Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда. Факторы, определяющие современное состояние рынка труда




 

Рынок труда - особая область рыночных отноше­ний, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только в условиях классического капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной соб­ственности бизнесменов, а с другой - подавляющая часть ра­ботников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически свободными лицами (в отличие от раба или кре­постного крестьянина). Между тем основным или даже един­ственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фи­гурой на рынке труда работник физического труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин. Современный же рынок вклю­чает в основном три категории лиц, которые условно называют:

а) “синие воротнички” (фабрично-заводские рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

б) “серые воротнички” (рядовые работники подсобного об­служивания);

в) “белые воротнички” (работники умственного труда: слу­жащие, инженерно-технический персонал и т. д.).

Во второй половине XX столетия научно-техническая рево­люция и переход к информационному обществу вызвали сле­дующие качественные и количественные сдвиги в структуре рынка труда.

1. Резко снизился удельный вес “синих воротничков”. Так, в США удельный вес “синих воротничков” среди всех занятых снизился с 39% в 1955г. до 27% в 1991 г., в том числе квали­фицированных рабочих соответственно с 13 до 12%, полуквалифицированных - с 20 до 11 % и неквалифицированных - с 6 до 4%.

2. Столь же значительно возросла доля инженеров и техников, работников сферы услуг и интеллигенции. В США доля работ­ников преимущественно нефизического труда возросла с 39% в 1955г. до 58% в 1991 г.

3. В основном преодолена былая пропасть между работниками преимущественно физического и преимущественно умственного труда. Противоположность между ними возникла еще в эпоху рабства и продержалась в западных странах до XX в. Она со­хранилась до сих пор во многих развивающихся странах, где значительная часть взрослого населения (до 40%) остается не­грамотной.

Помимо структурных изменений происходят необычные ка­чественные преобразования уровня и профиля всех видов ра­ботников. Дело в том, что НТР потребовала формирования тру­жеников нового типа. Прежде всего сейчас приходится отказы­ваться от одностороннего развития, узкой специализации людей и расширять профиль их квалификации. В связи с этим в со­ответствующих учебных заведениях рабочие получают общетех­нические знания, инженеры - общенаучную подготовку, а на этой базе они легче осваивают более узкие профессии и спе­циальности.

В новейшем производстве задействован более сложный труд. Для освоения достижений НТР требуется, как минимум, общее среднее образование и дополнительная профессиональная под­готовка. Примечательны такие данные: в США сейчас у боль­шинства работников обучение составляет 13,5 лет. В Японии в старших классах 12-летней школы обучается свыше 90% моло­дежи. В России в 1994г. среди каждой 1000 человек в возрасте 15 лет и старше 655 человек имели высшее, общее и специальное среднее образование.

Центр тяжести в трудовом процессе сейчас перемещается с физической затраты жизненных сил человека на умственные. Интеллектуализация труда выражается в общем высоком уровне технической культуры персонала, в понимании каждым работ­ником своего места в процессе изготовления продукции, в умении точно соблюдать правила технологии и обеспечивать высокие конечные хозяйственные результаты. С переходом к информа­ционному обществу непременным условием, особенно для ин­женерно-технических, исследовательских и управленческих ра­ботников становится совершенное знание информатики и ов­ладение навыками использования компьютерной техники.

Высокий динамизм технологических нововведений вызвал необходимость создания на предприятиях и в общественном масштабе системы непрерывного образования кадров. Каждому работнику вменяется в обязанность регулярно пополнять и об­новлять свои профессиональные знания, проходя обучение в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации.

Стало быть, в последние десятилетия произошли необычайно глубокие количественные и качественные перемены на рынке труда. Это, естественно, сильно повлияло на цену продаваемого на нем товара.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.