Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели обмена в руководстве




Вероятностная модель руководства Мотивационная модель руководства Нормативная модель руководства Эффективность руководства Ситуационный контекст руководства Когнитивный ресурс руководства Зрелость персонала Заменители руководства

Вопросы и задания к практическим занятиям

1. В чем суть вероятностного подхода к руководству? Как он
складывался исторически?

2. Опишите основные компоненты «вероятностной модели
эффективности руководства» и сформулируйте ее ключевое
положение. Каков психологический смысл личностно-стиле-
вой переменной модели? Оцените возможности использо­
вания этой модели в практике менеджмента.

3. В чем суть «теории когнитивного ресурса»? Сформулируй­
те ее ключевое положение. Что общего между «вероятност­
ной моделью эффективности руководства» и «теорией когни­
тивного ресурса»?



Глава 7. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ


 


4. Опишите основные компоненты «мотивационной модели pv
ководства». Как они связаны между собой? Какие основные мп>
ложения содержит эта модель? Оцените возможности исш).'11*> \
зования «мотивационной модели» в практике менеджмента.!

5. Охарактеризуйте «нормативную модель руководства». Ки-
ковы основные ее компоненты? Какой стороне деятельности
руководителя более всего отвечает эта модель?

6. Почему «ситуационная теория руководства» столь попу»
лярна среди практиков? Каковы сильные и слабые стороны
этой модели?

7. Какой важный аспект вероятностного подхода отражен н
«теории заменителей руководства»? В чем недостатки этой
модели? Что общего между ней и рядом других известных иг
роятностных моделей?

8. Как можно соотнести вероятностный подход к руководи
ву с личностным и поведенческим подходами? Приведи!г
примеры анализа личности и поведения руководителя в кои
тексте вероятностного подхода.


Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДСТВУ

Вертикальная диадическая модель обмена в руко­водствеМодель ценностного обмена в руководст­веСоциально-когнитивные модели руководства (атрибутивные модели, процессы категоризации)

Напомню читателю, что суть трансакционистского подхода к пониманию лидерства, представленного прежде всего работами Е. Холландера [Hollander, 1985; 1992; 1993], изложена мной в 3.1.1. Там речь шла о лидерстве как психологическом феноме­не. Однако те же самые трансакционистские идеи, учитывая специфику трактовки лидерства в англоязычной литературе (см. 1.2.1) и понимание руководства как официально санкциониро­ванного лидерства [Ярошевский, 1982], могут быть использо­ваны и при рассмотрении лидерства в качестве организацион­ного феномена, т. е. руководства. Собственно, именно подобная логика рассуждения легко усматривается в следующих строках совместной публикации Е. Холландера и Л. Офферманн, по­священной проблемам власти и лидерства в организациях:

«Ориентированный на процесс, трансакционистский подход к лидерству проистекает из концепции социаль­ного обмена. Он делает акцент на развернутом во вре­мени социальном обмене, или трансакции, между лиде­ром и последователями, включая взаимное влияние и межличностную перцепцию... Лидер помогает последо­вателям в их действиях, например разъясняет ситуацию, направляет их усилия и т. п., на что последователи от­вечают ростом уважения к лидеру и податливости к его влиянию. Этот трансакционистский подход созвучен тем взглядам современной социальной науки, которые подчеркивают преимущество убеждающего влияния перед принуждением и подчинением в организацион­ном лидерстве» [Hollander & Offermann, 1990. P. 181].


358 Глава 8. ТРАНСАКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД К РУКОВОДС1И У

Итак, как же конкретно могут быть реализованы положении трансакционистского подхода в организационном лидере i ни или руководстве? Словно отвечая на этот вопрос, упомяну1 тые авторы называют отдельные организационно-лидерски! модели, базирующиеся на идеях обмена и каузальной атри» буции. К их рассмотрению я перехожу далее, естественно, дополняя свой анализ рядом других, в том числе и отечестлси ных, разработок, по разным причинам оставшихся вне поли зрения американских коллег.

Полученные к настоящему времени научные данные позно ляют выделить две основные модели обмена в руководстт1 вертикальную диадическую модель обмена и модель ценност ного обмена. Поскольку относящиеся к ним материалы доста точно объемны, для удобства восприятия они разбиты на дп«подпараграфа. Свой анализ я начну с обращения к первой и.» этих моделей, как более ранней по времени опубликования




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 948; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.