Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В орган власти может обращаться любой собственник, а сам орган без наличия достаточных оснований ему отказать не может




КС несколько раз повторяет, что земельный участок под МКД представляет собой часть общего имущества собственников помещений, с чем и связано его регулирование в ст. 16 ЖК РФ }.

В силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387 и 388 Налогового кодекса Российской Федерации).

Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

4.3. Таким образом, положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.

Правовой статус земельного участка многоквартирного дома носит особый характер. С точки зрения ГК РФ, проекта ГК РФ вещи подразделяются на главные вещи и принадлежности. Так, КС РФ в своем решении в отношении инженерных коммуникаций многоквартирного дома сделал вывод, что они не имеют самостоятельного значения, а потому являются принадлежностью по отношению к главной вещи — многоквартирному дому. Однако в отношении земельного участка под многоквартирном доме данная логика не подходит. Иванова, получается, считает, что его принадлежностью считать нельзя.

Есть отношения по формированию земельных участков (ст. 30 ЗК РФ; это земельные отношения). Земельный участок под многоквартирным домом включает в себя: площадь непосредственной застройки и землю под элементами озеленения и благоустройства. То есть, элементы озеленения и благоустройства имеют непосредственное отношение к многоквартирному дому (но не к земельному участку, ибо убрав многоквартирный дом, и оставив земельный участок с элементами озеленения и благоустройства не будет достигнута цель «обременения» земельного участка вещью-принадлежностью). Такими элементами являются, в том числе, инженерные коммуникации, паребрики, плитки, мощение и прочее.

Получается, что земельный участок — это то, что необходимо для эксплуатации и обслуживания жилого дома. При этом обслуживание и эксплуатация также разные явления: это зоны ответственности, в том числе, управляющих компаний (ТСЖ).

 

ЗК РФ в части критериев определения необходимой площади земельного участка для обслуживания и эксплуатации жилого дома указывает на четыре таких критерия (ст. 35; см. ранее):

1. Фактическое землепользование — для многоквартирного дому оно определяется по площади застройки, а также территория, обозначенная в техпаспорте дома как территория благоустройства (как правило, включается в территорию, выделенную для строительства дома).

Фактическое землепользование (то есть наличие законных оснований для использования земельного участка) определяется в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Таким законным основанием может быть определенная совокупность юридических фактов, которой, применительно к многоквартирному дому, может быть проектная документация, которая отображена в техническом паспорте. Видимо, Иванова имеет в виду, что тут вопрос в том, на какую площадь распространяется фактическое землепользование собственников помещений, и для этого необходимо посмотреть техническую документацию. Но вряд ли техническую документацию можно назвать основанием – основание это то, на основании чего пришло право использовать (договор; ЮФ, указанный в законе).

Ст. 6 «О введении в действие ГрадК РФ» гласит, что размеры земельных участков многоквартирных домов до принятия технических регламентов содержания территории определяются в соответствии с проектами планировки территории и проектами межевания (ст. 42 ГрадК РФ). В проекте планировки территории (с точки зрения правового значения данного документа) указываются красные линии застройки и зоны планируемого размещения объектов. Тут значение получается такое-же, как и в предыдущем абзаце.

Если при строительстве здания нарушены требования проектной документации / проекта планировки территории – это свидетельство несоответствия градостроительному законодательству.

 

Размер ЗУ под объектом недвижимости определяется по правилам ч 7 ст. 36 ЗК РФ: «Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка».

На практике это обрез по фундаменту здания и, что крайне редко, сверх того еще до 3-4 метра.

 

2. Красные линии утверждаются в документации по планировке территории (в градостроительной документации). В городских условиях красные линии отделяют земли общего пользования (п. 12 ст. 85 ЗК РФ: земельными участками общего пользования являются проезды, парки, скверы и прочее) от земель, предназначенных для застройки (или застроенных территорий).

Красные линии утверждаются в документации по планировке территории земельного участка, то есть фактически там же, где сейчас должны определяться границы ЗУ под МКД. Если же документации по планировке нет, например, проект планировки не утвержден, «возвращается» фактическое землепользование (проектная документация, технический паспорт).

 

3. Естественные границы (при их наличии) — в городе это не работает, поскольку территория застроенная. В таком случае необходимо обращать внимание на границы земельных участков общего пользования: улично-дорожная сеть, проезды, парки, скверы и прочее – все те же красные линии.

 

4. Соседние земельные участки (земельные участки смежных землепользователей) — в данном случае при определении границ важно, есть или нет спора с соседями (нет опасности оспаривания границы, или такая опасность уменьшается). То есть правовое значение имеет критерий отсутствия спора.

 

Применительно к земельному участку многоквартирного дома возникает вопрос, связанный с особенностями правоотношения по формированию земельного участка многоквартирного дома. Субъектами этого отношения являются представители исполнительного органа власти, представители правообладателей помещений в многоквартирном доме, правообладатели смежных земельных участков (если же смежными являются земельные участки улично-дорожной сети и другие земельные участки общего пользования, то участниками правоотношения являются представители местной администрации), орган кадастрового учета (кадастровая палата), кадастровый инженер.

 

Далее, возникает вопрос, кто определяет, какой земельный участок закрепляется за многоквартирным домом (это делает КЗР, судя по всему). Практика следует по пути предоставления земельного по обрезу фундамента. Возникает вопрос, как поступить, если дом находится на внутридворовой территории другого дома. В таком случае каждый многоквартирный дом «обладает» земельным участком по обрезу фундамента, но как поступить со двором, через который осуществляется проход во все дома? Это земельный участок общего пользования (это подтверждается картой градостроительного зонирования и проектами планировки территорий – ст. 30 и 42 Градостроительного Кодекса) или земельный участок совместного пользования.

Статья 262: 1. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Однако в любом случае возникают определенные проблемы: например, при выборе второго варианта возникает ограниченный, строго определенный субъектный состав; следовательно, он должен быть кем-то определен (в публично-правовом порядке); должна также быть определена цель использования; наконец, кто-то должен обратиться за формированием этого земельного участка.

 

КС РФ в постановлении №12-П от 28.05.2010 обратится за формированием земельного участка может любой собственник помещений. Эта позиция подходит для определения земельного участка под домом, а для формирования земельного участка двора фигура заявителя неясна: это любой собственник помещений или все собственники всех "заинтересованных" домов. Или же в данном случае следует говорить об определении порядка пользования земельным участком. А почему здесь не применятся норма о том, что с требованием о постановке на учет может обратиться любое лицо? И зачем вообще его кадастрить, если прав на него у жителей все равно нет?!

 

Например, в отношении перекрытия въездов во двор важно выяснить, является ли этот выезд единственным. Если въезд единственный у всех домов (через двор), требуется согласие всех для того, чтобы перекрыть въезд. Кроме того, важны цели перекрытия: пресечение доступа посторонних (общий интерес) или упорядочение территории для размещения автомобилей. Но ведь жители не имеют права на участок во дворе, на каком основании они будут перекрывать въезд. Для ограничение входа мало просто интереса.

 

По логике речь идет о межевом споре по внутренним границам земельного участка, но он к земельному участку он непосредственного отношения не имеет, хотя и порожден проблемами неурегулированности вопросов пользования земельным участком.

 

По мнению Ивановой, собственники помещения в многоквартирном доме не могут делать все, что хотят. Должен быть компромисс, должно быть подчинение общему решению. При ограничении же въезда должны быть такие критерии пропускного режима, которые обеспечивают невмешательство в частную жизнь собственников (то есть без «тотального контроля» въезжающих). Иными словами, те, кто против перекрытия двора, не должны злоупотреблять своими правами.

 

Закрытие территории должно происходить по решению общего собрания; во главе должны стоять требования безопасности (к слову, у всех правоохранительных органов, участкового и прочих должен быть допуск во двор).

 

Земельный участок внутридворовой территории (в условиях, когда это просто закрытый двор-колодец одного дома) формируется как самостоятельный земельный участок. Такой земельный участок может сдаваться в аренду, а может просто находиться в пользовании собственников дома.

 

Вариант: собственник домов на внутридворовой территории могут оспорить кадастровый учет своих земельных участков, на которых расположены их дома, обжаловать несформированность и необозначение внутридворовой территории по решению общего собрания собственников помещений (на том основании, что данная территория необходима для обслуживания дома), и включить внутридворовую территоию в земельный участок своего дома (будет общая долевая собственность). Но они должны обосновать законный общий интерес – безопастность и необходимость для эксплуатации и обслуживания дома. Такой «закрытый двор» – это перспективный вариант, правда увеличивается сумма земельного налога, а потому такой процесс никому не нужен.

 

Все проблемы заложены правилами формирования земельного участка многоквартирного дома, а именно: земельный участок дома считается по обрезу фундамента, а должна быть предусмотрена еще и территория, необходимая для обслуживания. Идеальный вариант – это рассмотрение в качестве неделимой вещи земельного участка с многоквартирным домом, включив также территории, предназначенные для озеленения и благоустройства (ибо обеспечение эксплуатации дома является, в том числе, обеспечением комфортности проживания). Такая «неделимость» определит правовой статус земельного участка.

 

Проходной двор (когда несколько домов, и у каждого имеется выход во двор) является территорией без правового статуса. Это либо просто белое пятно (неразграниченная территория), либо государственная собственность.

 

Все расходы по обеспечению этой территории (детские площадки и прочее) осуществляются органом публичной власти. Жители, если кадастровый учет еще не проводился, могут подать заявление о проведении такого учета. Данную территорию можно сделать «своей» и поставить ворота, но лишь в случае, если все со всеми договорятся, что, разумеется, затруднительно. Иными словами, проходной двор и его закрытие – гиблое дело.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.