Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Освобождение личности через освобождение трудящихся масс




Социализм и личность

Буржуазные критики социалистического строя пытаются доказать, будто он несовместим со свободой личности. Революционный марксизм, по их словам, не признает за человеческой личностью какой-либо ценности. О «тоталитарности» социалистического строя, «поглощении личности коллективом», «нивелировании» людей написаны сотни книг и тысячи статей. Но не может быть ничего более ложного, чем подобное представление.

Духовный облик человека, его отношение к окружающим и еголичное самосознание зависят от характера общества, в котором он живет.

Буржуазная пропаганда изображает капиталистический строй царством свободы личности, а формально-юридическое равенство людей выдает за единственно

 

 

возможную форму равенства. Однако на деле господство капитала — это величайшее надругательство над человеческой личностью.

Капитал строит отношения между людьми на корыстном расчете. Деньги заменяют все личные качества человека. В капиталистическом обществе, писал Маркс, «то, что я есмь и что я в состоянии сделать, определяется отнюдь не моей индивидуальностью. Я уродлив, но я могу купить себе красивейшую женщину. Значит, я не уродлив, ибо действие уродства, его отпугивающая сила, сводится на нет деньгами. Пусть я — по своей индивидуальности — хромой, но деньги добывают мне 24 ноги; значит, я не хромой. Я плохой, нечестный, бессовестный, скудоумный человек, но деньги в почёте, а значит, в почёте и их владелец. Деньги являются высшим благом — значит, хорош и их владелец» 9.

На одном полюсе изнурительный труд, всепоглощающая забота о куске хлеба изматывают и отупляют человека. На другом полюсе пресыщение жизненными благами и отсутствие плодотворной общественной деятельности порождают стремление замкнуться в интимных переживаниях своего «я». Такой индивидуализм приводит к оскудению внутреннего мира человека, рождает чувства опустошенности, тоски и раздвоенности. В условиях разложения буржуазного общества он легко превращается в зоологический, волчий эгоизм, ту идеологию «сверхчеловека», которую так ярко выразила философия Ницше, ставшая одним из краеугольных камней фашистского мировоззрения. Все это и есть настоящее «разрушение личности».

Выход из положения дает только социалистическая революция. «Если характер человека, — писал Маркс, — создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными»10. Не может быть свободы человека от общества, свобода возможна только в обществе. Чтобы освободить личность, надо освободить всю массу людей, изменив общественные отношения, которые их порабощают. Освобождение личности через освобождение трудящихся масс — вот суть позиции коммунистов, краеугольный камень их коллективистской идеологии.

Когда буржуазная пропаганда обвиняет марксистов в «уничтожении личности», она молчаливо исходит из того, будто основа личности — частная собственность. Но уничтожение частной собственности страшно лишь тем, у кого все общественное положение, начиная с комфорта и кончая авторитетом среди окружающих, базируется не на индивидуальных способностях и личных заслугах, а на привилегиях богатства. Таким людям отмена частной собственности на средства производства, используемые для эксплуатации и унижения других личностей, действительно кажется упразднением их

 

 

собственной личности, тем более что это лишает их возможности вести праздную жизнь, а труд для буржуа-паразита — самое ужасное бедствие.

Напротив, людям труда и таланта социализм открывает широкие возможности для раскрытия и применения их индивидуальных дарований. Только социалистический строй позволяет «...втянуть действительно большинство трудящихся на арену такой работы, где они могут проявить себя, развернуть свои способности, обнаружить таланты, которых в народе — непочатый родник и которые капитализм мял, давил, душил тысячами и миллионами» 11 (Ленин).

Социализм впервые признает право на развитие и самостоятельное творчество за простыми тружениками, которых буржуазная идеология всегда пренебрежительно третировала как «серую массу». Он вместе с тем обеспечивает это право, передавая в руки общества все материальные средства, позволяющие развивать таланты и способности людей. По мере укрепления социалистического строя, роста изобилия материальных и духовных благ и совершенствования общественных отношений неуклонно умножаются и возможности развития и творчества, расцвета личности всех членов общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.