­лики Беларусь, Законом «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь» (от 26 ноября 2003 г.), иным законодательством Республики Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.