КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Современное состояние российской системы образования
Российская система образования и пути ее реформирования
Российская система образования включает четыре подсистемы: дошкольное образование; общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование. Россия унаследовала систему образования, созданную в советские времена. Ее главными характеристиками являлись: право на бесплатное общее и начальное профессиональное образование для всего населения; право на получение на конкурсной основе бесплатного среднего и высшего профессионального образования; финансирование образования из государственного бюджета и частично – за счет средств государственных предприятий; предоставление образовательных услуг государственными образовательными учреждениями; унификация образовательных программ; централизованная система административного управления. Согласно российскому законодательству государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые*. * Закон Российской Федерации "Об образовании". Статья 5.
Изменения, происходившие в 1990-е гг. в сфере образования, касались прежде всего ее организационно-технологической составляющей. Произошли существенные перемены в содержании образовательных программ, ликвидирована всеобщая их унификация, активно шел процесс внедрения и распространения инновационных (авторских) программ обучения, возникла ситуация альтернативности образовательных программ, в последние годы стала развиваться новая форма получения образования – дистанционное обучение, появились новые виды образовательных организаций. Произошли изменения в институциональной структуре образовательных организаций: возник сектор негосударственного образования.
Дошкольное образование. В 2000 г. в Российской Федерации работало 51,3 тыс. дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4,3 млн. детей (56% детей дошкольного возраста). Если до 1990 г. сеть дошкольных учреждений постоянно расширялась, то в 1990-е гг. их количество уменьшилось на 42%. Это было вызвано сокращением численности детей, экономической невозможностью для многих предприятий продолжать содержать на своем балансе дошкольные учреждения, а также снижением спроса родителей на услуги дошкольных учреждений из-за сокращения реальных доходов и появления возможностей тратить больше времени на воспитание детей вследствие неполной занятости на работе или проблем с трудоустройством. Общее образование. В 2000/2001 уч. г. в России работали 66,4 тыс. дневных государственных общеобразовательных школ, в которых обучалось 20 млн. школьников. Длительность получения общего образования составляет 10 или 11 лет, если по желанию родителей ребенок идет в школу с шести лет. Для сравнения, в большинстве стран с развитой экономикой получение общего образования занимает 12–13 лет. В 1990-е гг. в нашей стране происходило развитие новых форм общеобразовательных учреждений: гимназий, лицеев, негосударственных школ, – альтернативных традиционным государственным школам. В 2000 г. они в совокупности составляли примерно 10% общего числа школ. Количество негосударственных общеобразовательных школ достигло 635 (0,9% общего числа дневных школ); в них обучалась 61 тыс. детей (0,3%). Развитие негосударственного сектора в сфере общего образования происходило в основном в крупных агломерациях. Более 40% негосударственных школ расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области. В последние годы темпы их роста замедлились. Недостаток собственных помещений (76% учебных площадей арендуются) и растущие расходы на аренду и коммунальные услуги вызывают постоянный рост платы за обучение и тем самым ограничивают спрос на услуги негосударственных школ.
Таблица 3.2
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |